Цель урока: изучить виды растительных тканей, определить их функции и связанные с ними особенности строения.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать знания об основных видах растительных  тканей;

- выявить зависимость строения тканей от выполняемых  ими функций;

Развивающие:

- продолжить формирование:

учебно-логических умений и навыков: диалектически анализировать учебный материал; сравнивать объекты, факты, явления; классифицировать материал;  устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;   пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка); классифицировать и  систематизировать  информацию, формулировать предположения и искать их подтверждение, формулирование выводов;

учебно-информационных умений и  навыков: работа с разными источниками информации;

учебно-коммуникативные умения и навыки: вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища).

учебно-практических умений и навыков: умение работать с лабораторными оборудованием (микроскопами, микропрепаратами)

Воспитательные: -создать условия для формирования диалектико-материалистического мировоззрения на основе усвоения начальных знаний об уровнях организации живой природы, клеточной теории;

- создать условия для формирования экологического мировоззрения через понимание хрупкости природы.

Образовательные технологии: технология обучения как учебного исследования, личностно-ориентированное обучение.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Структура урока:

1. Организация начала занятия.

2. Проверка знаний.

3. Актуализация знаний.

Подготовка к основному этапу занятия- формулирование задач.

4. Изучение нового материала, прерываемое физкультминуткой.

5. Закрепление знаний, полученных на уроке.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Методы, использованные на уроке:

Методы организации и осуществления учебных действий и операций: рассказ, беседа, иллюстрация, показ видеофрагмента, индуктивный метод.

Метод контроля: метод устного контроля.

Приёмы деятельности учащихся и учителя: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: фронтальная.

Метапредметные связи:

- технология – работа с фрагментами различных тканей, выявление их особенностей;

-    экология -  формирование понимания связи особенностей строения организма с условиями его среды обитания;

- органическая химия – органическое питание растений как совокупность химических реакций;

-    физика – проведение питательных веществ  сосудистыми элементами по законам физики;

- русский язык – контроль правописания биологических терминов.

 

Оборудование:

- мультимедийная система;

- опорный конспект для учащихся, вырезанные изображения различных видов растительных тканей для вклеивания учащимися в опорный конспект, клей-стикер на каждую парту;

- лабораторное оборудование: световые микроскопы (для учащихся),  USB-микроскоп (для учителя, можно не использовать при условии размещения в презентации к уроку увеличенного изображения льняной ткани), чашки Петри, микропрепараты растительных тканей, кусочки шерстяной, льняной, синтетической ткани;

- предметы для игры в магазин (небольшая деревянная доска, прозрачные резиновые трубочки, окрашенная в зеленый цвет вата, пазлы, небольшой кусок целлофановой плёнки).

 

Ход урока

I. Проверка знаний.

1.Демонстрация видеофрагмента «Движение цитоплазмы»

Какой процесс вы наблюдали на экране? Каково значение этого процесса?

2.Работа с моделью «Деление клетки». Какой процесс демонстрирует эта модель? В чем биологический смысл этого процесса?

Актуализация знаний.

Работа с фрагментами различных видов текстильных тканей. Определение их отличительных признаков. Что такое ткань?

Рассматривание льняной ткани под микроскопом – подтверждение правильности данного определения.

Рассматривание под микроскопом микропрепарата «Кожица лука». Сопоставление текстильной и растительной ткани. Сравнение их. Определение термина «растительная ткань».

Ткань – соединенные межклеточным веществом клетки, сходные по строению и выполняемой функции.

Сегодня мы с вами познакомимся с видами растительных тканей, узнаем их назначение и особенности строения.

 

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство со Спирогирой Водорослевной (рис. 7). Особенности внутреннего строения спирогиры в связи с её средой обитания. Определение характеристик одно и наземно-воздушной среды обитания. Постановка проблемы: какие особенности строения необходимо приобрести водоросли для выхода на сушу?

- защита

- опора

- проведение веществ

- органическое питание

- запасание веществ

- рост

По ходу обсуждения заполняется таблица «Виды тканей», в которую заносится название ткани, вклеивается рисунок, записываются функции ткани, определяются свойства клеток.

В зависимости от усталости учащихся, изучение материала прерывается физкультминуткой.

 

Название ткани

Рисунок

Функции

Особенности строения  (характеристика клеток)

Покровная

 

 

защита

живые, мертвые,

плотно сомкнутые,

рыхло расположенные,

с толстыми оболочками,

с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок

Механическая

 

Придание прочности

живые, мертвые,

плотно сомкнутые,

рыхло расположенные,

с толстыми оболочками,

с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок

Проводящая

 

Проведение растворов веществ

 

живые, мертвые,

плотно сомкнутые,

рыхло расположенные,

с толстыми оболочками,

с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок

Основная

 

 

Синтез и запасание веществ

живые, мертвые,

плотно сомкнутые,

рыхло расположенные,

с толстыми оболочками,

с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок

Образовательная

 

Образование новых клеток  для формирования тканей.

живые, мертвые,

плотно сомкнутые,

рыхло расположенные,

с толстыми оболочками,

с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок

 

Подведение итога: какие ткани и для чего необходимы водоросли при выходе на сушу?  Покровная – защита, механическая – прочность,  проводящая – проведение (физика), основная – синтез и запасание веществ (химия), образовательная – образование клеток для формирования тканей.

Вывод: растению необходимы разные ткани, осуществляющие разнообразные функции, обеспечивающие жизнедеятельность растения.

III. Повторение и закрепление изученного материала.

Предлагается 2 варианта в зависимости от уровня подготовки  детей.

1 вариант: игра в магазин. Спирогира Водорослевна посещает магазин с целью приобрести растительные ткани.  Из предложенных «товаров», учащиеся должны выбрать те, свойства или внешний вид которых соответствует функциям растительных тканей: небольшая деревянная доска – механическая ткань;  прозрачные резиновые трубочки – проводящая ткань;  окрашенная в зеленый цвет вата – основная фотосинтезирующая ткань;  пазлы – образовательная ткань;  небольшой кусок плёнки – покровная ткань.

2 вариант:  работа с микропрепаратом  «Поперечный срез ветки липы»  – определение местонахождения различных тканей.

Повторение понятия «растительная ткань»: каждый следующий ученик добавляет одно определение к понятию: «Растительные ткани – это совокупность клеток / имеющих одинаковое строение / соединенных межклеточным веществом / выполняющих сходную функцию»

Рефлексия.

Домашнее задание. Изучить соответствующий параграф в учебнике.  По желанию придумать продолжение истории Спирогиры Водорослевны.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru