Цели урока:

1. Создать условия для самостоятельного усвоения обучающимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе и её относительности.

2. Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и наглядными пособиями, сравнивать их, обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания.

3. Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда.

Оборудование: таблицы «Сочные плоды», «Сухие плоды», «Способы распространения плодов и семян», коллекции плодов и семян по каждому способу их распространения, инструктивные карточки для работы в группах, мультимедийный проектор.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Подготовительная работа (за 1-2 дня до урока):

1. Сформировать рабочие группы.

2. Выбрать учеников-консультантов.

3. Выявить их уровень подготовленности.

4. Разъяснить их роль на предстоящем уроке.

План урока (45 минут):

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Проверка знаний (10 мин.)

А) Восстановить текст, частично повреждённый Мелоехкой.

Б) Самоконтроль.

В) Заполнение листа самооценки.

3. Изучение нового материала (20 мин.)

А) вступительное слово учителя.

Б) Мультимедийная презентация обучающихся «А знаете ли вы что…»

В) Мотивация и целеполагание.

Г) Работа в группах.

Д) Отчёт каждой группы по плану.

Е) Заполнение обобщающей таблицы и формулирование вывода.

4. Закрепление и применение знаний, умений, навыков (10 мин.)

5. Подведение итогов и задание на дом. (3 мин.)

 

Ход урока

1. Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

-Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

2. Проверка знаний.

А) В начале урока проведём небольшую проверочную работу: восстановить текст, частично повреждённый Мелоежкой.  И пусть слова Конфуция «Достаточно, чтобы слова выражали смысл» стимулируют работу ваших мыслей.

Обучающиеся выполняют работу.

Б) Самоконтроль.

-Полученные знания сверим с ответами на слайде.

В) Заполнение листа самооценки.

По результатам проверки начинаем заполнять лист самооценки.

Оценка: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибок – «3».

 

Лист самооценки группы

Фамилии обучающихся

Этапы урока

Итоговая оценка

Проверка

Изучение

Применение

Анализ

 

3. Изучение нового материала.

А) вступительное слово учителя:

-Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод – это «зрелый цветок». На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции. Тема нашего урока «Плоды». Запишите её в тетрадь.

Б) Мультимедийная презентация обучающихся «А знаете ли вы что…» Информационная подборка интересных фактов о растениях, у которых созревают удивительные плоды. 

В) Мотивация и целеполагание.

Учитель :

- Известно, что

редька полевая ежегодно образует 160 семян,

незабудка средняя – 700 семян,

фиалка трёхцветная – 2500 семян,

одуванчик лекарственный – 5000 семян,

мак самосейка – 20000 семян,

тополь чёрный – 28000000 семян.

- Если бы все созревшие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция. Как решает эту проблему одно из самых известных растений, описал в своём стихотворении «Одуванчик» Всеволод Рождественский. Внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте сформулировать цель нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить.

 

Когда идёшь тропинкою

Куда ни глянь в поля

Белеют чудо – шарики

На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.

Но лишь пройдётся осенью

Других ветров волна, -

Срываются, взвиваются

На воздух семена.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

 

Обучающиеся формулируют цель урока: изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе.

В) Работа в группах.

-Эти знания вы получите самостоятельно, выполняя задания по инструктивной карточке. Высказывание Цицерона «Практика – лучший учитель» будет вам напутствием перед выполнением этой работы.

Школьники внимательно читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются плоды и семена (натуральные и изображённые на карточках – рисунках). Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Инструктивная карточка 

Г) Заслушиваются и рецензируются ответы обучающихся по плану, уточняются и дополняются, если это необходимо. Одновременно на доске заполняется обобщающая таблица. 

Д) По результатам данной работы заполняется лист самооценки группы.

Е) Вопросы учителя к классу и формулирование первого вывода:

- Какими способами распространяются плоды и семена?

- Какие приспособления возникли у плодов и семян в связи с различными способами распространения?

- Какое значение имеет распространение семян?

Формулирование первого вывода: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

Школьники записывают вывод в тетрадь. 

4. Закрепление и применение знаний, умений, навыков.

А) Задание: проанализируйте таблицу и найдите примеры растений, которые приспособлены к распространению плодов и семян несколькими способами.

Обучающиеся называют растения, которые распространяются несколькими способами.

Но большинство растений приспособлено к распространению плодов и семян только одним способом.

Б) Беседа по вопросам и формулирование второго вывода: в процессе эволюции под действием естественного отбора у растений выработались приспособления для распространения плодов и семян определённым способом в конкретных условиях среды, такая приспособленность называется относительной.

Школьники записывают вывод в тетрадь. 

5. Подведение итогов урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Достигнута ли цель урока?

- Что мы для этого делали?

- Что у нас получилось хорошо?

- Что нам пока не удаётся?

- Как оценивают свою работу группы?

Домашнее задание. выпишите, кА называются плоды граната, апельсина, шиповника, земляники, ананаса, инжира, финика, грецкого ореха, арахиса и других растений, которые вас заинтересовали.

Желаю удачи!

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru