Цели и задачи урока:

закрепить различие между понятиями: "анализаторы" и "органы чувств", подчеркивая, что анализатор является единой системой, в рецепторах которой происходит кодирование информации, а в центральных отделах - декодирование информации и ее использование в поведении,

рассмотреть примеры взаимодействия различных анализаторов, контролирующих показания друг друга.

показать меры предупреждения и гигиенические требования, предъявляемые к сохранению здоровья и нормальной работе органов чувств;

показать экологические факторы благоприятствующие работе органов чувств и вызывающие их дискомфорт.

Методы и приемы проведения урока: познавательные игры (Третий лишний, Ключевое слово, Веселые буквы. Устами младенца)

Оборудование:

модель глаза, модель уха, череп, таблицы с изображением слухового и зрительного анализаторов;

схема преломления лучей в нормальном, близоруком и дальнозорком глазах.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках вы познакомились и изучили особенности строения и работы анализаторов

Учение об анализаторах разработано И.П.Павловым.

Вопрос: Назвать отделы анализатора?

(Периферический, проводниковый и центрального)

Периферический отдел: это клетка или специальный чувствительный аппарат, способный воспринимать определенный раздражитель. Выделяют следующие виды рецепторов: хеморецепторы (вкуса обоняния); механорецепторы (осязания, слуха); фоторецепторы (зрение); терморецепторы (холода, тепла); болевые рецепторы.

Проводниковый отдел: это центростремительные нервы отходящие от рецепторов органов чувств; передают нервный импульс от рецептора в соответствующий отдел центральной нервной системы.

Центральный отдел анализатора: это определенный участок коры больших полушарий головного мозга, где происходит перевод информации с языка нервного импульса в соответствующие ощущения.

Органы чувств обуславливают основные виды чувствительности: осязание и положение тела в пространстве, обоняние, вкус, зрение, слух.

Учитель сообщает учащимся цели урока и принципы оценки работы учеников:

1. Играя познаем мир.

2. Один за всех, все за одного.

За каждый правильный ответ, ставится один балл. Чем больше баллов наберет ученик, тем выше его оценка в конце урока.

Задание первое. Дано ключевое слово, приписать к нему слова представляющие собой часть органа или сам орган чувств.

рАдужка
Нос
пАлочки
х р у с т аЛик
у л Итка
глаЗ
рАковина
сТремячко
кОжа
Рот.

При заполнении кроссворда, ученик называет орган или часть анализатора и дает ему краткую характеристику.

Задание второе. Даны слова, объедините их. Какой принцип вы положили в основу объединения?

Темный

Яркий

Солнечный

Горький

Язык

Слуховой проход

Резкий

Тихий

Зрачок

Перепонка

Острый

Сладкий

Молоточек

Сосочек

Хрусталик

Ответ: Язык - горький, острый, сладкий, сосочек .В эпителии сосочков языка располагаются вкусовые (рецепторные) клетки, раздражителями которых являются растворимые в воде вещества. Рецепторы, специфичные к восприятию сладкого, расположены на кончике языка, горького - на корне, кислого и соленого - по бокам языка.

Зрачок- хрусталик, солнечный, яркий, темный, В центре радужной оболочки находится круглое отверстие- зрачок. Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. Лучи света, отражаясь от предметов, проходят через светопреломляющие среды: роговицу, водянистую влагу, хрусталик, стекловидное тело - и собираются на сетчатке.

Слуховой проход - перепонка, резкий, тихий, молоточек. Наружный слуховой проход заканчивается слепо барабанной перепонкой. За ней расположена полость среднего уха, состоящая из барабанной полости, заполненной воздухом, слуховых косточек.

Слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремечко - соединены между собой подвижно.

Задание третье. Какие функции выполняют анализаторы? Составьте слово из букв, которыми зашифрованы части анализаторов:

О- зрительный,

О - восприятие звуков,

С -рецепторы в улитке

К - слуховой,

Р - восприятие цвета, света,

А - рецепторы кожи

Т - осязательный

К - восприятие боли, температуры, давление.

Г - рецепторы сетчатки.

 

Н - чувствительный нерв,

Ь - осязательная зона коры

А - зрительный нерв

Ь - слуховая зона коры

Т - слуховой нерв

Н зрительная зона коры.

Ответы.

ОРГАН - зрительный анализатор (О), восприятие цвета, света(Р), рецепторы сетчатки(Г), зрительный нерв(А), зрительная зона коры.(Н).

КОСТЬ - слуховой анализатор(К), восприятие звуков(О), рецепторы в улитке(С), слуховой нерв(Т), зрительная зона коры(Ь).

ТКАНЬ - осязательный анализатор(Т), восприятие боли, температуры, давление(К), рецепторы кожи(А), чувствительный нерв кожи(Н), осязательная зона коры(Ь).

Задание четвертое. "Устами младенца" О каком органе чувств идет речь?

1. В этом органе есть элемент музыкального инструмента ?

В этом органе есть моллюск.

В этом орган есть предметы труда - кузнеца, плотника, конюха.

ОТВЕТ. УХО.

2. Он помогает измельчить пищу.

У лягушки он выполнят роль удочки, а у змей. ящериц служит орудием угрозы.

Этот орган участвует в формировании речи.

В народе о нем говорят: " :::..до КИЕВА доведет", "::::не лопата, что попало не метет".

ОТВЕТ. ЯЗЫК.

3. Изучив строение его люди сконструировали - бинокль, телескоп.

Этот орган обеспечивает восприятие окружающего мира на 90%

В известной песне есть строчки "Эти:::.напротив калейдоскоп огней"

О них говорят ,что они зеркало души человека

ОТВЕТ. ГЛАЗА.

Задание пятое. Правильна ли поговорка? Объяснить поговорки с точки зрения строения, функций органов чувств.

Ночью все кошки серы.

У страха глаза велики

В одно ухо влетело, а в другое вылетело.

Задание шестое. НАЙТИ соответствие. Отобрать черты характерные только для одного анализатора.

Зрительный анализатор

Масса - Л

Слуховой

Размеры-Я

Мышечный

Температура-Ы

Осязательный

Форма- М

Вкусовой

Окраска- С

Обонятельный

Запах- К

Вестибулярный

Объем - П

Расположение тела пространстве - О

Расстояние до предмета - Щ

Прочность, хрупкость - Н.

Характеристика звука - О

Вкусовые качества - Ш

Особенности поверхности - Г

Ответ. СЛОВО, составленное при работе СОЛНЫШКО

Задание седьмое Работа с таблицами. Вызываются ученики(2 человека). На столе учителя набор листочков со словами частей анализаторов. Вызванные ученики прикрепляют к таблицам эти листочки на соответствующие части анализаторов в таблицах.

Задание восьмое. Зачитываются ситуации с искаженными гигиеническими требованиями, или же советы врача, или же жалобы больного, связанные с работой органов чувств.

При чтении свет должен падать справа. Расстояние от глаз до предмета должно быть 10-15 см.

Применять индивидуальные противошумные наушники - необязательно.

Желательно пищу употреблять с резко отличающимися вкусовыми качествами: сладкое заедать кислым; соленое заедать горьким.

Какие ошибки допущены в данных предложениях? Объясните почему.

Задание девятое. " Веселые кубики". Даны кубики с буквами: Р, Е, Т, Е, О, Ы, П, Ц, Р.

Составить слово: РЕЦЕПТОРЫ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

У человека пять основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Каждый орган чувств является первым звеном соответствующего анализатора, который состоит из рецепторов, проводящих путей и чувствительных зон коры больших полушарий. Каждый анализатор обладает специфичностью. Он реагирует только на свои раздражители. Анализаторы дополняют друг друга и все вместе дают полные сведения о предмете.

Выставление оценок и характеристика ответов учащихся учителем.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru