Главная идея урока: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» И.П.Павлов.

1. Организационный момент: 1-2 мин.

А) приветствие;

Б) учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).

В) проверка школьных принадлежностей на партах.

2. Этап актуализации знаний: 10-15 мин.

Игра «Пирамида».

На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются пары учеников. Остальные- болельщики. Начинающая пара выбирает поле игры.

1. «Что такое?»

2. «Да и нет»

3. «Найди соответствие»

4. «Узнай орган по таблице»

5. «Расскажи мне, расскажи…»

6. «Третий лишний».

1 конкурс «Что такое?».

За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнёр догадался, о чём идёт речь.

1. Питательные вещества.

2. Кариес.

2 конкурс «Да - нет».

В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За одну минуту один из участников зачитывает утверждения, а второй говорит «да», если оно верно, «нет» - если оно ошибочно. Весь класс поднимает «светофор»: красный свет - «да», зелёный - «нет».

1. сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.

2. питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.

3. глотка является частью пищеварительного тракта.

4. в состав эмали зубов входят соли кальция.

5. у каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.

6. в ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.

7. слизистая желудка содержит большое количество желёз, выделяющих кишечный сок.

8. в глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные утверждения: 2,3,4,6,8.

3 конкурс «Найди соответствие».

В конкурсе участвуют оба ученика пары. Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Назови с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса – 1 минута.

1. предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень).

2. лёгкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание).

3. желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы).

4. кровь: гематология = зубы: (стоматология).

5. печень: желчь = желудок: (желудочный сок).

4 конкурс «Узнай орган по таблице».

Один из участников получает список органов, которые ему надо показать по таблице, второй - называет эти органы. Время конкурса - одна минута. Класс поднимает «светофор».

1-глотка, 2-печень, 3-желудок, 4-толстый кишечник, 5-поджелудочная железа, 6-тонкий кишечник, 7-пищевод, 8-прямая кишка, 9-двенадцатипёрстная кишка, 10-аппендикс.

5 конкурс «Расскажи мне, расскажи…»

Участвуют оба ученика пары. За 1 минуту надо ответить на большее количество вопросов.

1.         Почему «зуб мудрости» так называется? («молочные зубы» у детей так названы Гиппократом. Когда человек «благодаря учению приобретает мудрость», вырастают «зубы мудрости» – так думал великий древний врач).

2.         Объясните, почему движения зубной щёткой слева направо и наоборот не очищают зубы?

(для наглядности можно взять расчёску и начесать на неё вату, предложив эту вату счистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов смогут это сделать. Обратные движения нежелательны, т.к. «грязь» забивается под дёсны и содействует заболеванию дёсен и зубов).

3.         Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем?

(эмаль легко разрушается, а это приводит к заболеванию кариесом).

4.         Почему необходимо беречь зубы?

(зубы у человека меняются только один раз и надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Только здоровые зубы хорошо размельчают пищу, и она лучше усваивается организмом).

5.         Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит головой вниз?

(сокращение мышечных стенок пищевода обеспечивает продвижение пищевого комка только в одну сторону – к желудку).

6 конкурс «Третий лишний».

Один из учащихся зачитывает группу слов, другой – называет лишнее. Время конкурса- 1 минута. Весь класс поднимает «светофор».

1.         глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.

2.         питательные вещества - это: сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.

3.         функции питательных веществ: строительная, двигательная, энергетическая.

4.         у каждого зуба имеется коронка, шейка, дентин и корень.

5.         в ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.

*Задания, с которыми не справляются участники пары, передаются болельщикам.

Оценки за игру не выставляются, но учитель отмечает игроков, внёсших наибольший вклад игру.

 

3.    Этап мотивации: 5 мин.

Учитель читает пример вслух:

«Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»

(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от страха сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.)

Учитель организует учащихся в малые временные группы для обсуждения заданной проблемной задачи. Группа образуется из четырёх учеников, сидящих за двумя соседними партами.

Учитель ограничивает время обсуждения – 3-5 минут. Через это время учитель произвольно просит высказать своё мнение одной из групп.

Затем он просит учащихся других групп поднять сигнальные карты: красную, если они согласны с мнением выступившей группы, или зелёную, если не согласны.

Если учащиеся решили правильно проблемную задачу, то учитель предлагает им проверить правильность решения, исследовав  процесс пищеварения в ротовой полости в ходе исследования нового материала.

Если учащиеся не решили проблемную задачу, то учитель предлагает учащимся  найти правильное решение в процессе урока в ходе исследования нового материала.

Формулируется окончательное или открытое решение образовательной ситуации.

4.   Исполнительный этап:15 мин. - выполнение исследования и 25 мин.- выступление групп (40 мин.)

Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей.

Учитель сообщает учащимся тему урока «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».

Тема урока записана на доске.

Учитель обращает внимание учащихся на слова И.П.Павлова, которые приведены в качестве эпиграфа к уроку и  которые выступают в качестве  главной идеи урока: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» И.П.Павлов.

Учитель сообщает учащимся задачу урока:

- Исследовать и уметь разъяснять особенности процессов пищеварения в ротовой полости и в желудке, развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, убедиться в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.

Учитель знакомит учащихся с планом урока:

В ходе групповой исследовательской работы:

1. Исследовать состав слюны, расположение и функции слюнных желёз.

2. Исследовать действие ферментов слюны на крахмал.

3. Исследовать методику функций слюнных желёз по работам И.П.Павлова.

4. Исследовать рефлекторный акт глотания.

5. Исследовать процесс пищеварения в желудке.

(план записан на доске).

Затем класс делится на группы, которые получают задания. Группы состоят из 5 человек: 4 ученика, сидящие за соседними партами и к ним подсаживается ещё один по указанию учителя. В каждой группе назначается «эксперт», который оценивает деятельность участников своей группы, а впоследствии будет оценивать выступление групп в составе «экспертной комиссии».

Учитель выдаёт задание группам, инструктирует и координирует их работу. Определяет форму работы и конечный результат – форму отчёта групп перед классом.

1 группа: «Анатомы». Исследуют дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желёз, готовят выступление для всего класса. 

2 группа: «Экспериментаторы». Выполняют лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал», объясняют полученные результаты перед классом. 

3 группа: «Методисты». Исследуют дополнительный материал по методике изучения функций слюнных желёз, готовят сообщение для класса. 

4   группа: «Теоретики». Исследуют материал о глотании. 

5   группа: «Физиологи». Исследуют материал о свойствах ферментов желудочного сока, работы И.П.Павлова по изучению пищеварения в желудке, влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке. 

После работы групп учитель формирует «экспертную комиссию», в которую входят «эксперты» от каждой группы. Они помогают учителю оценивать выступление групп. Каждый эксперт имеет оценочный лист и сам оценивает выступление группы по разработанным учителем критериям, т.е. выставляет баллы каждой группе.

Учитель заполняет свой оценочный лист.

Общий балл группы подсчитывается при сложении баллов 6 оценочных листов.

По истечении отведённого для исследования новых знаний в групповой деятельности времени, участники каждой группы объясняют новый материал другим группам, делятся информацией, проблемами.

По ходу выступления групп другие группы готовят вопросы и задают их друг другу.

Учитель устанавливает соблюдение регламента выступлений групп (5 мин.)

После выставления баллов за выступление групп экспертами и заполнения оценочных листов, учитель отдаёт их для общего подсчёта баллов и выставления оценок за работу групп присутствующим на уроке гостям.

5.    Диагностика – 5-7 мин.

Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1. какова роль ферментов в пищеварении?

А) ускорение процесса расщепления веществ

Б) замедление процесса пищеварения

В) изменение внутренней среды организма.

2. какие вещества расщепляются ферментом  слюны - птиалином?

А) белки     б) жиры     в) углеводы.

3. какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин?

А) белки    б) жиры     в) углеводы.

4. попаданию пищи в гортань препятствует:

А) мягкое нёбо                      б) надгортанник

В) щитовидный хрящ           г) язык

5. что происходит с пищей в ротовой полости? (выберите правильные ответы)

А) смачивание пищи слюной

Б) измельчение пищи

В) расщепление жиров

Г) расщепление крахмала

Д) расщепление белков

Е) перетирание пищи

6. причиной частого обновления клеток желудка (1 раз в три дня) является:

А) постоянное движение мышц желудка

Б) кислая среда

В) щелочная среда

7. соляная кислота (возможны несколько вариантов ответов):

А) защищает слизистую желудка

Б) способствует расщеплению белков

В) активизирует ферменты

Г) обладает бактерицидным действием

8.какую из функций желудок не выполняет?

А) переваривание белков

Б) секреция соляной кислоты

В) секреция пепсина

Г) секреция желчи.

9. до какого вещества расщепляются углеводы под действием слюны?

(до глюкозы)

10.какое значение имеет слизь  для стенок желудка?

(предохраняет стенку желудка от механических повреждений и самопереваривания  под воздействием соляной кислоты).

7.         Закрепление – 10 мин.

Организуется работа учащихся по вопросам:

1. Где образуется слюна?

2. Как называются три пары крупных слюнных

желёз?

3. Почему при долгом жевании хлеба ощущается сладковатый вкус?

4. Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?

5. При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости и в желудке?

6. Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желёз?

7. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: «Когда я ем, я глух и нем».

8. Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи?

9. Как понимать слова И.П.Павлова: «Кушать надо со вниманием и удовольствием»?

10. Какое влияние на пищеварение в желудке оказывают курение и употребление алкоголя?

Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу групп, выставляет их в журнал и дневники учащихся.

Учитель подводит итоги урока:

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

- Было ли вам интересно?

8. Домашнее задание – 2 мин.

1.Изучить параграф 31, выучить термины, ответить на вопросы в конце параграфа. 

2.Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о влиянии на печень алкоголя и никотина.

3. Написать эссе – вид сочинения-рассуждения, содержащее личный взгляд на высказывание И.П.Павлова: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!».

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru