Цель:

обобщить и систематизировать знание по теме; отрабатывать навыки работы со схемами, таблицами; учить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников;

развитие аналитического мышления, умения выделять существенные признаки, устанавливать связи места обитания с образом жизни и строением; умение производить классификацию фактов, развивать умение обобщать и делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: мультимедийный проектор, Красная книга, иллюстрации птиц, аудиозапись птичьих голосов; карточки с заданиями, листы контроля. На каждом столе набор из перьев (красные, желтые, синие).

Класс разбивается на группы по 4-5 человек по желанию учащихся. Обсуждение всех вопросов идёт по группам

Ход урока

Звучат голоса птиц (~0,5 мин)

Вопрос: На улице зима, холодно, а мы сегодня с Вами слушаем пение птиц. Почему? (Потому, что сегодня на уроке мы будем говорить о птицах)

Вопрос: Ребята! А как мы можем назвать с Вами такое явление , когда мы слышим голос не одной, а сразу большого числа птиц? (Птичий гомон, многоголосье, Птичий базар)

Так пусть наш урок сегодня называется «Птичий базар».

Учитель: Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме «Класс Птицы». Если это заключительный урок, то какие же задачи мы перед собой поставим на этом уроке.

Дети высказываются о задачах, учитель обобщает и озвучивает общее мнение.

Задачи: повторить и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках по классу Птицы; расширить и углубить знания по данной теме.

Инструкции к уроку: У Вас на столах лежит лист контроля, в котором вы должны будите оценить сами себя по каждому виду заданий. Критерии оценки и правильные ответы тоже прилагаются. Надеюсь на вашу честность и объективность при самооценке собственных ответов.

Учитель: Прежде чем перейти к выполнению основных видов заданий, я хотела проверить ваш эмоциональный настрой. У вас на столах лежат перышки разных цветов. Поднимите то, которое больше соответствует вашему настроению (красное – радостное; желтое – приятное; синее - грустное). я показываю детям желтое перышко – мне приятно с вами общаться.

Задание 1: Выберите номера, которыми отмечены особенности строения птиц, являющиеся приспособленностью к полету.

Кости у птиц полые, заполнены воздухом и тонкие.

У птиц нет мочевого пузыря.

Кожа птиц тонкая, сухая.

У птиц есть почки.

На грудинке есть особый вырост – киль.

Передние конечности птиц преобразованы в крылья.

высокий уровень обмена веществ, что обеспечивает птиц энергией.

У самок птиц есть всего один яичник.

Легкие птиц соединены с воздушными мешками.

(Ответы: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9)

Задание 2: Узнай птицу по описанию.

Удивительно красивое белоснежное оперение этой птицы. Весной с наступлением брачного периода, на ее спине вырастают и сохраняются, до начала лета особые чудесные перья. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко. Сейчас охота на этих птиц запрещена. (Белая цапля)

Основная пища этих птиц - насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых только они клюют мохнатых ядовитых гусениц. Еще об этих птицах известно, что они не строят гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда мелких певчих птиц. (Кукушка)

Это небольшая птица величиной с воробья, хвост ее в виде вилочки. Гнездо ее имеет полушаровидную форму. Оно вылепливается из комочков грязи и смачивается слюной. Питается насекомыми, которых ловит на лету.(Деревенская ласточка)

Птица очень мелких размеров, меньше воробья. Ловко лазает по деревьям, тростнику. Гнездо обычно делает из растительного пуха в виде рукавички с боковым входом. Подвешивает гнездо на тонких веточках, часто над водой.(Ремез)

Крупные птицы с длинной шеей и сравнительно короткими ногами. Всю жизнь живут парами. О верности этих птиц слагают стихи и поют песни. (Лебеди)

Эта птица относится к числу хищных птиц. Охотится днем. Хвост у него белый, клиновидный. Выслеживая добычу, способен подолгу парить высоко в небе. Питается зайцами, сусликами, рыбой. Занесен в Красную книгу. (Орлан - белохвост)

Птица средних размеров. Оперение черное. В средней полосе России прилет этих птиц означает наступление весны. Кормятся на пашне, чистят ее от червей. (Грачи)

Замечательно! Вы отлично справились с заданием. Всего же в пределах Астраханской области можно встретить около 260 видов птиц. Одних птиц (оседлых) можно встречать круглый год, других (перелетных и кочующих) – во время миграций. (См. Карта Астраханской области и на ней птицы. Информация по Красной книге).

Задание 3: Укажите соответствие видов птиц, мест их обитания и пищи.

Вид

Места обитания

Пища

А. Глухарь
Б. Синица
В. Дятел
Г. Гриф
Д. Дрофа
Ж. Цапля
З. Грач
И. Трясогузка

1. Водоемы и их берега
2. Заросли кустарник
3. Лес
4. Степи
5. Горы
6. Пашни
7. Поле

1. Водные беспозвоночные
2. Насекомые
3. Почки и ягоды
4. Семена
5. Мелкие позвоночные
6. Падаль 
7. Птицы
8. Беспозвоночные обитатели почв.
9. Земноводные.

Ответы:
А – 3 - 2, 3, 4
Б – 2, 3 – 2, 4
В – 3 – 2, 4
Г – 4, 5 – 6
Д – 4 – 2, 5 
Ж – 1 – 9, 1
З – 6, 7 – 2, 5, 8
И – 4, 6, 7 – 2, 4, 8

Чем же вызвано такое многообразие птиц? (Различные места обитания птиц: лес, открытые места, водные пространства, различная пища и т.д.)

Задание 4: Заполни схему. (Взаимопроверка в группах)

 


 

Ответ: Роль птиц в природе и жизни человека:

Распространяют плоды, семена, опыляют растения;

Птицы – санитары уничтожают грызунов, больных птиц;

Имеют промысловое значение: птиц разводят в неволе для получения мяса, пуха, яиц;

Уничтожают вредителей растений.

Подведем итог нашей работе на сегодняшнем уроке:

Что же вы узнали нового? Чем вам заполнился сегодняшний урок?

Давайте дадим оценку нашему уроку по 100 – бальной шкале:
100 б. ─ 50 б.─ 0 б. Где на этой шкале мы можем поместить наш урок? Спасибо!

А теперь давайте подсчитаем количество заработанных вами баллов:
Если вы набрали от 12 и больше баллов оценка «5», 8-11 баллов – «4», менее 8 баллов – «3».

Озвучим оценки, сдайте листы контроля.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru