Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

Познавательная:

сформировать представление о методах генетики человека, используя в ходе работы с научной информацией общеучебные и предметные умения (умение решать генетические задачи) обучающихся;

показать практическую значимость изучения наследственности человека.

Развивающая:

развивать логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение, формулирование выводов) и коммуникативные компетенцииу обучающихся.

Воспитательная:

формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле;

воспитывать чувство толерантности и взаимоуважения при работе в паре, в группе; чувство ответственности за свой труд и общий результат.

Общедидактическая цель:

создать условия для более глубокого осознания действия законов наследственности в природе, понимания их применимости в генетических исследованиях человека

Уровневые цели:

репродуктивный уровень: усвоить основные методы генетики человека;

конструктивный уровень: выявить причины трудностей генетических исследований человека, учиться определять метод генетики, c помощью которого можно решать проблемы жизни;

творческий уровень: использовать разные генетические методы при решении конкретных жизненных проблем.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проблемный.

Формы работы: парная и групповая работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, дидактические карточки-задания.

Ключевые понятия: ген, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признак, методы генетики человека (генеалогический, близнецовый, иммуногенетический).

Технологическая карта урока

Этапы

Дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Урока

Технологии

1. Организация начала занятия.

 

Подготовка учащихся к работе на занятии

Организует начало урока, обеспечивает мотивационный настрой

Слушают учителя, проверяют наличие всех принадлежностей к уроку

2. Подготовка к основному этапу занятия.

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Подготовка учащихся к определению темы и задач урока:

– более 2000 заболеваний человека носят наследственный характер;
– почему у гениальных родителей дети не гениальны?

Уточняют формулировку темы урока для себя (слайд 1)

 

 

Совместная с учащимися формулировка темы урока и задач

Предложение эпиграфа к уроку и с его помощью определение форм учебной работы и предполагаемых визуальных результатов

Совместное с учителем формулирование задач урока

Анализируют с учителем эпиграф, при необходимости корректируют формы работы, уточняют ее результат

 

 

Повторение пройденного:

1) повторение ключевых генетических понятий (слайд на доске) "Ты – мне, я – тебе”;
2) проверка уровня усвоения понятий "Найди пару" с взаимопроверкой (слайд и ответ на доске)

1) работа в парах (устно)
2) индивидуальная работа с взаимопроверкой, выставление баллов в тетрадь и лист самооценки

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Человек – сложный объект генетических исследований.

В чем его сложность?

Осознание поставленной проблемы, мотивация на фронтальную работу (учебная беседа)

Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ

Организация учебной беседы

Совместно с учителем формулируют обобщенные знания о человеке как сложном объекте исследований

Выдвижение гипотезы

Если человек – особый объект генетических исследований, то какие методы для его изучения применимы?

Слушают учителя

Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

Постановка новой задачи: обычные методы генетики к человеку неприменимы.

Как быть?

Должны быть другие, изучение родителей, например.
Какие методы смогу использовать я?
Работа с научной информацией (словари, тексты) по группам (5 гр.)

Работа в группах, получение продукта от группы

Организационная, консультирование (при необходимости)

Решение проблемных задач (карточка-задание с информационным сопровождением)

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.)

Организационная (работа с интерактивной доской)

Постановка новой задачи:

Зачем человек использует разные методы?

Продукт работы в группе и общий продукт представляется в презентации и на школьной доске (таблица методов, решение задач, схема путей профилактики наследственных болезней)
Сличение своего ответа (решения) с ответом группы и эталоном, корректировка результата

Вывод :

1) полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;
2) поставленная проблема решена или нет.

Учитель возвращается к поставленной проблеме, вновь формулирует ее можно считать, что поставленная проблема решена?

Формулируют промежуточный вывод о познаваемости человека как биологического объекта, об основных методах генетики человека и путях профилактики наследственных заболеваний

4. Первичная проверка понимания.

 

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Проверим, что из изученного вы запомнили?

Предлагает тестовые задания с моментальной проверкой

Самопроверка (запись ответов в тетрадь)

5. Подведение итогов занятий

 

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Учитель возвращается к теме, эпиграфу и поставленным вопросам
Прием "незаконченное предложение”

Формулируют выводы по уроку

6. Рефлексия.

 

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Остался еще один вопрос: всегда ли право выбора – это благо? (слова Н.К. Кольцова)
О каком выборе идет речь?
В зависимости от направления рассуждения ребят выбирает один из вариантов рефлексии 

Слушают, участвуют в обсуждении проблемы Делают общий вывод по уроку

7. Информация о домашнем задании.

 

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Дается домашнее задание на доске (обязательная и дополнительная часть), возможен электронный вариант дачи домашнего задания
Благодарит всех за работу

Определяют объем домашнего задания (только обязательный или еще и дополнительный), записывают (возможен электронный вариант) 
Ребята благодарят учителя

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru