Цели урока:

Закрепление необходимого фундамента для дальнейшего изучения органоидов клетки, а также процессов клеточного метаболизма.

Способствовать закреплению знаний учащихся по цитологии. Закрепить строение и функции органоидов клетки, а также выявление структурно-функциональной взаимосвязи между элементами системы клетки.

Способствовать самостоятельной оценке уровня знаний учащихся по пройденному материалу. Организации процесса само изучения, самооценки, самокоррекциии и саморазвития учащихся.

Знакомство учащихся с методами и средствами ДКУ на уроках биологии.

Оборудование: Пакет контрольно-измерительных материалов, диагностическая линейка, карта диагностики и мониторинга качества обучения ученика, учебники, таблицы.

Литература:

"Школьные технологии”. Москва., 2001г, №1.

Юнусбаев Б.Х., Юнусбаева Н.Р. Биология.

Технология системной диагностики и мониторинга качества обучения. Раздел "Общая биология”: Учебное пособие.– Уфа: БИРО, 2004г.

План урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Знакомство с целями и задачами урока.

Ребята, каждый, наверное, хотя бы один раз в жизни, хотел побывать на месте учителя, сделать опрос, выставить оценки? Сегодня у вас такой шанс появился, вы сами проверите свои знания, которые вы получили ранее.

Мы с вами закончили изучение раздела "Основы цитологии” курса "Общей биологии”, и сейчас познакомимся с технологией диагностико– коррекционного урока. Хотите ли вы сами изучить и оценить свой уровень по предмету? Насколько прочный багаж знаний вы получили по этому разделу биологии?

3. Фронтальная беседа по рассогласованию цели, содержания, методов и средств организации ЦКУ.

4. Первичная диагностика качества обучения (первый срез – тестирование).

Проводим краткий инструктаж по выполнению тестовых заданий.

5. Раздача тестов и контроль исполнения.

1.Клеточный уровень организации жизни изучает биологическая наука:

 а) биохимия и биотехнология;

б) микробиология и цитология;

в) генетика и селекция;

г) гистология и экология?

2. К доядерным (прокариотическим) организмам относятся:

а) вирусы и бактериофаги;

б) бактерии и синезеленые водоросли;

в) водоросли и амебы;

г) эритроциты и тромбоциты?

3. Клеточная теория была сформулирована:

а) Робертом Гуком в 17 веке;

б) Антоном Левенгуком в 1680 году;

в) Т. Шванном в 1838 году;

г) Р.Вихровым в 1858 году?

4. Специфическая для цитоплазматической мембраны функция– это:

а) защитная и биосинтез;

б) транспортная и связь с внешней средой;

в) фагоцитоз и пиноцитоз;

г) все ответы правильные?

5. К органоидам цитоплазмы не относятся:

а) ядрышки, хромосомы и кариоплазма;

б) хлоропласты, хромопласты, лейкоциты;

в) включения, рибосомы и митохондрии;

г) аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоль?

6. Какие органоиды связаны с делением клетки и передачей наследственной информации:

а) хлоропласты, хромопласты, лейкоциты;

б) хромосомы, центриоли и нити веретена;

в) лизосомы, рибосомы и митохондрии;

г) центриоли, эндоплазматическая сеть?

7. "Энергетические станции” клетки – это:

а) рибосомы;

б) хлоропласты;

в) митохондрии;

г) лизосомы?

8. В рибосомах животной клетки протекает процесс:

а) биосинтеза;

б) хемосинтеза;

в) фотосинтеза;

г) синтеза АТФ?

9. Неклеточные формы жизни – это:

а) Бактериофаги и вирусы;

б) бактерии и синезеленые водоросли;

в) одноклеточные животные;

г) вид и популяция?

10. Плазматическая мембрана построена:

а) из липидов;

б) из липидов и белков;

в) из липидов и углеводов;

г) только из белков?

11.Укажите механизм мембранного транспорта, связанный с использованием АТФ:

а) диффузия;

б) натрий – калиевый насос и фагоцитоз;

в) перенос через открытые каналы;

г) все ответы правильные?

12. Выделите органоиды, не относящиеся к мембранным структурам клетки:

а) эндоплазматическая сеть;

б) рибосомы;

в) аппарат Гольджи;

г) лизосомы?

13. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:

а) митохондрии и цитоплазму;

б) рибосомы и вакуоли;

в) ядерную и плазматическую мембрану;

г) плазматическую мембрану и рибосомы?

14. Какие из клеток растений функционируют после их отмирания:

а) камбий;

б) ситовидные трубки;

в) клетки эпидермиса;

г) сосуды;

д) ни один из них?

15. Какой органоид в растительной клетке соответствует лизосоме:

а) цитоплазма;

б) включения;

в) аппарат Гольджи;

г) вакуоль?

16. Через билипидную мембрану не могут перемещаться молекулы:

а) кислорода;

б) углекислого газа;

в) аминокислот;

г) воды?

17. Если амебу и эритроцит поместить в дистиллированную воду, то:

а) обе клетки разрушатся;

б) амеба сохранится, а эритроцит погибнет;

в) амеба погибнет, а эритроцит сохранится;

г) обе клетки сохранятся?

18. Нельзя считать вирусы полностью живой материей, потому что:

а) они не способны к размножению;

б) у них отсутствует обмен веществ;

в) они не построены из биополимеров;

г) у них очень маленькие размеры?

19. Какой из этих превращений невозможно для животной клетки:

а) белки – углеводы;

б) углеводы – жиры;

в) глюкоза – аминокислоты;

г) аминокислоты – жиры?

20. Оцените свое отношение к пройденной теме по шкале:

а) отлично;

б) хорошо;

в) удовлетворительно;

г) неудовлетворительно?

6. Результаты тестирования (ответы ученика) вносятся на специальной "Карточке для оперативной проверки” учеником.

7. Рефлексия и самооценка результатов первичной диагностики.

8. Организация самостоятельной работы учащихся над ошибками, их самостоятельное нахождение и исправление.

9. Повторный контрольный срез– тестирование. Краткий инструктаж по выполнению тестовых заданий; раздача тестов и контроль выполнения; индивидуальная рефлексия методом самооценки.

Тестовое задание №2.

1. У прокариот в сравнении с эукариотами:

а) отсутствуют митохондрии;

б) отсутствуют хромосомы;

в) отсутствуют рибосомы;

г) нет правильного ответа?

2. В мембранах эукариот:

а) один слой липидов;

б) два слоя липидов;

в) три слоя липидов;

г) липиды отсутствуют?

3. Легко пройдет через липидный слой мембраны:

а) вода;

б) эфир;

в) глюкоза;

г) крахмал?

4. Ядро представляет собой:

а) двумембранную структуру;

б) одномембранную структуру;

в) немебранную структуру;

5.В образовании лизосом клетки участвуют:

а) рибосомы;

б) аппарат Гольджи;

в) митохондрии;

г) вакуоли?

6. Какой органоид в растительной клетке соответствует лизосоме:

а) цитоплазма;

б) включения;

в) аппарат Гольджи;

г) вакуоль?

7. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:

а) митохондрии и цитоплазму;

б) рибосомы и вакуоли;

в) ядерную и плазматическую мембрану;

г) плазматическую мембрану и рибосомы?

8. Клеточный уровень организации жизни изучает биологическая наука:

а) биохимия и биотехнология;

б) микробиология и цитология;

в) генетика и селекция;

г) гистология и экология?

9. На рибосомах в процессе биосинтеза образуются:

а) аминокислоты;

б) белки первичной структуры;

в) т-РНК;

г) и-РНК?

10. Какой из этих превращений невозможно для животной клетки:

а) белки – углеводы;

б) углеводы – жиры;

в) глюкоза – аминокислоты;

г) аминокислоты – жиры?

11. Какой органоид в растительной клетке соответствует лизосоме:

а) цитоплазма;

б) включения;

в) аппарат Гольджи;

г) вакуоль?

12. В рибосомах животной клетки протекает процесс:

а) биосинтеза;

б) хемосинтеза;

в) фотосинтеза;

г) синтеза АТФ?

13.Одна из важнейших функций лизосом:

а) синтез ферментов;

б) переваривание отмерших клеток;

в) синтез гормонов;

г) синтез аминокислот?

14. Выделите органоиды, не относящиеся к мембранным структурам клетки:

а) эндоплазматическая сеть;

б) рибосомы;

в) аппарат Гольджи;

г) лизосомы?

15. "Энергетические станции” клетки– это:

а) рибосомы;

б) хлоропласты;

в) митохондрии;

г) лизосомы?

16. Какие органоиды связаны с делением клетки и передачей наследственной информации:

а) хлоропласты, хромопласты, лейкоциты;

б) хромосомы, центриоли и нити веретена;

в) лизосомы, рибосомы и митохондрии;

г) центриоли, эндоплазматическая сеть?

17. Что является источником кислорода при фотосинтезе:

а) углекислый газ;

б) вода;

в) глюкоза;

г) солнечный свет?

18. Энергия света при фотосинтезе используется на:

а) разложение молекулы АДФ

б) синтез АТФ;

в) образование кислорода и АТФ;

г) образование воды?

19. Специфическая для цитоплазматической мембраны функция– это:

а) защитная и биосинтез;

б) транспортная и связь с внешней средой;

в) фагоцитоз и пиноцитоз;

г) все ответы правильные?

20. Оцените свое отношение к пройденной теме по шкале:

а) отлично;

б) хорошо;

в) удовлетворительно;

г) неудовлетворительно?

10. Организация самоанализа по "Карте диагностики и мониторинга качества обучения ученика”.

11. Составление общей "Карты диагностико – коррекционного урока (ДКУ), выявление общих закономерностей и пробелов всего класса по усвоению темы и на этой основе организация фронтальной или групповой работы по их ликвидации.

– Дифференциация заданий и организация дополнительной работы с продвинутыми учениками.

– Самоанализ и самооценка учителя по итогам ДКУ.

12. Итоги урока. Выставление оценок.

Мнение учителя и учащихся по уроку.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru