Цели урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с историей открытия вирусов, их строением, многообразием, особенностями жизнедеятельности;

Рассмотреть основные вирусные заболевания человека, животных и растений;

Ознакомить с особенностями применения полученных знаний при решении конкретных ситуаций.

Развивающие:

Совершенствовать умения работы с использованием информационно-коммуникативных технологий;

Развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

Развивать умение выступать и защищать свою точку зрения;

Развивать познавательный интерес к своему здоровью и окружающей жизни.

Развивающие - развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, сознательного восприятия учебного материала, развитие потребности к самообразованию, способствование развитию творческой деятельности учащихся.

Воспитательные:

Вовлечь учащихся в коллективную мыслительную деятельность;

Формировать представления о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, формировать культуру здорового образа жизни и ответственное отношение к своему здоровью;

Совершенствовать навыки общения.

Задачи урока:

Продолжить формирование научной картины мира, его многообразия, рассмотрев особенности вирусов, как неотъемлемой части живой природы.

Развивать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками литературы по данной теме; развивать творческие способности учащихся; работать в заданном темпе.

Тип урока:

по основной дидактической цели: изучение нового материала.

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

по форме проведения: использование ИКТ технологии, самостоятельная работа учащихся с использованием дополнительной информации.

Технологии: элементы личностно-ориентированного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий, здоровьесберегающая технология, технология критического мышления.

Методы:

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковые.

По виду источника знаний: словесно-наглядные

По форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа, презентация.

Оборудование: Учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.

Контроль результатов обучения:

а) по способу организации: индивидуальный

б) по способу подачи информации: компьютерный контроль, самопроверка учащихся

Ход урока

I. Мотивация.

Вступительное слово учителя. Ребята, в начале нашего урока мне бы хотелось вам рассказать о небольшой статье, которую я прочитала в журнале "Вокруг света”: Статья называлась "Проклятие фараонов”. В ней говориться о том, что в Египте была обнаружена ранее неизвестная гробница. Через некоторое время, все члены экспедиции, участвующие в раскопках, погибли.

Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?

/Вирусы/

И действительно основной причиной гибели членов экспедиции был вирус! Тема нашего урока: "Вирусы – таинственная загадка природы!”. Обозначенную тему урока вы видите в своих информационных листах, которые вы будете заполнять по ходу урока!

На уроке мы будем использовать данные науки ВИРУСОЛОГИИ – науки изучающей вирусы.

Сегодня наукой открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней человека вызываются именно ими .Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не гремя оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

II. Первичное осознание.

Вопрос: Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся)

Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, "поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко”!

Постановка проблемного вопроса: Сегодня мы с вами выясним, какие же особенности строения и жизнедеятельности влияют на паразитический образ жизни вирусов?

ВопросЧто человечеству известно о вирусах?

История открытия вирусов.

В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель: невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении; проходит через фильтры, задерживающие бактерии; его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки. Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает "жидкое заразное начало”, которое размножается только в живых организмах. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ).

Вирус в переводе с латинского означает "яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп "противнику” Луи Пастер.

Строение вирусов. 

Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую, форму кристаллов. Известно более 1000 видов!

Прошу Вас заполнить таблицы в тетради.

В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, человека, растений и бактерий (бактериофаги).

Прошу Вас заполнить таблицы в тетради.

Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом. Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса. Вирусы – это внутриклеточные паразиты!

Строение вируса

Вирусная частица состоит из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом.

Химический состав

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими .

Прошу Вас заполнить таблицы в тетради.

Функция.

Нуклеиновых кислот - Хранилище наследственной информации.

Белковой оболочки - Защитная. Ферментативная.

Вирус, поражающий бактерии – БАКТЕРИОФАГ, он имеет такое же строение как остальные вирусы, имеет особую форму и его тело разделено на голову и хвост.

Так просто не устроен ни один живой организм. Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных и бактерий?

Предлагаю выполнить самостоятельно лабораторную работу в тетрадях.

Задание №1 Сравнить строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу информационного листа.

Проверяем результаты и делаем вывод!

Вывод: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.

Вывод: вирусы – это неклеточная форма жизни.

Рассмотрим путь проникновение вируса в клетку - ЭНДОЦИТОЗ. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:

Посмотрим, как это происходит.

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке.

Этап 2. Проникновение вируса в клетку.

Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК проникает в ядро клетки и встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро. Происходит репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение).

Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Происходит сборка вирионов.

Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. "Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

(Демонстрация интерактивной модели )

Вирусы, поступившие в живую клетку:

управляют клеточным механизмом клетки-хозяина

вносят в клетку только свою генетическую информацию.

Мы теперь можем с вами сказать , что происходит с самой клеткой? Она гибнет, оболочка ее лопается и вирионы выходят из клетки-хозяина . вызывая тем самым многие опасные заболевания! Вирус гепатита размножается в клетках печени, вирус гриппа в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита в клетках нервной ткани и т.д.

Вопрос. Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

(Ответы учащихся).

Комментарий учителя. К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

III. Первичная проверка понимания (работа строится по технологии критического мышления).

Первая стадия - "вызов”,во время которой y учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материaла.

Учитель читает текст о человеке, который болен СПИДом. 

Вторая стадия -" осмысление” - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

При этом понятие "текст” трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. 

Комментарий учителя.

Возникновение СПИДа было предсказано еще в начале семидесятых годов 20 века. Краткая формулировка прогноза гласила: "В 80-е годы может появиться гриппоподобное заболевание с высокой летальностью". Предсказание основывалось на двух экологических правилах. Лервое: ниша не может пустовать. Второе: пустующую нишу быстрее всего заполняет мелкий по размерам, очень изменчивый и эволюционно более примитивный организм. Экологическая ниша начaла пустеть в результате успехов медицины, когда многие возбудители инфекционных заболеваний были уничтожены практически полностью.

Меры по их уничтожению были применены быстрые и верные, но стратегия была рискованная: в борьбе с инфекциями следовало опасаться абсолютной победы - полного уничтожения инфекций. Не остереглись. "Дремавший на задворках биосферы" ВИЧ стал быстро занимать освободившуюся экологическую нишу.

Исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что концентрация вируса в отдельных жидкостях различно.

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Можно ли убить возбудителя СПИДа? 

1. 50-70° спирт

несколько секунд

2 Попадание в желудочно- кишечный тракт

разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой

З. t°=56°

30 минут

4. Попадание на кожуп

через 20 минут уничтожается

ферментами бактерий,

паразитирующих на коже

5. Кипячение

мгновенно

6. Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь)

мгновенно

Заражение возможно лишь тогда, когда определенное количество вируса находится в организме. Посредством биологических жидкостей тела, которые содержат лишь ничтожное количество вируса, заражение практически исключено. Слюна содержит, кроме того, эндогенные вещества, которые обладают защитным действием, поэтому и без того малое количество вируса становится неопасным. ВИЧ может переноситься в том случае, если жидкости тела с высокой концентрацией вируса проникают прямо в кровяное русло человека, например при микроскопических, незаметных трещинах слизистых оболочек прямой кишки, женских и мужских половых органов, а также через шприц, в котором находятся остатки зараженной крови.

Игра "Пообщаемся”

Задача: выработка собственной модели поведения в критической ситуации.

Учащиеся получают карты, на которых изображена компания подростков и дана инструкция к работе. Необходимо проделать все описываемые действия и сделать вывод.

IV. Рефлексия.

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. 

Индивидуальная работа по написанию сиквейна (это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований).

Правила написания сиквейна:

1. понятие (одно слово)

2. прилагательные (два слова)

3. глаголы (три слова)

4. предложение (из четырех слов)

5 существительное (одно слово).

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание по выбору учащихся 1 из 5

1. Компьютерная презентация "Вирусные болезни" Ур "С"

2. Таблица "Значение вирусов "Ур "А"

3. Тест "Вирусы - неклеточные формы жизни "Ур "В"

4. Сообщение о значении вирусов в молекулярной биологии. Ур "В"

5. Создать свою презентацию по теме "Всё о СПИДЕ" Ур "С"

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru