Задачи: ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков как более сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кольчатыми червями, происхождением моллюсков; совершенствовать умения узнавать изученных моллюсков.

Оборудование: влажный препарат обыкновенного прудовика или виноградной улитки, раковины моллюсков, таблицы, рисунки из учебника или других книг с изображением моллюсков.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний о многообразии кольчатых червей разных классов, особенностях их строения, жизнедеятельности, связанных со средой обитания, значении их в биоценозах. (Устный опрос по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать изученных кольчецов, обосновывать их принадлежность к определенному классу, черты приспособленности к среде обитания. (Самостоятельная работа по заданию из рубрики «Выберите правильный ответ» или «Какие утверждения верны?».)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о типе моллюски, или мягкотелые; многообразие известных видов, среды обитания, происхождение. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц или использование рисунков.) 
2. Особенности строения моллюсков, отличающие их от кольчатых червей: части тела, покров, мантия, мантийная полость. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, влажного препарата, раковин.)
3. Усложнение пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем моллюсков по сравнению с аналогичными системами кольчатых червей.
4. Особенности строения разбросанно-узлового типа нервной системы, органов чувств, зрения, равновесия, органов химического чувства. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация рисунка, таблицы.)
5. Размножение раздельнополых и гермафродитных форм моллюсков, системы органов размножения, их местоположение в организме и функции. (Беседа с элементами рассказа учителя, использование рисунков или таблицы.)

III. Закрепление знаний об особенностях организации моллюсков. (Лабораторная работа «Внешнее строение моллюска»).

IV. Задание на дом: изучить раздел I темы «Тип Моллюски», закончить оформление результатов лабораторной работы, подготовить ответы на вопросы 1–10 из рубрики «Проверьте свои знания».

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru