Цели урока:

формирование знаний о  геологическом летосчислении, ознакомить учащихся  со сравнительными и абсолютными методами определения возраста Земли и ее геологического развития;

формирование знаний о  геологическом летосчислении, ознакомить учащихся  со сравнительными и абсолютными методами определения возраста Земли и ее геологического развития;

сформировать представление об эволюции земной коры и становлении системы знаний по этой проблеме;

выяснить какие химические изменения происходили в процессе эволюции Земли;

изучить отпечатки и окаменелости фауны и флоры Большого каменного оврага; оформить материал в виде виртуального путешествия;

развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить формирование представлений о межпредметных связях;

развивать навыки самостоятельной работы, сотрудничества в группе;

воспитывать уважительное отношение к друг другу, взаимовыручку и товарищескую  поддержку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, отрывок кинофильма «Развитие жизни», коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, геохронологическая таблица, тектоническая карта России.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Немного истории: (сообщение ученика)

Ещё в XVIII веке никто не задумывался над «возрастом горных пород», однако методы будущей науки уже разрабатывались любителями геологии. Так Николас Стено впервые (1669) сформулировал положение, которое в настоящее время играет роль закона: в разрезе нормально залегающие отложения отражают последовательность геологических событий. Вильямс Смит (1769—1839) определял степень одновозрастности слоёв пород по окаменелостям. Эти вопросы поднимал и М. В. Ломоносов (1763). Дальнейшее развитие методов определения возраста вначале опиралось только на анализ различных окаменелостей. Предпосылкой к изменению ситуации стало открытие, которое случайно сделал в 1896 году французский химик Антуан Анри Беккерель: «лучи Беккереля», позже переименованные Марией Кюри в радиоактивное излучение. Это открыло путь к определениям абсолютного возраста методом радиоизотопного датирования. Его применение известно как ядерная, или абсолютная геохронология. В 1907 году Эрнест Резерфорд провёл первые опыты по определению возраста минералов по урану и торию на основе созданной им совместно с Фредериком Содди теории радиоактивности. В 1913 году Содди ввёл понятие об изотопах, которое стало очень важным для методов абсолютной датировки.  В 1939 г. Альфред Нир создал первые уравнения для расчёта возраста и применил масс-спектрометр для разделения изотопов. С этих пор ядерная геохронология стала основной для определения последовательности геологических событий.

Учитель географии: Прочитайте в выданном вам тексте и определите два этапа, составьте кластер «Виноградная гроздь»

Рассмотрите «Геохронологическую таблицу», разберите в парах и расскажите о таблице
(из каких частей состоит таблица, сколько эр, сколько периодов, сколько складчатостей она составляет). 

Учитель биологии: Немногие знают, что на территории Волгограда и области находятся десятки естественных образований, которые признаны памятниками природы. 
В результате представленных данных мы можем убедиться, что процесс образования занимает длительный период. На примере памятника природы Большой каменный овраг мы можем рассмотреть все эры. Они расположены в нем как коржи. Но особенно хорошо выражен растительный и животный мир палеозойской и мезозойской эры.

Группа 1:

Большой Каменный Овраг находится в 5-ти км, от г. Жирновска, на правом берегу р. Медведица. Представляет собой уникальный геологический разрез с фауной. Вскрываются пласты, формировавшиеся от 300 млн. лет назад почти до настоящего времени. Известняки этого оврага удивляют своим цветом и разнообразным рисунком. Здесь можно также обнаружить окаменелости: брахиоподы (плеченогие), одинокие кораллы конической формы или в виде небольшого загнутого рога, обломки игл морских ежей. 

Учитель химии и группа 2: 

Химическая эволюция –  этап, предшествовавший появлению жизни, в ходе которого органические вещества возникли из неорганических молекул под влиянием внешних энергетических и селекционных факторов и в силу развертывания процессов самоорганизации, свойственных всем относительно сложным системам, которыми бесспорно являются все углеродсодержащие молекулы.Также этими терминами обозначается теория возникновения и развития тех молекул, которые имеют принципиальное значение для возникновения и развития живого вещества.

Учитель физики и группа 3: Ядерная геохронология базируется на ядерном распаде элементов в минералах и горных породах, что приводит к накоплению определенных продуктов распада в течение геологического времени. Эта новая отрасль геологической науки стала развиваться после открытия радиоактивности и изучения геохимии радиоактивных элементов. Методы ядерной геохронологии, или радиологические методы измерения геологического возраста, основываются на использовании основного закона радиоактивного распада, который имеет статистический характер. Согласно этому закону, количество распавшихся атомов за единицу времени пропорционально первоначальному числу атомов. 

Однако для определения возраста биологических останков используется радиоуглеродный метод. Мы знаем, что скорость распада радиоактивного изотопа характеризуется периодом полураспада. Это время, в течение которого исходное количество атомов уменьшается в 2 раза. В атмосфере Земли азот превращается в радиоактивный изотоп 14С с периодом полураспада 5750 лет.  

5. Итоги урока

– Какие этапы развития Земли мы с вами определили?
– Как менялся облик Земля на протяжении 4,6 миллиардов лет?
– Какие процессы формировали облик Земли?
– Какими методами мы можем определить возраст Земли?
– Что происходило с живыми организмами в это время?

6. Домашнее задание

Составить кроссворд по теме «Геологическое летоисчисление», по желанию –  творческая работа "Геологическая история моего края”.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru