Задачи урока:

Образовательные: сформировать у учащихся знания о биологической роли витаминов, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях, о значении витаминов в обмене веществ, сформировать знания об авитаминозе и гиповитаминозе, рассмотреть классификацию витаминов, и их практическом значении для здоровья человека.

Развивающие: продолжать развивать творческое мышление, мыслительные способности учащихся; развить навыки работы с текстом учебника, развивать учебные умения – работать с дополнительными источниками информации ,показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов, поддерживать стремление учащихся добывать знания.

Воспитательные: развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению: быть здоровым, формировать положительную мотивацию на восприятие нового материала.

Оборудование: таблица "Витамины”, план урока на доске, компьютер, проектор, экран.

Тип урока: изучение нового материала

План урока

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Мобилизация знаний учащихся об обмене веществ. Связь витаминов с ферментами.

1. Повторение об обмене веществ, о пластическом обмене(ассимиляция) и энергетическом обмене(диссимиляция), об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды.

2. Проверка знаний учащихся по теме " Обмен веществ”.

III. Изучение нового материала.

1.Из истории открытия витаминов. Открытие витаминов Н.И.Луниным.
2.Классификация витаминов. Основные группы витаминов.
3.Роль витаминов в обмене веществ. Образование ферментов.
4.Недостаток витаминов в организме и заболевания. Авитаминоз.Гиповитаминоз.
5. Правила сохранения витаминов в продуктах питания.

IV.Итог урока.

V.Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мобилизация знаний учащихся.

1. Повторение об обмене веществ, о пластическом и энергетическом обмене, об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды.

2. Проверка знаний по теме "Обмен веществ”

а) Почему обмен веществ считают основным свойством живой природы?

б) Все ли процессы обмена веществ протекают с участием ферментов?

в) Как регулируется обмен веществ в организме?

г) Могут ли жиры и углеводы переходить друг в друга?

д) Как происходит в организме обмен белков, жиров и углеводов?

е) Как происходит обмен воды и минеральных солей в организме человека?

III. Изучение нового материала:

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока "Витамины”. Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы организму?

Как были открыты витамины?

Существование витаминов было предсказано еще в 1880 году, когда русский ученый Н.И.Лунин опытным путем доказал, что в молоке, помимо питательных компонентов находятся еще какие-то жизненно необходимые вещества.

Раньше считалось, что если в пищу человека входят в определенных количествах белки, жиры, углеводы, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако жизнь далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Витамины – это низкомолекулярные органические соединения, которые являясь необходимой составной частью пищи, выполняют важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. Требуются в небольших количествах и обладают высокой биологической активностью.

Сообщения учащихся об истории открытия витаминов.

1– е сообщение: "Идеи о неведомых (в то время) соединениях и раньше высказывались врачами, наблюдавшими течение различных авитаминозов. Классический пример – цинга, свирепствовавшая на северных зимовьях. Казалось бы, люди получали в достатке и жиры, и белки, и углеводы, но тем не менее уже через несколько месяцев развивалось тяжелейшее недомогание. Но стоило при том же питании запастись бочонком квашеной капусты, в которой почти нет ни питательных веществ, ни калорий, как цинга отступала. Позже было установлено, что в капусте, даже в квашеной, много аскорбиновой кислоты.”

2-е сообщение: В 1890 году К.А.Сосин повторил опыты Лунина и полностью подтвердил сделанные им выводы.

Позже, в 1911 году, польский исследователь Казимир Функ сделал сообщение о выделении кристаллического активного вещества из рисовых отрубей. Затем он получил аналогичный препарат из дрожжей и других источников. Год спустя подобный препарат получили японские ученые. К.Функ назвал открытое им вещество "витамин”, от латинского Vitа - жизнь. Заслуга К.Функа также в том, что обобщил данные по таким болезням, как бери-бери, цинга, рахит, и заявил, что каждая из этих болезней вызывается отсутствием специфического вещества.

Учитель: В настоящее время известно около 30 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д ,Е, К и т. д. Некоторые из них образуют целые группы, например, витамины группы В. Для того чтобы было понятно, о каком конкретно витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: например, витамин В1, В12. Все витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водо– растворимым витаминам относятся витамин С, витамины группы В, Р рутин, Н биотин. К жирорастворимым относятся витамины А, Д, Е,К.

Сообщение учащегося о специфических функциях некоторых витаминов.

Витамин Е

Во время дальнейших исследований над витамином Е, выяснилось, что иной раз, когда пища животных была как будто бы достаточной и полноценной во всех отношениях, животные теряли способность к размножению. Это имело место при кормлении взрослых крыс исключительно молоком, прибавление к пище рыбьего жира и дрожжей не улучшало дела, и только после введения в пищу свежего салата, проросших зерен пшеницы, масла в более значительных количествах, яичного желтка, к животным возвращалась способность к размножению.

Учитель: Витамины играют огромное значение в жизни человека: влияют на усвоение питательных веществ; способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма; являются составной частью ферментов, витамины определяют нормальную функцию и активность организма.

Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Сообщения учащихся об авитаминозах.

Жирорастворимые витамины:

Название витамина

Химическое наименование

Болезнь авитаминоза

Источник поступления

А

Ретинол

Куриная слепота, нарушение минерального и общего обмена веществ, повреждение и слизистых оболочек.

Продукты животного происхождения: печень, сливочное масло, сыр. В растениях этого витамина нет, но есть вещество, из которого организм может его синтезировать. Это каротин, он содержится в моркови, красном перце, абрикосах, тыкве

D

Кальциферол

Рахит детей. Нарушение кальце- фосфорного обмена с нарушением костеобразования, функций нервно- мышечного аппарата и расстройства нервной системы

Рыбий жир, солнечный свет, под действием которого провитамин D, вырабатывающийся в коже человека, преобразуется в витамин D

Е

Токоферол

Нарушение процесса оплодотворения, мышечная дистрофия.

Молодые проростки злаков, желток яйца, печень, масло, молоко.

К

Филлохинон

Кровоточивость-несвертываемость крови, незаживление ран.

Зеленые растения(зелень), синтезируются кишеч. бактер. самого человека.

Водорастворимые витамины.

Название витамина

Химическое наименование

Болезнь авитаминоза

Источник поступления

В1

Тимин

Бери-бери (недостаточность сердечно- сосудистой системы и поражение нервной системы), нарушение углеводного и белкового обмена.

Зеленые растения (зелень), оболочки зерновок злаков-хлеб, мука грубого помола, дрожжи.

В2

Рибофлавин

Поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, заеды, трещины губ.

Дрожжи, яичный белок, молоко, печень, мясо, рыба, птица. В растениях встречается мало.

В5

Пантотеновая кислота

Угнетенное состояние, апатия, Неустойчивость сердечно- сосудистой системы, синдром "жжения ног”.

Синтезируется кишечными бактериями и содержится во всех продуктах.

В6

Пиридоксин

Снижение аппетита, тошнота, стоматит, дерматит. У детей судороги и анемия.

Синтезируется кишечными бактериями и содержится во всех продуктах. В мясных продуктах при тепловой обработке теряется до 20-50 %.

В12

Цианокобаламин

Анемия, возникающая из-за неусвоения в желудке кобаламина

Продукты животного происхождения.

С

Аскорбиновая кислота

Цинга (кровоточивость десен, кровоизлияние в мышцах, под кожу, в суставы) Анемия.

Продукты растительного происхождения: шиповник, цитрусовые, помидоры, капуста, болгарский перец.

Р

Рутин Катехин

Подкожные кровоизлияния в волосяные сумки, нарушение проницаемости капилляров, а следовательно, клеточного дыхания.

Цитрусовые, черная смородина, шиповник, листья чая.

Учитель: При тепловой обработке пищи часть содержащихся в ней витаминов разрушается. При кипячении молока количество витаминов в нем снижается. После трех дней хранения продуктов в холодильнике количество витаминов в них снижается на 30 %, а при комнатной температуре на 50 %. При термической обработки пищи теряется от 25–100 % витаминов. Многие витамины разрушаются на свету (А, В). Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов. Витамины разрушаются не только при высокой температуре, но и при соприкосновении с металлом. Лучшим способом сохранения витаминов является охлаждение и заморозка. При высушивании в значительной степени разрушаются витамины группы В.

Объяснение учителя сопровождается показом презентации ”Витамины”

Закрепление

На какие группы по физическим свойствам делят витамины (спирторастворимые, водорастворимые, жирорастворимые, нерастворимые)?

Какие витамины синтезируются кишечными симбиотическими бактериями(D, E, K, B2, B6, H)?

Недостаток какого витамина приводит к кровоточивости десен (A, D, C, H)?

Недостаток каких витаминов приводит к нарушению обмена веществ (B1, B6, Bc, A, E)?

Какой витамин содержится в капустном соке(A, D, N, U, B12)?

IV. Вывод.

Учитель комментирует оценки учащихся.

V. Подведение итогов урока.

Учитель: 1. Витамины – вещества, жизненно необходимые для всех организмов животных, человека и растений. Их огромная биологическая роль определяется тем, что они являются коферментами, т.е. веществами, входящими в состав ферментов.

2. Поэтому витамины играют большую роль в обмене веществ и других процессах жизнедеятельности организма.

VI. Домашнее задание.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru