Цель: 
1. Обобщить знания о комнатной мухе. 
2. Ознакомить учащихся с внешним строением, образом жизни и значением медоносной пчелы. 
3. Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в сравнении, соотнесении и классификации. 
4. Воспитание мотивации к учебе, бережного отношения к окружающей среде. 

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточные карточки, продукция пчеловодства, средства борьбы с мухами (липкая лента, мухобойка, дихлофос), учебник биологии. 

Тип урока: комбинированный. 

Ход урока 

I. Организационная часть. 
II. Повторение пройденной темы. Задания для индивидуальной работы: 
1. Заполнить классификационную карточку. 
2. Написать на указателях названия стадий развития комнатной мухи. 
3. Перечислить и показать средства борьбы с мухами. 
Устный опрос. 1. Какие части тела можно различить у комнатной мухи? 
2. Чем и как питается комнатная муха? 
3. Где муха откладывает яйца? 
4. Что нужно делать, чтобы в жилище не было мух? На экране показать и назвать стадии развития мух. Вывод по повторению. С весны до осени в жилище человека так и рвутся назойливые насекомые – мухи. В жилище человека чаще всего обитает комнатная муха. Ротовой аппарат у этих мух лижущее-сосущий, прокусить кожу и пить кровь комнатные мухи не могут, они поглощают лишь жидкую пищу, для потребления твердой пищи они предварительно растворяют ее в слюне. Но имеется осенняя муха «жигалка», которая кусается и напивается крови. Демонстрация слайда с изображением "жигалки". 

III. Изучение новой темы. Объяснение новой темы словесным методом в виде беседы с использованием ИКТ, раздаточного и наглядного материала согласно плану. 
1. Значение пчеловодства. 
2. Внешнее строение пчел. 
3. Состав пчелиной семьи. 
4. Размножение пчел. 
5. Разведение пчел. 

1. Вы видите на столе продукцию пчеловодства. Давайте внимательно посмотрим и назовем их. - Мед в банке, воск, прополис, перга. А еще пчелы являются хорошими опылителями растений, дают маточное молоко, которое используется в парфюмерии, медицине, для изготовления красок, а так же пчелиный яд, который используется в медицине. Натуральный мед содержит почти все микроэлементы: витамины, кислоты и другие полезные вещества для здоровья человека. Мед нормализирует деятельность желудочно-кишечного тракта, стимулирует функции внутренних органов, нормализирует сон, стимулирует защитные силы организма, усиливает обмен веществ, оказывает противовоспалительные и тонизирующие действия и т.д. 

2. Демонстрация на экране изображения пчелы. Внешнее строение насекомых мы с вами изучили. Покажите на экране части тела пчелы и органы, расположенные на голове и груди. Работа учащегося у экрана. Примерный ответ учащегося, например, тело пчелы состоит из головы, груди и брюшка. На голове расположены глаза, усы и ротовой аппарат. На груди, с брюшной стороны, располагается три пары членистых ног, на спинной части груди имеются крылья. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца. 
3. О составе пчелиной семьи мы с вами узнаем, прочитав абзац на странице 32 учебника. Самостоятельное чтение темы "Медоносная пчела". Демонстрация слайда с изображениями членов пчелиной семьи. 

Рассказ учителя. 
Пчелы живут большими семьями, семья насчитывает от 40 до 70 тыс. пчел. В каждой семье есть матка, несколько сотен трутней и множество рабочих пчел. Матка – самая крупная пчела, отличается от других пчел длинным брюшком и более крупными крыльями. Живет в семье от 3 до 5 лет и откладывает множество яиц в улье. Трутни – пчелы средней величины, у них крупные глаза и массивное брюшко. Живут они в улье одно лето. Самые многочисленные члены пчелиной семьи – рабочие пчелы – недоразвитые самки. Они собирают с цветков сахаристый нектар и пыльцу, перерабатывают нектар в мед, наполняют им соты улья, ухаживают за личинками, маткой и трутнями, строят соты, охраняют жилище от врагов, вентилируют улей. Работа в тетрадях. Запись о составе пчелиной семьи. Коррекционная работа в сравнении членов пчелиной семьи по внешнему виду (на экране изображения состава пчелиной семьи, учащиеся должны определить матку, трутня, рабочую пчелу по внешнему виду). 

4. О размножении пчел мы узнаем, просмотрев фильм "Размножение и развитие пчел". (14 минут). 

5. Разведение пчел называют пчеловодством, а участок, на котором стоят ульи, называют пасекой, а человека, который ухаживает за пчелами, называют пчеловодом. Одна пчелиная семья за лето дает до 50 кг меда – ценного питательного продукта. Стоимость продукции пчеловодства. Одна пчелосемья за лето дает от 25 до 50 кг меда. В среднем 27 кг меда с одной ульи. 27 кг меда = 6 3-х литровых банок. Вес 1 банки = 4,500 кг. Стоимость 1 банки меда * 1,500 рублей = 9000 рублей Если пчеловод имеет 10 ульев * 9000 рублей = 90000 рублей. 30 ульев * 9000 рублей = 270000 рублей 50 ульев * 9000 рублей = 450000 рублей 100 ульев * 9000 рублей = 900000 рублей. 

Физкультминутка "Трудолюбивая пчелка" 

Закрепление материала.
1. Заполнить классификационную карту, которой демонстрируется на экране. 
2. Задания на дом: читать стр. 32-35. 
3. Подведение итогов урока.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru