Жизнь за стенами школы показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться.

В связи с этим в современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать, выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками, которая определяет развитие детей.

Для достижения данной цели учителя в своей практике используют различные технологии, среди которых особо хотелось бы выделить кейс-технологию.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейсы можно использовать на различных этапах урока и во внеклассной работе, при подготове к сдаче экзаменов.

 

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:

метод инцидента;

метод разбора деловой корреспонденции;

метод ситуационного анализа.

 

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся. На первом этапе ученики получают сообщение и вопросы к нему.

Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.

- Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетки.

Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».

Вопросы к тексту:

Могут ли это быть грибы?

А другие организмы (например, растения)?

 

Метод разбора деловой корреспонденции.

Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?

Вопросы:

Какую зависимость проследил Н.И. Лунин?

Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява?

Какие документы могут в этом помочь?

Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.

Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.

 

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Как выясняют причины экологической катастрофы» ученики анализируют отрывок из книги Наумова А.Д.

«В мае 1990 г. средства массовой информации оповестили об экологической катастрофе, разразившейся на Белом море: на побережье Летнего берега Двинского залива (примерно в 60 км от устья Северной Двины, выше по течению которой располагается Архангельск) в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для беломорского побережья. Гибель морских звезд могла быть вызвана причинами как естественного, так и антропогенного характера». (Наумов А.Д. Вечно живое Белое море/А.Д. Наумов, В.В. Федяков. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, 1993)

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

В чем заключается проблема?

Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

Как вы можете объяснить возникшую ситуацию?

Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на занятии, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля.

Новые информационные технологии, актуально использовать при составлении кейсов.  Целенаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках биологии позволяет значительно повышать учебную мотивацию

Педагог, имея в руках интересный фото- и видеоматериал, может сконструировать творческие задания необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. В своей практике я использую интерактивные презентации по общей биологии: «Задачи по молекулярной биологии», «Решение задач по генетике»

 

Пример кейса при решении задач по генетике

По адресу: ул. Новая д.29 кв. 33 въехала новая семья. В этой семье было трое детей. Семья сразу привлекла внимание любопытных соседей. Дело в том, что мать и отец были темноволосыми и имели курчавые волосы, одна дочь и сын имели темные и курчавые волосы, а у второй дочери были светлые и прямые волосы. «Наверное, дочь приемная? - начали спорить соседи.

Вопросы:

Укажите доминантный и рецессивный признак ?

Как вы представляете схему наследования?

Каковы генотипы родителей и детей ?

Какой вы сделали вывод?

В настоящее время по типу кейсов построены задания ГИА по биологии в части С (смотрите демо-версии)

Кейсы я так же использую при выполнении лабораторных работ. Вот пример такой работы по общей биологии:

 

Лабораторная работа "Изучение искусственной экосистемы (аквариума)"

Цель: изучение факторов среды и структуры экосистемы на примере аквариума.

Оборудование: аквариум с его обитателями.

 

Ход работы

А) Повторить теоретический материал и устно ответить на вопросы:

1.Что изучает экология?

2. Что такое экологические факторы и на какие группы они делятся?   п.67

3. На какие три группы можно разделить организмы, образующие сообщество и кто к ним относится? п.69

4.Чем искусственные экосистемы отличаются от естественных? п.73

Б) изучение экологического модуля

Описание экосистемы аквариума

Аквариум рассчитан на 10 л. воды, грунт песчаный, освещение естественное и искусственное. Кислорода в небольшом объеме воды мало, поэтому применяется искусственная аэрация. На песчаном грунте растет элодея канадская, валлиснерия, на стекле периодически появляется налет одноклеточных зеленых водорослей. От них хорошо очищают стекло красные катушки (брюхоногие моллюски). В воде плавают живородящие рыбы гуппи и меченосцы, а в песок зарываются сомики. Под лупой в капле воды можно увидеть таких рачков, как дафния и циклоп, под микроскопом инфузорию туфельку, бактерию сенную палочку. Для нормальной жизни обитателей их подкармливают сухим белковым кормом. В период размножения живородящих рыбок, их личики сразу отсаживаются в отдельную емкость, чтобы сомики их не уничтожили.

В) Далее письменно выполнить задания:

1. Укажите абиотические и биотические факторы среды этой экосистемы?

2. Выпишите отдельно продуценты, косументы 1 порядка, консументы 2 порядка и редуценты.

3. Почему аквариум, как и другие искусственные системы являются неустойчивыми?

К кейс технологии относится и проведение исследовательских работ.

В прошлом учебном году проведены две исследовательские работы:

а) развитие растений в весенний период, когда в течении месяца во время еженедельных экскурсий проводились фенологические наблюдения, фотографировались растения и создалась презентация.

б) с учащимися 8 класса проводилось исследование «Я и здоровый образ жизни». Учащиеся провели анкетирование в 5- 9 классах, обработали результаты и сделали выводы. Все это вошло в состав презентации: «Береги здоровье смолоду»

При использовании кейс-технологии достигаются следующие цели: развитие аналитического, творческого, критического мышления; практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций (возникающих в реальной деятельности); способность и готовность к оценке и принятию решения; гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний; развитие социальных компетенций при работе в группе.

Использование кейс – технологии позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины..

Кейс-технология способствует развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, выработке коммуникативных качеств, развитию инициативности учащегося. 

 

 


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru