Задачи урока:

Обобщить, систематизировать и проверить знания о пищеварительной системе.

Закрепить имеющиеся знания о профилактике желудочно-кишечных заболеваний.

Оборудование:

таблицы "Строение пищеварительной системы”, "Пищеварение в ротовой полости” и др.

муляжи желудка, кишечника, печени и др.

микроскоп, микропрепараты слизистой кишечника.

зубная щетка, муляж ротовой полости.

Тип урока: зачетный.

Подготовка к уроку.

Заранее готовятся и вывешиваются вопросы к зачету для учащихся. Далее вопросы группируются учителем и готовятся карточки.

Карточка №1: Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения.

Какие функции выполняют органы пищеварения? Перечислите органы пищеварительного канала и укажите связанные с ними пищеварительные железы.

В чем суть пищеварения и почему оно необходимо? Дайте определение пищеварению.

Перечислите продукты питания и питательные вещества. Почему в нашем рационе должны присутствовать продукты питания как растительного, так и животного происхождения?

Перечислите продукты, богатые белками, жирами и углеводами, минеральными солями и витаминами. Каково значение этих веществ в рационе человека?

Карточка №2: Пищеварение в ротовой полости.

Как подразделяются зубы по строению и функции? Почему происходит смена зубов? Каково строение зуба?

Что такое кариес? Каковы причины возникновения кариеса? Расскажите о правилах ухода за зубами.

Какие железы находятся в ротовой полости, и каковы их функции? Назовите функции слюны и ее состав.

При каком условии осуществляется глотательное движение, какова роль надгортанного хряща?

Какова роль языка в процессе пищеварения?

Карточка №3.Пищеварение в желудке и кишечнике.

Как устроен желудок? Из каких слоев состоит стенка желудка, и какую функцию они выполняют?

Какой состав имеет желудочный сок? Какие вещества расщепляют ферменты в желудке, и до какого уровня? Каково значение соляной кислоты?

Какое строение и функции имеет тонкий кишечник? Какие вещества подвергаются расщеплению ферментами поджелудочного сока и кишечного?

В чем заключается роль печени? Куда впадает желчный проток и каково значение желчи?

В чем заключается значение толстой кишки? Какое значение имеет клетчатка в перистальтике кишечника?

 Карточка №4.Регуляция пищеварения.

Какие системы регулируют пищеварение? Почему оно осуществляется в разных отделах пищеварительного тракта согласованно?

Приведите примеры рефлекторной и гуморальной регуляций органов пищеварения.

Как объяснить физиологию пищеварения с позиций учения ПАВЛОВА И.П.?

Разберите по схеме (рис. 68, Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.) дуги а) пищевого безусловного рефлекса; б) условного слюноотделительного рефлекса; в)безусловного ориентировочного рефлекса на свет лампочки; г)уже выработанного условно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса; д.) угасания условного рефлекса при неподкреплении этого рефлекса пищей; е) безусловного торможения.

Карточка №5.Заболевания органов пищеварения.

Перечислите современные методы исследования пищеварительного тракта и охарактеризуйте их.

Назовите признаки отравления. Что следует предпринимать при их появлении?

Назовите причины и методы профилактики глистных и инфекционных заболеваний.

Как предупредить нарушение обмена веществ (дистрофия, ожирение, истощение)? Назовите правила правильного питания.

Как влияет алкоголизм на работу пищеварительной системы?

Карточка №6. Тест (выполняется по вариантам).

Тест рассчитан на 5-7 минут. Поэтому количество вопросов в тесте не должно быть большим. Это также позволяет учителю проверить выполнение задания прямо на уроке.

 Б. Предварительно, за один урок до зачета, назначаются консультанты. Консультант выбирает карточку, с которой он будет работать на зачете и получает инструкцию.

Инструкция к зачету (для консультантов).

Начинать работу с группой можно только по сигналу учителя.

На опрос одной группы отводится 5-7 минут.

Каждый член группы должен дать полный ответ не менее чем на один вопрос карточки. Консультант вправе задавать дополнительные вопросы или уточняющие. Члены группы могут вносить дополнения в ответы друг друга.

Все вопросы в карточке должны быть разобраны. Если ученики группы не могут дать ответ на вопрос, консультант поясняет группе материал.

По сигналу учителя консультант заканчивает работу с группой и выставляет оценки каждому ученику в ведомости.

Далее осуществляется переход в другую группу в соответствии с вашей схемой.

 К зачету нужно подготовить ведомости, в которые консультанты будут выставлять оценки. На одну группу готовится одна ведомость.

 

 

 

оценки

 

 

 

 

Ф.И.

К №1

К №2

К №3

К №4

К №5

Тест

Итоговая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ход урока

1 этап. Класс делится на 6 групп (по количеству карточек). Удобнее всего объединить в группу соседние парты (1и2, 3и4, и т. д.). Количество человек в группе не должно превышать 3-4.

2 этап. По сигналу учителя к каждой группе подходит консультант и начинает опрос. Одна группа выполняет тестовое задание под контролем учителя. По истечении времени консультанты завершают опрос и выставляют оценки каждому ученику в группе в ведомости. Далее консультанты переходят в другую группу. Таким образом, каждый консультант проходит все 6 групп и каждому ученику в классе выставляет оценки.

3 этап. Собираются ведомости и подводятся итоги. Итоговая оценка (средний балл) выставляется в журнал.

Тест.

1 вариант. Выберите правильный вариант.

1)Белки перевариваются…

в ротовой полости;

только в желудке;

в желудке и 12перстной кишке;

только в 12перстной кишке.

2)Какие вещества расщепляются ферментом птиалином?

белки;

жиры;

углеводы.

3)В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды?

желудок;

тонкий кишечник;

толстый кишечник;

прямая кишка.

4)В какой среде наиболее активен фермент липаза?

в нейтральной;

в кислой;

в щелочной.

5) Какие органические вещества синтезируются в эпителии кишечника и всасываются в лимфатическую систему?

глюкоза;

аминокислоты;

жиры.

6)Где вырабатывается желчь?

в тонком кишечнике;

в поджелудочной железе;

в желудке;

в печени.

2 вариант. Дополните утверждения.

Хлеб, молоко, овощи, фрукты относятся к …, а белки, жиры, углеводы - к …

Пищевые белки, жиры, углеводы не могут быть сразу усвоенными организмом из-за … реакции.

Крахмал ферментами слюны разлагается до … Белок ферментами желудочного сока (пепсином) и поджелудочной железы разлагается до…

Коронка зуба покрыта …, под ней расположен …, а внутри зуба находится …

Печень в 12перстную кишку выделяет …, ее избыток запасается в …

В плохо переваренном и прожаренном мясе могут оказаться живыми …, если мясо не проходило досмотр ветеринарной службы.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru