I. Проведение письменной контрольной работы по вариантам

Вариант 1

1. При скрещивании тыкв с белыми плодами в F1 получили 67 растений с белыми, 19 с желтыми и 6 с зелеными плодами. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений.

2. Скрещивается гомозиготный пегий короткошерстный кролик с гладкошерстным ангорским, и потомки F1возвратно скрещены с гладкошерстным ангорским. При этом получено следующее потомство: 72 пегих короткошерстных; 69 гладкошерстных ангорских; 11 пегих гладкошерстных; 13 ангорских короткошерстных. Как наследуются признаки? Определите генотипы исходных животных и гибридов F1.

3. Какое отношение имеет частота кроссинговера к расстоянию между генами?

Вариант 2

1. От скрещивания растений тыквы с белыми и зелеными плодами в F1 получено расщепление: 86 белых, 39 желтых, 42 зеленых плода. Скрестив растения из F1 с белыми и желтыми плодами, получили следующее потомство: 1/2 с белыми, 3/8 с желтыми и 1/8 с зелеными плодами. Как наследуется признак? Объясните результаты скрещиваний, определите генотипы растений, использованных в скрещиваниях.

2. Растения томата сорта Золотая красавица имеют желтые плоды и высокий рост, сорт Карлик – карликовый с красными плодами. Как можно, используя эти сорта, получить гомозиготный карликовый сорт с желтыми плодами?

3. Почему рождается примерно одинаковое количество особей мужского и женского пола?

Вариант 3

1. При скрещивании растений фасоли с белыми семенами с растениями, дающими коричневые семена, в первом поколении все семена оказались пурпурными, а во втором – 560 пурпурных, 188 коричневых и 265 белых. Как это можно объяснить? Определите генотипы исходных форм.

2. При скрещивании растений томатов, одно из которых имело красные (А ) двугнездные (В) плоды, а второе – красные многогнездные (b), было получено потомство, среди которого 12 растений имели красные двугнездные плоды, 9 – красные многогнездные, 2 – желтые (а) двугнездные. Каковы генотипы исходных растений? Каких еще растений следует ожидать в этом скрещивании? Какова вероятность их появления?

3. Назовите особенности методов генетики человека.

Вариант 4

1. Зеленозерный сорт ржи при скрещивании с белозерным дает в первом поколении гибридов зеленозерные растения, а в F2 было получено 89 зеленозерных, 27 желтозерных, 40 белозерных растений. Объясните расщепление. Определите генотипы исходных растений.

2. От скрещивания растений дурмана с пурпурными цветками (А ) и гладкими коробочками (b) с дурманом, имеющим белые цветки (а) и колючие коробочки (В), было получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 – с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы исходных растений.

3. Какие гены можно отнести к аллельным? Как от сочетания аллелей зависит проявление признака?

Вариант 5

1. Цветы душистого горошка могут быть белыми и красными. При скрещивании двух растений с белыми цветками все потомство оказалось с красными цветками. При скрещивании потомков между собой оказались растения с красными и белыми цветками (9:7). Определите генотипы родителей и потомков F1 и F2.

2. В семье, где жена имеет I группу крови, а муж – IV, родился сын дальтоник с III группой крови. Оба родителя различают цвета нормально. Определите вероятность рождения здорового сына и его возможные группы крови. Дальтонизм наследуется как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак.

3. Как вы объясните, что явление полимерии особенно важно для понимания наследования количественных признаков?

Вариант 6

1. Цвет зерен у пшеницы контролируется двумя парами несцепленных генов, при этом доминантные гены обусловливают красный цвет, а рецессивные окраски не дают. При скрещивании краснозерных растений между собой в потомстве произошло расщепление на окрашенные и белые в соотношении 15:1. Интенсивность окраски варьировала. Определите генотипы скрещиваемых растений и вариации в окраске зерен у потомства.

2. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родились сын глухой и дальтоник и дочь – дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х-хромосомой, а глухота – аутосомный признак.

3. Какие механизмы могут вызвать существенные отклонения от ожидаемого расщепления?

Вариант 7

1. Цвет зерен у пшеницы контролируется двумя парами несцепленных генов, при этом доминантные гены обусловливают красный цвет, а рецессивные окраски не дают. Растения, имеющие красные зерна, скрещивали тоже с краснозерными, но менее яркой окраски. В потомстве получилось 75% краснозерных, но с различной степенью окраски, и 25% белозерных. Определите генотипы скрещиваемых растений и их потомства.

2. В некоторых случаях часть Х-хромосомы оказывается генетически инертной, а Y-хромосома несет те или иные аллели. У человека в Y-хромосоме может находиться ген, определяющий развитие перепонки между 2 и 3 пальцами ног. Определите, какие будут дети и внуки у мужчины с перепонками между пальцами и женщины, у которой перепонок нет.

3. Приведите примеры отклонений от законов Г.Менделя в наследовании признаков.

Вариант 8

1. Зеленое растение кукурузы при самоопылении дает около 15/16 зеленых и около 1/16 белых (летальных) сеянцев. Объясните эти результаты, определите генотип исходного растения.

2. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявятся также обе аномалии одновременно?

3. Как вы объясните факты более высокой смертности детей от родственных браков у человека?

Вариант 9

1. При скрещивании двух зеленых растений кукурузы получено потомство, в котором примерно 9/16 растений имеет зеленый цвет, а 7/16 – не окрашены. Как можно объяснить этот результат? Определите генотипы исходных растений.

2. У томатов высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

3. Какие особенности наследования признаков, сцепленных с полом, вы можете назвать?

Вариант 10

1. Растение душистого горошка с белыми цветками, скрещенное с пурпурноцветковым, дало 3/8 с пурпурными и 5/8 с белыми цветками. Как это можно объяснить? Определите генотипы исходных растений.

2. Красная окраска ягоды земляники определяется неполностью доминантным геном, а белая – его рецессивным аллелем, розовую ягоду имеют гетерозиготы. Форма чашечки у земляники может быть нормальная, определяемая неполностью доминантным геном, и листовидная, определяемая его рецессивным аллелем. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму. Определите возможные фенотипы и генотипы потомства, полученного от скрещивания растения, имеющего розовую ягоду и нормальную чашечку, с растением, имеющим розовую ягоду и листовидную чашечку.

3. Почему коты с черепаховой окраской, в отличие от кошек, практически не встречаются в природе?

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru