Задачи урока:

1)Проверить усвоение конкретного фактического материала об особенностях строения и функциях ДНК и РНК.

2)Углубить и расширить знания учащихся об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе.

3)Развивать творческое мышление посредством работы  с дополнительной литературой.

4)Развивать логику путем  решения задач по молекулярной биологии.

Методы: Словесный, наглядный, практически

Формы организации урока.

1),,Полетное” повторение по основным терминам и понятиям.

2)Устный опрос.

3)Письменный программированный опрос.

4)Решение биологических задач (устно и письменно).

5)Самостоятельное решение задач в тетради.

6)Индивидуальные сообщения учащихся (работа с научной литературой).

Организация деятельности учащихся:

отвечают на вопросы, выполняют тест, решают задачи, слушают сообщения товарищей, делают выводы.

Развитие умений:

давать определения по понятиям, воспроизводить информацию, внимательно слушать, выделять главное, сравнивать, обобщать, графически оформлять информацию.

Источник информации: модель ДНК, таблица строения ДНК и РНК.

 

Ход урока

 

1)Основные термины и понятия:

Биополимеры-

Органические вещества: белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты, входящие в состав клетки и состоящие из многочисленных звеньев мономеров.

Мономер-

Это звено цепи полимера, устроенное относительно просто, могут быть  одинаковыми или разными.

Нуклеотиды-

Это мономеры нуклеиновых кислот, состоящие из азотистого основания, углевода и остатка фосфорной кислоты.

ДНК-

Дезоксирибонуклеиновая кислота - полимер, хранитель наследственной информации, мономером являются нуклеотиды.

РНК-

Рибонуклеиновая кислота,  одноцепочный  полимер, мономером  являются нуклеотиды.

Водородная связь-

Это связь между азотистыми основаниями, за счет которой полинуклеотидные цепи в молекуле ДНК удерживаются друг около друга.

Дезоксирибоза-

Это углевод, входящий в состав мономера ДНК.                                                                           

Комплементарность-

Это способность нуклеотидов к избирательному соединению друг с другом. А – Т,  Г – Ц.                                                                                                       

Репликация-

Это процесс  самоудвоения  молекулы ДНК.

Антипараллельность-

Это разнонаправленность, то есть  против 3штрих конца одной цепи находится  -5штрих конец другой.

 

2.Устный опрос

А) – 1.   Дать общую характеристику ДНК-1ч.

Б) – 1.   Беглый опрос класса:

1)Где в клетке эукариот содержится ДНК?

2)Из скольких цепей состоит ДНК?

3)Перечислите азотистые основания ДНК?

4)Что такое ,,принцип комплементарности”?

5)Что такое ,,антипараллельность”?

6)Какие ученые в 1953 году предложили модель строения ДНК?

7)Функция ДНК?

8)Фрагмент ДНК содержит 30000нуклеотидов, происходит удвоение  ДНК, сколько свободных нуклеотидов для этого потребуется?

9)Назовите пуриновые основания?

А – 2.      Дать характеристику РНК    -    1ч.

Б – 2.     Беглый опрос класса:

1)Какой из азотистых оснований ДНК отсутствует в РНК?

2)Как называется углевод РНК?

3)Где в клетке можно встретить РНК?

4)Напишите структурную формулу РНК.

5)Перечислите виды РНК?

6)Что общего в строении  ДНК и РНК?

 

3.ТЕСТ

1)Где в клетках эукариот содержится ДНК?

1.В цитоплазме

2. В ядре

3.В рибосомах

4.в митохондриях

5.Пластидах

2)Какие пуриновые основания входят в состав молекулы ДНК?

1.аденин

2.гуанин

3.тимин

4.цитозин

5.урацил

3)Какие ученые предложили модель строения ДНК?

1.Ф.Крик

2.Г.Мендель

3.Т.Морган

4.Д.Уотсон

4)Какую из функций выполняет и-РНК?

1.перенос аминокислот на рибосому

2.снятие и перенос информации с ДНК

3.формирование рибосом

4.все перечисленные функции

5)Цепь ДНК представляет последовательность нуклеотидов, как будет выглядеть комплементарная ей ААТ-ГЦГ-ТГГ-ЦТА-ЦЦЦ.

6)Какая из молекул РНК самая длинная.

1)т-РНК

2)р-РНК

3)и-РНК

7.В каком случае названы все отличия и-РНК от ДНК.

1)Одноцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию.

2)Двух цепочная, содержит рибозу, передает информацию.

3)Одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию.

4)Двух цепочная, содержит дезоксирибозу, передает информацию.

8.Какую из функций не выполняет РНК эукариот

1.Хранение информации

2.Передача информации

3.Транспорт аминокислот

4.Определение структуры рибосом

 

Самоконтроль

1-2,4,5

2-1,2

3-1,4

4-2

5-ТТА-ЦГЦ-АЦЦ-ГАТ-ГГГ

6-3

7-3

8-1

90%-     7,8+=5               50% -      4, 5, 6.+     = 3.

80%-       6+=4

 

4.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

 

Задача №1. Цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г.

Решение: А=Т    А+Т=28х2=56%

Г+Ц=100-56=44%

Г=44:2=22%

Ответ  :Г= 22%.

2)  В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином=5%.Сколько в этой молекуле содержится нуклеотидов с тимином?

Решение:

Г+Ц=5х2=10%

А+Т=100-10=90%

Т=45%

Ответ : Т=45%.

 

Задача №2. Расшифрован фрагмент одной цепи ДНК

ГГГ-АТА-ГЦЦ-ГАТ-ГЦТ

а). Какова структура фрагмента гена, который стал известным?

б). Какова длина расшифрованного фрагмента гена?

в). Каково процентное соотношение всех типов нуклеотидов в этом фрагменте гена?

Решение:

а)ГГГ-АТА-ГЦЦ-ГАТ-ГЦТ-первая цепочка

ЦЦЦ-ТАТ-ЦГГ-ЦТА-ЦГА  - комплементарная цепочка

б).Каждый нуклеотид занимает 0,3нм

Их 15 в одной цепи.15х0,34=5,1нм

Используем принцип комплементарности и считаем количество нуклеотидов.

Ц=Г=9           А=Т=6      Всего нуклеотидов:30 шт.

Ц=Г=9    х=9умножить100разделить на 30=30%

А=Т=6      х=20%

 

Задача №3. Химическое исследование показало, что в информационной РНК:32% приходится на –урацил,26% на- цитозин,20% на- аденин. Что можно сказать о нуклеотидном составе соответствующего участка двухцепочной ДНК?

Решение:

РНК:    У-32%,    Ц=26%,    А=20%Найдем недостающий  Г=100-(32+26+20)=22%

РНК –одноцепочная, а ДНК, слепком с  которой  является –двухцепочная, значит %- состав РНК делим на 2 и, используя принцип комплементарности, записываем процентный состав 1-ой цепи.

РНК                         -У-32% ,   Ц-26%,  А -20%,    Г -22%.

ДНК первая цепь: А=16%,  Г=13%,    Т= 10%,     Ц=11%

Вторая цепочка:    Т=16%,   Ц =13% , А=10%,     Г- 11%

Аденина:16%+10%=26%.    А=Т.  Т=26%

Гуанина:13%+11% = 24%.  Г = Ц.  Ц = 24%

 

Задача №4. Последовательность нуклеотидов в фрагменте цепи ДНК:ГТТ-ГАЦ-ЦЦТ-ТЦА. Определите последовательность нуклеотидов на РНК, антикодоны РНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка. Используйте таблицу генетического кода.

Решение:

ГТТ-ГАЦ-ЦЦТ-ТЦА  -   ДНК

ЦАА-ЦУГ-ГГА-АГУ  -      и-  РНК

ГУУ- ГАЦ-ЦЦУ-УЦА  -   т -РНК

Находим аминокислоты :  Глн.  ;Лей. ; Гли.;  Сер. по  и-РНК находим.

 

Задача №5. В биосинтезе полипептида участвуют молекулы т-РНК с антикодонами:

УГА, АУГ,АГУ,ГГЦ,ААУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК и число нуклеотидов, содержащих аденин(А) и цитозин(Ц).

тРНК  -     УГА, АУГ  ,АГУ,ГГЦ,ААУ    по принципу комплементарности.

и- РНК     АЦУ-УАЦ-УЦА-ЦЦГ-УУА

1 ц. ДНК  ТГА- АТГ-АГТ-  ГГЦ- ААТ

2 цепь     АЦТ-ТАЦ-ТЦА-ЦЦГ-ТТА

Всего нуклеотидов в двух цепях ДНК = 30.

А=9    9уножить на 100 и разделить на 30 = 30%.

Ц=6  100х6/30 =20%

 

Задача №6. Дана одна цепь молекулы ДНК   -ТГЦ-АТА-ГЦТ-АГ

а) Постройте вторую цепь ДНК.

б) Определите длину участка гена.

в) Определите количество водородных связей .

Решение: Т  Г Ц А Т А  Г Ц Т А Г

А)--                   А Ц Г Т  А Т Ц Г А Т Ц

Всего нуклеотидов в одной цепи =11. Длина нуклеотида= 0,34нм.

б)11х0,34=3,74нм.

А=Т    Между ними  -2 двойные связи.  Их 6 пар.      6х2=12связей.

Ц=Т-   3 водородные связи.  Их 5пар.  3х5=15.  Всего:  12+15=27связей.

 

5.СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

1.Открытие нуклеиновых кислот.

2.Строение ДНК.

 

Анализ урока и выставление оценок.

ФИО

Устные ответы

Тест

Решение задач

Средняя отметка

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru