Цель урока: ознакомить учащихся со строением, функциями зрительного анализатора, видами ощущений с точки зрения биологии и физики.

Задачи урока:

Показать работу анализатора с точки зрения биологии и законов физики;

Сформировать необходимость бережного отношения к органам зрения;

Формирование целостной картины мира через интеграцию знаний по предметам естественнонаучного цикла.

Оборудование:

таблицы по биологии, изображающие зрительный анализатор;

телевизор,

видеомагнитофон,

кассета по анатомии;

рисунки, подтверждающие иллюзию зрения.

DVD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8-й класс

видео "Квант”, раздел "Сенсорные системы. Зрение”.

ХОД УРОКА

I. Повторение.

Учитель биологии: На прошлом уроке мы выяснили какие системы помогают человеку воспринимать и понимать окружающий мир.

– Назовите эти системы и их значение.

(Предполагаемые ответы: 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

а) восприятие внешних и внутренних раздражителей; 
б) отбор информации; 
в) правильное реагирование на большое число происходящих событий.)

Учитель биологии: Почему органы чувств называют анализаторами?

( Д: воспринимаем рецепторами, а обрабатывается информация в головном мозге)

Учитель биологии: Какой анализатор играет важнейшую роль в восприятии окружающего мира? (Д: зрительный анализатор – до 70 – 85% информации)

Учитель биологии: поэтому изучение анализаторов мы начинаем со зрительного анализатора. Тема урока:

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Учитель биологии: – все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому школьные предметы не могут быть изолированы друг от друга.

Связи между предметами помогают глубоко и всесторонне усваивать основы наук в школе. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать зрительный анализатор с точки зрения биологии и физики.

Глаз состоит из основной и вспомогательной систем. К вспомогательной системе относятся брови – отводят пот от глаз, веки с ресницами – защищают глаз от ветра, пыли, слезные железы смачивают оболочку глаза. К основной – относится оптическая система.

Учитель физики: (таблица по биологии, изображающие зрительный анализатор)

Оптической системой глаза является:

Склера – защитная оболочка глаза, в передней части прозрачная и называется роговицей.

Радужная оболочка – определяет цвет глаз, отверстие в ней – зрачок. Он регулирует световой поток.

Хрусталик – прозрачное тело, свободно пропускающее свет.

Стекловидное тело – прозрачное вещество, которое заполняет весь объем глаза.

Глазное дно – выстлано нервными окончаниями.

Что является основной частью хрусталика. ( Д: Хрусталик)

Что он из себя представляет ( Д: выпуклая линза)

: Какое изображение дает хрусталик (Д: уменьшенное и перевернутое)

Где должен располагаться предмет, чтобы получилось такое изображение

(Д: за двойным фокусом)

Учитель физики: проведем Фронтальная лабораторная работа "Получение изображения предмета, расположенного за двойным фокусом собирающей линзы”. 

Учитель физики: Построим изображение предмета, расположенное за 2м фокусом (Учитель чертит на доске, учащиеся оформляют работу в тетрадях по физике).

Учитель физики: Благодаря чему мы воспринимаем изображение в натуральную величину и не перевернутое?

Учитель биологии: Сетчатка глаза – рецепторы в виде палочек и колбочек. Палочки отвечают за восприятие световых изображений, колбочки – цвет.

Рецепторы воспринимают информацию, по проводящим путям нервные импульсы поступают в ЦНС, именно там эта информация обрабатывается.

– В каком отделе головного мозга, и что вы можете сказать по этому поводу?

(Д: затылочная доля, информация от правого глаза идет в левое полушарие, от левого – в правое)

Сейчас мы предлагаем вам заполнить таблицу на основе нового материала, но прежде просмотрите небольшой фрагмент фильма о зрительном анализаторе. 

(Учащиеся смотрят фильм "Сенсорные системы. Зрение” , затем в течение 5 мин заполняют таблицу)

Учитель физики: обсуждение таблицы. 

Подведение итога:

Мы познакомились со строением и работой зрительного анализатора.

Запишите Д/З биология – & 52, закончить таблицу, физика – стр. 185-188 (материал дополнительного чтения)

Учитель биологии: Зрительный анализатор уникален, что позволяет рассматривать изображение со многих точек зрения. В результате этого иногда возникает иллюзия зрения (работа с иллюстративными картинками. 

Учитель физики: Часто человек использует то, что было создано природой

– Какие оптические приборы вы знаете?

(Д: микроскоп, лупа, телескоп, очки, фотоаппарат…)

– Какой оптический прибор создан по принципу строения и работы глаза?

(Д: фотоаппарат)

- Что общего между глазом и фотоаппаратом?

(Д: выпуклая линза, изображение перевернутое и уменьшенное)

Учитель физики: В старых фотоаппаратах были еще створки, имитирующие зрачок глаза, с их помощью регулировался поток света на пленку. Сейчас это делается автоматически.

Учитель биологии: нагрузка на органы зрения очень велика, т.к. до 85% информации мы получаем с помощью этого анализатора. Значит, надо беречь этот орган. ( фильм)

Разговор о заболеваниях и их профилактике мы рассмотрим на следующем уроке.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru