Организация разумного, полезного, разнообразного по видам деятельности, приносящего массу ярких впечатлений досуга обучающихся – серьезная и актуальная проблема. И не случайно сегодня ей уделяется огромное внимание в школе.

Разрешение проблемы экологического кризиса предполагает формирование новой системы отношений человека и изменение той шкалы ценностей, которая сложилась к настоящему времени. Основная роль в данном процессе принадлежит экологическому образованию и воспитанию, целью которого является формирование экологической культуры личности. Одним из средств формирования экологического опыта можно выделить игру, которая соединяет в себе рациональное и чувственное начала в человеке.

Учащимся предлагается фраза, зашифрованная цифрами. Каждая цифра – порядковый номер  загадки. Разгадав загадку, учащийся называет одну букву из слова-отгадки, указанную в задании. Например: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь». (Взять вторую букву).

Слово-отгадка – репа, вторая буква слова – «е».

Организм и среда

Для учителя. Данное задание может быть использовано на разных этапах обучения: от начального до завершающего. В таблице записаны несколько основных свойств живых организмов и особенности взаимодействия организма с окружающей средой. Предлагается записать в таблице справа "Да” или "Нет”, отражающие согласие или отсутствие его с предлагаемой формулировкой. Выбор перед учеником небольшой, но возникающее сомнение усиливает впечатление от положительного во всех случаях ответа, биологические и экологические постулаты легче запоминаются. Для начинающего юнната таким образом задаются ориентиры, которым он может следовать при изучении живых организмов. Со старшими учениками задание можно использовать при повторении.

Цель: систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.

План:

I. Подготовка места проведения игры

Цели:

Обобщить, повторить и проверить знания, полученные на уроках биологии.

Расширить представление о животном мире.

Предварительная подготовка: Для каждого игрока приготовить карточки с цифрами от 1 до 6. Нарезать жетоны.

Для игры составляется 33 вопроса, ответы на которые начинаются на каждую букву алфавита. За правильный ответ учащемуся начисляется 1 балл. За ответ, начальная буква которого не известна (супер вопрос), присуждается 2 балла. Победителем становится учащийся, набравший наибольшее количество баллов, который получает отличную оценку.

Цель: формирование знаний учащихся о природе родного края, ее охраны; развитие коммуникативных умений, воспитание гражданской позиции, бережного отношения к природе.

Предварительная работа с детьми: посещение краеведческого музея, изучение природы родного края, экскурсии в природу.

Игра проводится с учащимися 6-7 класса, принимают участие в игре 5 команд. Целесообразно заранее сформировать команды таким образом, чтобы в каждой были ученики шестого и седьмого класса.

Цели и задачи:

Образовательные: проверить и обобщить знания учащихся по биологии, химии, экологии и географии, показать связь этих наук, выявить общий кругозор учащихся.

Развивающие: способствовать развитию интереса к предметам.

Рубрика "Яблоки бывают разные"

Вопрос № 1 (10 баллов). Плод, какого растения французы называли "плодом Адама" и как называется данный плод?

Ответ: растение банан, а его плод называется ягода (партенокарпик, без семян, образуется на женском растении).

Вопрос № 2 (20 баллов). Какое растение имеет плод, названный "большой ягодой, волчим персиком и перуанским яблоком"?

Ответ: растение томат.

Условия игры: Каждый класс представляет команду из 10 человек. У каждой команды есть сопровождающий с путевым листом, в котором указывается маршрут команды и набранные баллы. Маршрут предполагает «станции», на которых выполняются определенные задания викторины. На финише баллы суммируются, и по итогам определяется команда – победитель.

Цель: дать независимую комплексную оценку знаний, умений и навыков учащихся по курсу "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники”.

Оборудование: Таблицы "Грибы”, "Семейство лилейных”, "Семейство розоцветных”, "Моховидные”; Мультимедийный проектор, компьютер, компакт-диск "Ботаника. Электронный атлас для школьника”.

Цель: Способствовать формированию бережного отношения к природе.

Содержание игры: Каждая группа получает набор карточек с описанием растений. Задача группы: в течение часа найти растение по описанию, назвать его, из отмеченных букв в названиях составить фразу. В итоге должен получиться текст:

Цветы – улыбки Мира (первая группа)
И глаз очарованье. (вторая группа)

Цель:

В игровой форме обобщить материал, развивать интерес учащихся к предмету.

Игру провожу по окончании изучения темы "Основные отделы растений” на обобщающем уроке. Для игры используем волчок со стрелкой и круг, разделенный на двенадцать секторов, в каждом из которых лежит вопрос со своим порядковым номером.

Цели урока:

обобщение и углубление знаний учащихся по теме "Цветковые растения”, их многообразие в природе;

роль цветковых растений в природе, жизни человека, охрана цветковых растений;

привитие интереса к предмету биология.

Цель: прививать интерес к предмету.

Задачи:

Развитие умения быстро и грамотно отвечать на вопросы.

Развитие творческого, нестандартного мышления.

Умение работать в группе.

Данную игру можно провести среди учащихся 7-8-х классов как внеклассное мероприятие в Неделе биологии или как занимательный час в биологических кружках. В процессе подобных мероприятий ребята узнают много нового и интересного. Подготовка творческого и практического заданий игры развивает детей с разных сторон, открывает способности ребенка которые не проявляются во время урока. Это мероприятие может способствовать проявлению у учащихся интереса к живой природе, а следовательно, и внимательного, бережного отношения к ней.

Цели игры:

подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний,

продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации;

формировать интерес к предмету, стремление защищать живых обитателей Земли и охранять среду их обитания.

Цели мероприятия:

развитие интереса учащихся к предметам естественно-научного профиля,

формирование бережного отношения к природе,

воспитание чувства прекрасного.

Цели: закрепить, расширить знания по теме.

Задачи:

Образовательная – повышение интереса к изученным животным и бережному отношению к ним.

Развивающая – развитие мыслительной и творческой деятельности.

Воспитательная – развитие сотрудничества, взаимопомощи.

Вопросы для конкурса "Хочешь 5 по биологии?”

Разноуровневые вопросы для ребят с разным уровнем учебных достижений по предмету.

Интересная игра с равноуровневыми заданиями.

Вопросы разного уровня сложности позволят проявить свои знания ученикам с разным уровнем учебных достижений.

"Да-нетка", или универсальная игра для всех.

Пусть эта игра не подходит к приведенной ранее классификации, это не важно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

1. В 1758 году Ломоносов посылает двух способных молодых людей в Швецию для усовершенствования знаний по ботанике.

Вопрос: Кто у них был учителем в Швеции и какой новой науке они обучались?

Ответ: Карл Линней, систематика растений.

2. Ломоносов утверждал и доказывал, что это минерал органического происхождения и об этом "говорят червяки и другие гадины” и "законсервированные цветки”, хотя минерологи того времени считали, что это соединение "каменного масла с серной кислотой”.

Каждая команда получает тест (3 мин.), на который должна ответить.

Выполнив тест, должен получиться ответ: Борщевик

1.  Какие признаки характерны для всех живых организмов?

А   Активное передвижение

Цель: развитие творческих способностей, обобщить, углубить и закрепить знания и умения по теме "Систематика растений”.

Учащиеся разбиваются на 6 команд, которые вместе с учителем передвигаются по игровому маршруту (схеме).

Содержание станций 

Необходимое оборудование и материалы: электронная доска, тесты на бумажных носителях для проведения I тура.

Время реализации занятия: 70 минут (5 мин. – резерв)

Задачи занятия:

Образовательные:

Актуализировать основные знания обучающихся, которые они получили в 7 классе при изучении курса "Биология. Животные”.

Цель: Подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний;

продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации;

формировать интерес к предмету, стремление защищать живых обитателей Земли и охранять среду их обитания.

С помощью предложенных подсказок отгадайте  названия биологических объектов или биологические термины, являющиеся многозначными словами.

1.Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.

 2.Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.

 3.Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.

1.В первом отдыхают,

Пиво попивают.

Ветка толстая - второе,

Может быть совсем сухое.

1. У кого есть язык (язычок), но нет рта?

2.У кого есть горлышко, но нет шейки?

3. У кого есть зубы, но нет языка рта?

4.У кого есть ушко, но нет головы? 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru