Образовательные задачи:

1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функции органов пищеварительной системы, их нервной и гуморальной регуляции, о пищеварении в различных отделах пищеварительного тракта, об обмене веществ; выявить качество усвоения учебного материала.

2. Закрепить умение учащихся объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на процессы пищеварения с помощью фактов, рассуждений и умозаключений.

3. Продолжить развивать у учащихся приемы логического обоснования правил гигиены, самонаблюдения.

Воспитательные задачи:

1. Способствовать формированию научного мировоззрения.

2. Для физического и гигиенического воспитания разъяснять гигиенические условия нормального пищеварения, доказывать зависимость здоровья и работоспособности человека от профилактики и лечения заболеваний пищеварительной системы, проводить физ. минутку и гимнастику для глаз.

3. Формировать культуру учебного труда и этических норм межличностного общения, убежденность в ценности здорового образа жизни.

Развивающие задачи:

Применяя индивидуальные, фронтальные, проблемно-поисковые методы способствовать развитию у обучаемых умения познавать мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизни, потребности в творческой самореализации.

Форма организации учебной деятельности: урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала, выявления прочности знаний учащихся по изученной теме.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.

Приемы деятельности учителя: постановка и решение проблемы, организация повторения, тестирования, выступлений учащихся с сообщениями, творческими заданиями.

Организация деятельности учащихся: демонстрируют имеющиеся знания и умения, слушают сообщения, обсуждают выступления одноклассников и проблему, выполняют тесты, выполняют творческое задание, делают выводы.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие системы пищеварения, дыхания, кровообращения, содержание витаминов А, В, С, Д в пищевых продуктах; плакаты с высказыванием древнекитайского мыслителя о причинах болезней и с русскими пословицами; схемы, иллюстрирующие факторы здоровья и здорового образа жизни; портрет И.П. Павлова.

Структурно- логическая схема урока:

Вводное слово учителя, объявление темы урока, постановка цели и задачорганизационно-психологический момент:

Доброе утро, я очень рада вас видеть, садитесь, пожалуйста.

Тема нашего обобщающего урока сегодня "Пищеварение. Обмен веществ и превращение энергии”.

Мы совершим с вами "путешествие вместе с любимой пищей” по органам пищеварения, побываем на аукционе вредных привычек, поразмышляем, как улучшить собственное здоровье.

Древнекитайский мыслитель Конфуций полагал, что "Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его”. Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50% - от здорового образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологической обстановки и на 10% - от здравоохранения. Другими словами, в наших с вами руках удержать 50% собственного здоровья!!!

Что предполагает здоровый образ жизни? Это – двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек и умение управлять своим здоровьем. (Желательно привлечение учащихся к ответам).

Предварительное исследование уровня здоровья в нашем классе показало, что учащихся с высоким уровнем здоровья у нас нет, 65% (18 учащихся) имеют средний и 35% (10 учащихся) – низкий уровни здоровья. (Демонстрация диаграммы на доске). А ведь русская пословица гласит: " Здоров будешь – все добудешь”.

По итогам предварительной оценки образа жизни учеников нашего класса, самым слабым звеном является рациональное питание (тест "Оценка образа жизни”, "Биология”, № 7-8, 1994, приложение к газете "Первое сентября”) И как тут не вспомнить, что говорили наши предки: "Здоровье не купишь – его разум дарит”.

Проблема (записана на доске, ставится перед классом):

Умеем ли мы быть здоровыми?

Пути решения проблемы на уроке – выяснить:

1 - Помогают ли знания о процессах пищеварения и обмена веществ сохранению здоровья?

2 - Знаем ли мы факторы, разрушающие нормальное пищеварение?

3 – Учимся ли мы быть здоровыми?

Проверка знаний учащихся (решение поставленной проблемы в направлении: помогают ли знания о процессе пищеварения правильному питанию?)

Вопросы для индивидуального устного опроса (с использованием учителем дидактических карточек; во время заслушивания остальные учащиеся должны записать кратко в тетрадь ответы на вопросы по выступлению одноклассников или найти ответы в учебнике самостоятельно, вопросы записаны на доске):

Какие этапы пройдет ваша любимая пища в процессе пищеварения?

(Задание на доске для слушающих: 1. Записать этапы пищеварения.)

Какому изменению подвергнутся вещества вашей любимой пищи в процессе пищеварения?

(Задание на доске для слушающих: 2. Записать названия ферментов, участвующих в расщеплении пищи.)

Что должны сделать органы пищеварения, чтобы ваша любимая пища усвоилась?

(Задание на доске для слушающих: 3. Записать функции пищеварительного канала и пищеварительных желез.)

Будет ли помогать нервная система процессу пищеварения? Есть ли помощники у пищеварительных желез?

(Задание на доске для слушающих: 4. Записать компоненты рефлекторной дуги.)

Какова роль белков, жиров и углеводов в обмене веществ и энергии?

(Задание на доске для слушающих: 5. Записать компоненты рефлекторной дуги.)

Вопросы фронтального опроса (при ответах – зарабатываются баллы – "витаминки”) и последовательность проверки знаний:

1. Какое строение пищеварительной системы оказалось оптимальным для активного образа жизни человека в условиях нашей планеты?

2. Чем является пища для организма?

3. Какие вещества содержатся в пище?

4. Почему белки, жиры и углеводы пищи не могут сразу стать частью нашего тела, а подвергаются расщеплению в органах пищеварения?

Какие этапы пройдет ваша любимая пища в процессе пищеварения?

5. Какие события происходят с вашей любимой пищей в ротовой полости?

6. Что такое фермент?

7. Какие факторы влияют на работу ферментов?

Какому изменению подвергнутся вещества вашей любимой пищи в процессе пищеварения?

8. Какие вещества пищи не подвергаются расщеплению?

Что должны сделать органы пищеварения, чтобы ваша любимая пища усвоилась?

9. Что такое регуляция?

10. Какие способы регуляции сформировались в организме человека в процессе эволюции?

Будет ли помогать нервная система процессу пищеварения? Есть ли помощники у пищеварительных желез?

11. Что такое обмен веществ?

12. Какие системы органов обеспечивают подготовку основных процессов обмена веществ?

13. Что такое пластический обмен?

14. Что такое энергетический обмен?

Каковы функции белков, жиров и углеводов в обмене веществ и превращении энергии?

После устной проверки знаний учитель проводит тест с обратной связью (раздаются карточки с вопросами, после выполнения задания, учащиеся самостоятельно проверяют ответы и выставляют оценки).

Тестирование:

1. Расщепление крупных молекул белков, жиров и углеводов в процессе пищеварения происходит под воздействием … (ферментов)

2. Собственные белки в организме человека образуются из … (аминокислот)

3. Необходимую для жизнедеятельности энергию и строительный материал для создания в клетках новых соединений и структур организм получает в процессах …(обмена веществ)

4. Выделение пищеварительных соков на вид и запах пищи – это …(условный рефлекс)

5. Куда всасываются аминокислоты, глюкоза, глицерин и жирные кислоты … (в кровь и лимфу)

Итак, для чего нужны знания о пищеварении, обмене веществ?

(Предполагаемый ответ - научная основа правил, которых нужно придерживаться для сохранения здоровья!)

3) Физ. минутка, гимнастика для глаз.

4) Аукцион вредных привычек (проводит учитель, ученики объясняют вред предлагаемых для "покупки” привычек – зарабатывают баллы - "витаминки”, решаем проблему в направлении: Знаем ли мы факторы, разрушающие нормальное пищеварение?)

1. Курение.

Выступление специалиста по борьбе с курением. (Нарушение аппетита, повреждение зубной эмали, нормального прохождения пищи, задержка ее в желудке, заболевания пищеварительного тракта – гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.)

2. Употребление алкоголя.

Выступление специалиста по борьбе с употреблением алкоголя. (Заболевания: алкогольный гастрит, язвенная болезнь, рак желудка, перерождение печени – гибель клеток печени, замещение их клетками соединительной и жировой ткани, гепатит, цирроз)

3. Употребление наркотиков.

Рассказ учителя. (Формирование психической и физической зависимости, нарушение обмена веществ, полное истощение организма – слабость, похудение, отравление организма, неспособность к умственным и физическим усилиям)

4. Использование вместо зубочисток металлических предметов, например иголок (Повреждение зубной эмали, проникновение инфекции в организм.)

5. Постоянно жевать жевательную резинку. (Выделение желудочного сока, которое может оказать повреждающее действие на организм)

6. Принимать пищу на ночь. ( Во время сна пища не переваривается. Нарушается сон.)

7. Не мыть руки перед едой, после посещения туалета. (Путь проникновения микроорганизмов – возбудителей желудочно-кишечных заболеваний).

8. Пить крепкий чай и кофе на пустой желудок. (Кофеин стимулирует отделение желудочного сока, что полезно в случае, когда пища находится в желудке.)

9. Принимать пищу наспех. (Ухудшается выделение пищеварительных соков. Затруднение пищеварения.)

10. Сухоядение, то есть питание преимущественно бутербродами. (Опасное влияние на слизистую желудка.)

11. Разговаривать, читать и смотреть телевизор во время приема пищи. (Ухудшается выделение пищеварительных соков.)

В целом, какой вред наносят перечисленные привычки человеку?

(Предполагаемые ответы учащихся: вредные привычки отрицательно влияют на здоровье человека, вызывают многочисленные болезни тела и психические нарушения, часто лишают человека воли, сокращают продолжительность жизни.)

Полезные привычки способствуют укреплению здоровья!

Составление портрета здорового школьника (творческое задание для учащихся на уроке, зарабатываются баллы – "витаминки”, решаем проблему в направлении: учимся ли мы быть здоровыми?

Выполняет режим дня. (Питается регулярно.)

Выполняет режим питания. (Питается 4-5 раз в день, в определенные часы, не чаще чем через 4 часа.)

Питается рационально. (Питается разнообразно, с учетом энерготрат организма и соотношения белков, жиров, углеводов в пище, норм витаминов.)

Соблюдает правила приема пищи.

Соблюдает правила личной гигиены.

Может оказать помощь при отравлении некачественными продуктами питания.

Соблюдает правила хранения продуктов питания и приготовления пищи. (Поинтересовался, как дома хранятся продукты питания и как готовится пища.)

Подведение итогов:

Заключительное слово учителя:

Итак, питание и здоровье человека идут рядом. Мы знаем основные правила рационального питания. Мы учимся правильно питаться, как ходить, читать, писать или говорить. Вместе со всем человечеством. Мы обязательно научимся быть здоровыми!

Видеосюжет (о здоровье, о ценности человеческой жизни, о познании природы человека).

Выставление оценок по итогам тестирования, работы у доски, в рабочих тетрадях, по участию в аукционе вредных привычек, в выполнении творческого задания.

Домашнее задание: "Покровы тела животных” 

Чем братья меньшие в своих покровах отличаются от нас?

Урок закончен, всем спасибо за работу, удачи на следующих занятиях.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru