Цель: Знакомство с биологическими особенностями подсолнечника, его использованием в народном хозяйстве.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с биологическими особенностями подсолнечника, его использованием;

2. Дать представление об отличительных чертах семейства сложноцветных;

3. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание на основе узнавания  органов растения, наглядно – образную память, логическое мышление в процессе усвоения знаний о подсолнечнике, обогащать активный словарный запас;

4.Воспитывать мотивацию к учению и желание выращивать овощи, бережное отношение к природе;

Дидактическое сопровождение урока :  картины сложноцветных растений,  таблица «Подсолнечник», семена подсолнечника,  запись на доске. Карточки у каждого ученика, слова на полосках, учебник, масло «Подсолнечное» - 2 бутылки (рафинированное и нерафинированное).

Содержание этапов урока.

I. Повторение знаний учащихся по теме «Розоцветные» (по карточкам).

Каждому учащемуся дается карточка - кроссворд. Он самостоятельно вставляет нужные слова, первый разгадавший его - получает оценку (при условии правильных ответов).

1.Ягода, которая содержит в большом количестве витамины С и Е? (малина)

2.Чем питается гусеница яблонной плодожорки? (мякотью яблока)

3.Какой фрукт называют «пищей богов»? (грушу).

4.Как называется плод у арбуза? (ягода).

5. У какой ягоды пахучие мелкие плоды, полезные при простуде (у земляники)

IIФронтальный опрос,   материала пройденного раннее в игровой форме.

(для развития памяти) Один ученик называет один из фруктов,  другой – слово, которое сказал первый ученик и свое, третий уже называет  три слова: первого ученика, второго и свое).

Какие фрукты вы больше всего любите?

Целостный рассказ о любом из них (по желанию) по следующему  плану.

План.

К какому семейству относится?

Как выращивать названную культуру?

Какой у нее стебель, цветок, корневая система?

Что употребляют в пищу?

Что можно из нее приготовить?

IIIИзучение нового материала

Какое растение  самое высокое в огороде и свою шляпу поворачивает вслед за солнцем?

Загадка о подсолнухе.

Стоит он задумчивый,

В жёлтом венце,
Темнеют веснушки,
На круглом лице.

Открываю картину «Подсолнечник», рассматриваем ее, обращаю внимание детей какой у растения стебель, цветок, листья?

На доске иллюстрации растений, относящих к семейству сложноцветных (георгин, ромашка, мать-и-мачеха, календула, астра).

IV. Краткое изложение нового материала учителем.

Соцветие  у подсолнечника особенное, их  ошибочно  принимают за один цветок, но на самом деле это - СОЦВЕТИЕ. В нем иногда до одной тысячи цветков, которые плотно прижаты друг к другу, и как бы аккуратно уложены в корзинку. Соцветие подсолнечника так и называется – КОРЗИНКА. Снаружи корзинка обернута зелеными листьями  или – ОБЕРКОЙ. Плоды семянки – образуются на месте цветков, расположенных в середине корзинки.

После своего рассказа, задаю детям вопрос.

Почему подсолнечник относится к семейству сложноцветных?

VИсторию появления подсолнечника в России рассказывает сильный ученик, который заранее получил задание: (найти и прочитать материал   в школьной библиотеке о подсолнечнике)

О подсолнечнике читает другой ученик стихотворение.

Подсолнух вышел из земли, в степи родной Кубани.

Его ласкали, берегли заботливо ладони.

Немало дней прошло  и он, на длинной,  на ноге

Стоит - красив, здоров, силен в зеленом сапоге.

Вот появился садовод, любуйтесь,  посмотрите!

И он всем семечки дает, и говорит «берите!»

Все берите, тот же час, мне ничего не надо.

Я рос для вас, я жил для вас, я – вам за труд - награда!

VIРелаксационная пауза

А) массаж головы, ушей, шеи;

Б) упражнение на сосредоточение внимания.

Какое  слово сегодня на  уроке  не   называлось?

(корзинка, семянка, клубеньки, обертка, соцветие, лист, стебель.)

VIIДополнительные сведения о подсолнечнике рассказывает учитель.

Массовым  выращиванием подсолнечника занимаются Алтайский край и Краснодарский край. Там же имеются заводы по переработки подсолнечника, производят выжим холодным и горячим способом и получают масло, которое продается в магазинах. Масло бывает рафинированным и нерафинированным. Рассмотреть бутылки с маслом и найти его различие. Прочитать на бутылке.

Чем они отличаются по внешнему виду, назначению?

VIII. Работа с учебником.

Дети читают текст по абзацам, после чего отвечают на вопрос о том, что нового они узнали в данном отрывке. Вопросы к тексту.

Почему корни подсолнечника уходят глубоко в землю?

Нарисовать устную иллюстрацию  к абзацу.

Подбери к иллюстрации предложение из текста.

Что расположено по краям корзинки?

Что привлекает насекомых в этой культуре?

Как выращивают подсолнечник?

Что употребляем в пищу у подсолнечника?

Использование   подсолнечника (семена, зеленые листья и стебель)?

IX. Подведение итога урока

Что  нового узнали на уроке сегодня? (выслушать ответы детей)

Комментирование оценок за работу на уроке.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru