Задачи: раскрыть характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, черты приспособленности к местам обитания, роль в природе и практическое значение; совершенствовать умения узнавать изученных рыб, обосновывать черты приспособленности к жизни в водной среде.

Оборудование: таблицы, рисунки из учебника и других книг с изображением морских и пресноводных рыб, диапозитивы об акулах, скатах и осетровых, диафильм о важнейших отрядах костных рыб, диафильм о значении рыб и охране рыбных богатств.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях организации рыб на примере костных рыб. (Беседа по вопросам 1–8 из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать изученных рыб, обосновывать их принадлежность к надклассу рыб, черты приспособленности к жизни в воде. (Самостоятельная работа для 2–3 учащихся по заданиям из рубрик «Подумайте», «Выберите правильный ответ» и заданиям к рисунку 150 из учебника.)

II. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний о классификации надкласса рыб, основных классах хрящевых и костных рыб, их многообразии. (Беседа с использованием таблиц.)
2. Класс Хрящевые рыбы, особенности организации как наиболее древних позвоночных: своеобразный чешуйчатый покров, парные плавники, хрящевой скелет, отсутствие жаберных крышек, плавательного пузыря и др. Акулы и скаты – основные представители хрящевых рыб, многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, диапозитивов или кадров диафильма.)
3. Класс Костные рыбы, многообразие видов. Характерные признаки организации, отличающие их от хрящевых рыб, основные группы: хрящекостные, двоякодышащие, кистеперые, костистые рыбы. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц, диапозитива.)
4. Особенности строения, жизнедеятельности хрящевых рыб, многообразие видов (тигровая, белая, гигантская и китовая акулы, скат хвостокол, электрический скат и др.), черты приспособленности к питанию, передвижению. Роль в морских биоценозах. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация диапозитивов.)
5. Двоякодышащие рыбы – одна из древних групп пресноводных рыб, распространение, характерные признаки: наличие жабр, «легких», в основном хрящевой скелет, наличие хорды, черты приспособленности к переживанию жаркого сезона года. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация диапозитивов.)
6. Кистеперые рыбы, особенности организации на примере латимерии: распространение, места обитания, питание, наличие хорды, позвонки зачаточные, хрящевой череп, сходство строения скелета плавников со строением конечностей наземных позвоночных. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация диапозитивов.)
7. Лучеперые рыбы, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие видов, роль в биоценозах пресных и морских водоемов и практическое значение. (Беседа, демонстрация таблиц, диапозитивов или диафильма.)

III. Задание на дом: изучить раздел II из темы «Надкласс рыб», подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверьте свои знания», знать общую характеристику надкласса рыб, приведенную в учебнике, по желанию выполнить задание: «Рассмотрите рисунок. Назовите изображенных на нем рыб. К каким систематическим группам они относятся?»

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru