Цель:

Определить место человека в системе животных.

Найти в строении человека признаки, доказывающие его происхождение от животных.

Найти в строении человека признаки позволяющие говорить о его происхождении от обезьян.

Задачи урока:

познакомить учащихся с историей изучения проблемы происхождения    человека;

показать родство человека с животными на основе сравнения;

объяснить качественное отличие человека от животных;

подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции;

показать, как теория эволюции объясняет процессы формирования признаков вида Человек разумный;

продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование:

рисунки, таблицы,  модели головного мозга разных классов хордовых: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;

скелет человека;

таблица «Эволюция кровеносной системы хордовых»;

объемная таблица «Развитие эмбрионов позвоночных».

 

План урока

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

3. Общий план строения скелета человека в сравнении с другими позвоночными. (Беседа с демонстрацией)

4. Рассказ-быль. (Автор Косарева Н.М)

5. Закрепление

6. Домашнее задание

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

Эволюция человека – это исторический процесс становления биологического вида Человек разумный (Homo sapiens).

Происхождение человека – один из основных мировоззренческих вопросов с древнейших времен. Поэтому попытки понять и объяснить, как возник человек, множество.  Корни этих попыток уходят в далекое прошлое. Древние легенды связывали возникновение первых людей с реальными природными и социально-экономическими условиями. По мифологии жителей тропических стран, человек вообще произошел из влажной земли при участии солнечного тепла. Северные народы считали своими предками оленя, медведя, а занимающиеся рыбным промыслом полагали, что их род начинается от рыб и моржей. Таких примеров много.

В каждом периоде времени мы находим свои объяснения этому процессу.

Но, нет предела человеческому разуму, и мы можем стать в ближайшие годы или десятилетия свидетелями новых замечательных открытий, по этому вопросу. Как же возник вид, обладающий таким разумом?

Ведь споры о происхождении человека не прекращаются на протяжении столетий. Это одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле.

Да и каждый из вас, я думаю, тоже не раз задумывался над этим вопросом. С развитием науки накапливались факты, подтверждающие сходство в строении организмов человека и животных.

 

3. Общий план строения человека в сравнении с другими позвоночными

Опираясь на материалы сравнительной анатомии, эмбриологии и немногочисленные данные палеонтологии, Ч.Дарвин убедительно доказал родство человека с человекообразными обезьянами и высказал принципиально важное положение: ни одна из ныне живущих обезьян не может считаться предком человека, а представляет собой как бы его «двоюродного брата».

Учитывая, систематическое положение рода Человека и изучив черты сходства человека с животными можно сделать вывод о его происхождении. Современная биологическая наука располагает рядом доказательств, указывающих на происхождение человека от животных.

Вот  доказательства происхождения человека от животных, которые мы уже получили от ученых:

Физиологические – принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных;

Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития и человека и животных;

Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ;

Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;

Сравнительно – анатомические – единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;

Генетические – сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.

 

4.  Рассказ - быль

Рассказать хочу рассказ,

И напомню в нем сейчас,

Что недавно изучали,

Да, наверно все вы знали,

Что животный мир велик,

И планеты нашей лик,

Изменён,  лишь человеком,

Остановимся на этом…..

 

Но с научной точки точно,

Вам запомнить надо прочно,

Тип, конечно, Хордовых,

Класс Млекопитающие,

А отряд всего – приматы,

Хоть мы этому не рады,

Ну, а если скажем так,

По строению мы прочно

С ними рядышком стоим,

И об этом говорим.

 

Отличаемся сознанием,

и, конечно, воспитанием,

А еще отличие в том,

что нас общество вскормило,

И к труду нас приучило,

Научило говорить,

Думать, мыслить, и творить.

То есть стали мы людьми,

И как тут уж не крути,

Отличаемся мы сильно,

От лесных зверей сейчас,

Мы ведь долго рядом жили

Много-много лет назад….

 

Это было в XVII веке

В общем когда-то, давным –давно,

К.Линней поместил человека,

В группу приматов поставил его.

Тут и Ламарк не отстал от Линнея

Первым, первым он написал,

Что произошел человек

От обезьяноподобных предков,

И это он доказал….

 

Предки лазать уже перестали

Стали жить на грешной Земле,

А это совсем уж другое дело,

Пришлось  ему выпрямлять свое тело,

В руки взять палку, стопу изменить,

И, в обществе,  равных,  стадами жить.

В этом процессе, долгом и трудном

Звуками, жестами не обойтись,

И вот поэтому речь появилась,

И предок наш заговорил.

 

Вот уж и ходит почти нормально,

В руках уж гарпун, иль камень какой,

И никакой уже не примат он,

Только очень сутулый еще.

Хоть и с животными он распрощался,

Но общее что- то осталось еще…

Об этом нам, говоря атавизмы и рудименты его.

Вот разберем мы сейчас атавизмы…

Такое в природе бывает подчас,

Порою рождаются люди на свете

Отличающиеся чем –то,   от нас.

Тело их все шерстью покрыто

Или появляется человечек с хвостом,

Или вдруг он рождается почему – то

На груди с лишним соском.

А рудименты – это аппендикс,

Он ведь утратил значенье свое.

Третье веко у человека,

В углу глаза найдете его.

Все эти факты изложены точно,

Чтоб объяснить их, пришли мы в класс,

Только своим происхождением от животных,

Мы и доказали это сейчас.

 

Сходства в зародышах много находим…..

Это и в развитии яйца,

Оплодотворении, и дроблении,

Жаберные щели, сердце, клоака,

Развитие мозга из пузыря,

И много – много чего другого

Что повторяется в каждом из нас,

То, что происходило в филогенезе,

онтогенез повторяет все в нас.

 

Среди обезьян есть разные виды:

Гориллы, гиббоны, орангутанги

и шимпанзе-

И в каждом из них мы находим что- то,

Чем мы чуточку похожи на них.

 

Но предкам своим мы благодарны…..

Что за много- много лет…..

В процессе эволюции животного мира,

Мы стали такими, какие есть.

Выжили сильные, смелые, ловкие,

Или лучше приспособленные подчас,

А отбирала сама природа,

И отвергала кого – то из нас.

 

Ведь человеком становится тот,

Кто только в обществе нашем живет.

Даже если,  рожден - человеком,

Но, попадаешь в стадо зверей,

Уже не быть тебе человеком,

Как бы ты этого не хотел.

 

Сказка иль быль,

Правда, иль небыль-

Все это было, очень давно,

Предки далекие человека,

Какими вы были, и от чего,

Что вас заставило так измениться……

Годы, природа иль что –то еще,

Иль не хотели вы покориться

Дикой природе, искали свое

Место. Которое заняли прочно,

Выше средь всех существ на Земле

И поскорее взялись за природу,

Видоизменяя, покоряя и уничтожая её!

 

5. Закрепление

(Вопросы учащимся)

* На основании каких признаков человека относят к классу млекопитающих?

* Назовите признаки человека, которые указывают на его близость к человекообразным обезьянам.

* По какому признаку орангутанга, шимпанзе, гориллу и человека относят к типу хордовых, подтипу позвоночных?

* Почему эти организмы относят к классу млекопитающих?

* На основании каких признаков орангутанга, шимпанзе, гориллу и человека объединяют в отряд приматов?

 

Вывод

Основными итогами эволюции человека являются:

1.Возникновение прямохождения, и, как следствие, расширение и укрепление таза, освобождение рук для труда;

2. Облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании;

3. Противопоставление большого пальца;

4. Изготовление и использование орудий труда, сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности;

5. Совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи);

6. Прогрессивное развитие головного мозга;

7. Возникновение абстрактного мышления.

 

6.Домашнее задание:

Изучить текст  на стр.166-170  § 45. Ответить на вопросы и заполнить таблицу:

Научные данные, свидетельствующие о единстве происхождения человека от животных

 

Примеры

Сравнительно-анатомические:

- общие черты строения

- рудименты

- атавизмы

Эмбриологические

 

Физиологические

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru