Цель: изучить особенности хищных птиц, их многообразие и значение в природе.

Задачи:

–   выявить приспособления хищных птиц, соответствующие их образу жизни

–   создать условия для исследовательской, творческой работы учащихся

–  обеспечить здоровьесберегающую среду (благоприятную психологическую атмосферу, использование упражнений и ситуаций для коррекции зрения, ОДА, развития мелкой моторики рук).

Оборудование:

-          магнитные карточки с основными понятиями урока,

-          карточки с заданиями,

-          чучело дневной хищной птицы,

-          модель телеэкрана,

-          перья хищных птиц,

-          гнездо насекомоядной птицы,

-          видеофрагменты о хищных птицах,

-          иллюстрации хищных птиц.

-          чистые листы бумаги, маркеры

-

 Ход урока

1 этап. Актуализация знаний учащихся

Задание 1 (для всего класса)

Нарисуйте внешний вид птицы по следующим описаниям (цитаты, взятые из научно-популярной литературы):

–        небольшая голова и шея не оперены (голые) признаки грифа, кондора

–        глаза большие, выпуклые; вокруг глаз кружки перьев особенности совы

–        клюв загнут книзу крючком, на голове пучки оттопыренных перьев в виде ушей особенности филина

–        туловище вытянутое с густым, рыхлым оперением, окрашенным пёстро особенности совы

–        крылья большие: широкие, длинные, заострены, тёмной окраски признаки орла, ястреба

–        ноги сильные, длинные, оперены; пальцы толстые и вооружены кривыми когтями особенности коршуна

–        хвост длинный с небольшой выемкой особенности сыча

Дайте название нарисованной вами птице. Предположите, к какой экологической группе вы бы её отнесли.

Задание 2. (для 2-х групп, состоящих из 2-х человек, работающих на магнитной доске)

Имеющиеся иллюстрации птиц распределите на экологические группы. Поместите на доску иллюстрации тех птиц, которые на уроках ещё не изучались, предположите, к какой экологической группе птиц они могут относиться.

дневные хищники и ночные хищники

Учитель предлагает учащимся записать в тетрадь тему урока: «ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ»

На доске помещаются магнитные карточки:

Отряд ДНЕВНЫЕ ХИЩНИКИ, отряд СОВЫ.

2 этап.  Изучение нового материала.

Люди издревне восхищаются красотой этих птиц, их необычайными качествами. Недаром в народе существуют  такие выражения: «как ясный сокол»,– смелый, надёжный; «гарпия»– злой, агрессивный; сова считается символом мудрости. Многие птицы являются символами стран и изображены на гербах. А благодаря каким биологическим особенностям эти птицы так знамениты нам предстоит сегодня выяснить.

Учитель предлагает учащимся выполнить задания на карточках и подготовиться к ответу через 5 минут (работа в группах).

Учащиеся используют модель телеэкрана в виде рамки, которую нужно перемещать в разных направлениях по чучелу хищной птицы (например, ястреба). По мере попадания в «кадр» тех или иных частей тела птицы, отвечающие рассказывают об их особенностях и одновременно помещают на доску магнитные карточки (под заголовком «отряд Дневные хищники»), отражающие основные моменты «репортажа». «Зрители» записывают в тетрадь то, что видят на доске.

Дальнейшая работа в классе осуществляется подобным образом.

 

Карточка №1

Ястребы, орлы и другие дневные хищные птицы плотоядны, они питаются млекопитающими, птицами, рептилиями, амфибиями и рыбой. Каким образом (благодаря каким приспособлениям) они добывают себе пищу?

Вам предлагается ответить на этот вопрос в форме «видеорепортажа». Тематика основных кадров прилагается (на карточках: крылья, ноги, клюв, зрение, оперение, полёт).

Инструкция: передвигайте «экран телевизора» по изображению птицы, в это время звучит «голос за кадром» с комментариями. Помните, что время эфира дорого! Поэтому ваш «видеоролик» должен быть одновременно и кратким и содержательным.

Карточка №2

Андийский кондор – абсолютный чемпион книги рекордов Гиннеса: это самая тяжёлая птица – 10-12кг., имеет самый большой размах крыльев – 3м., рекордсмен долголетия. В книге Ж.Верна «Дети капитана Гранта» есть такой сюжет: когда экспедиция пересекала Кордильеры, то Роберт Грант был унесён хищником – кондором.

Оцените, может ли быть это в действительности?

В качестве подтверждения или опровержения версии учащихся предлагается посмотреть видеофрагмент об андийском кондоре.

Карточка №3

Почему у некоторых хищных птиц: кондора, грифа, неоперённая (голая) голова?

Предположите какие-либо версии, объясняющие этот факт.

С аналогичной целью просматривается фрагмент о грифах.

Карточка №4

Есть мнение, что гнездо, которое вы видите, принадлежит дневной хищной птице. Так ли это? Свой ответ аргументируйте.

Учащимся предлагается настоящее гнездо насекомоядной птицы. По возможности в гнезде могут находиться яйца. На доске помещается магнитная карточка гнездование (как продолжение понятий под заголовком «отряд Дневные хищники»).

Карточка №5

Крупных хищных птиц, например, грифов, кондоров, орлов и др., человек не истребляет, но их численность ежегодно уменьшается. В чём причина? Предположите какие-либо версии, объясняющие этот факт.

После обсуждения этого задания учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, посвящённый охране хищных птиц. В тетрадь записывается основной вывод, который формулирует каждый учащийся самостоятельно.

Карточка №6

Перед вами перья птиц. Подумайте и скажите, могут ли они принадлежать одной хищной птице или нет? Свой ответ аргументируйте.

Учащимся предлагаются перья двух разных птиц, с учётом, что одна является дневным хищником, а другая – ночным хищником. Здесь рекомендуется обсудить особенности перьевого покрова ночных хищных птиц по сравнению с таковым у дневных хищников.

На доске нужно передвинуть магнитную карточку оперение в сторону заголовка «отряд Совы» так, чтобы она заняла среднее положение между заголовками «отряд Дневные хищники» и «отряд Совы».

Карточка №7

Существует мнение, что совы днём не способны видеть. Подумайте, так ли это, и каким образом совы ориентируются в пространстве?

В качестве проверки правильности версии осуществляется просмотр видиофрагмента об ориентировании совы, а так же об основных биологических особенностях ночных хищников.

На доске осуществляются перемещения магнитных карточек: клюв, ноги, крылья, зрение, полет, и помещается новая карточка слух.

Карточка №8

Этот вопрос о гнезде совы. Как вы думаете, почему нет возможности вам его предоставить? Сконструируйте и изобразите на листе бумаги какое-либо подходящее для совы гнездо.

На доске перемещается карточка гнездование.

 

Оздоровительная пауза

Учащимся предлагается имитировать движения совы:

-          взмахи крыльев (руки согнуты в локтях),

-          потягивания (руки сцеплены за спиной)

-          повороты головы и вытягивание шеи

-          повороты тела

-          закрывание и открывание глаз, рассматривание отдельного предмета (выбирается учителем на доске).

3 этап.  Закрепление нового материала.

Учащимся на каждую парту выдаются наборы карточек и пустой прозрачный файл. На карточках с одной стороны написаны слова или словосочетания одной общей фразы о значении хищных птиц. Необходимо выстроить карточки так, чтобы из них получилось логически правильное предложение и по порядку слева на право поместить их в файл. При соблюдении всех правил на другой стороне файла складывается цельное изображение какой-либо хищной птицы.

Примерные тексты этого задания:

Хищные

птицы падальщики

 

 

Хищные

птицы уничтожают

питаются трупами

погибших

 

 

в первую

очередь больных

 

животных и этим

 

 

препятствуют

и старых

животных и этим

распространению

 

 

опасных заболеваний

«оздоравливают»

популяции

Составленные фразы записываются в тетрадь, а изображениям птиц подбираются видовые названия.

Итог урока

На доске демонстрируются самые удачные рисунки детей, в виде трех предложений предлагается сделать выводы по те урока. Объявляется конкурс на лучший вывод (оценивается лаконичность, содержательность, научность , оригинальность).

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru