Образовательные задачи: Обеспечить усвоение учащимися знаний о внутреннем строении листьев растений. Введение понятий "кутикула”, "устьица”, "ассимиляционная ткань”, "паренхима”, "мезофилл”. Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения необыкновенных листьев. Формирование умений для создания компьютерных презентаций.

Развивающие задачи: Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. Продолжить работу по развитию умений делать выводы, работать в паре, в группе, развивать навыки коммуникативного общения, самостоятельности, способности стремиться к успеху, развитие уверенности в себе.

Воспитательные задачи: Воспитание в ходе личностно-ориентированного подхода, творческой личности, способной оценивать результаты своей деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок с применением компьютера, практическая работа в парах.

Оборудование: компьютер, компьютерные презентации, электронный атлас для школьника "Ботаника”, биологические лаборатории, микроскопы, микропрепараты листьев, таблица "Внутреннее строение листа”, рельефная таблица "Внутреннее строение листа”, рейтинговые листы , комнатные растения.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний:

Учитель:

Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

(видоизменённые листья)

Листья растений вдруг изменились
В органы различные все вдруг превратились
Иглы барбариса, усики гороха
Кактуса колючки – все живут неплохо.
Одно происхождение, но функции различны.
Мы такие органы знаем на отлично.

Сегодня ребята подготовили презентации о необыкновенных листьях.

Демонстрация презентации №1 "Листья насекомоядных растений”

Демонстрация презентации №2 " Необыкновенные листья” (Приложение)

Учитель: Сегодня оценивать свою работу на уроке предстоит вам самим.

В этом вам поможет рейтинговый лист, где приведены критерии оценивания.

Ребята, подготовившие презентацию, хотят проверить как вы их внимательно слушали и что запомнили. Учащимся задают вопросы и задания авторы презентаций.

II. Изучение нового материала:

Учитель: На Земном шаре огромное разнообразие листьев. Но что общего у всех листьев?

Правильно, общий план внешнего и внутреннего строения. Все листья состоят из клеток.

Цель  урока – изучить внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Найти сходства и различия у листьев разных растений.

1. Демонстрация слайдов электронного учебника., рельефной таблицы и таблицы .

Лист сверху и снизу покрыт кожицей (эпидермой). С наружи лист покрыт тонкой плёнкой - кутикулой. Как вы думаете какой тканью образована кожица и кутикула?

2. Демонстрация слайдов о восковом налете и выростах листа.

В кожице имеются устьица Как выдумаете, какова их роль? (Газообмен и испарение воды) Устьице состоит из 2 замыкающих клеток, которые содержат хлоропласты с хлорофиллом. В них идёт процесс фотосинтеза. Имеется устьичная щель.

Каково число устьиц в эпидермисе листа у разных растений? (Работа с учебником с. 89,90, таблица) Ответим на вопрос после таблицы: Почему численность устьиц листа у многих растений разная?

3. Практическая работа №15 Приготовить микропрепарат кожицы листа. Рассмотреть устьичный аппарат листа, строение листа.

Звучит музыка и демонстрация картин природы. (релаксация)

Учитель: Что вы увидели под микроскопом?

Учитель: Лист имеет основную ткань-мякоть. С её строением вас ознакомит электронный учебник.

4. Демонстрация Слайда "Строение листа” из электронного атласа для школьников "Ботаника”

Давайте рассмотрим основную ткань(мякоть листа) используя рисунок в учебнике с.89 и готовый микропрепарат листа герани и ответим на вопросы.

5. Беседа по вопросам:

1. Как называется основная ткань листа? Какой тканью она образована?

2. Какую роль выполняет основная ткань листа?

3. От чего зависит цвет листа?

4. Как устроен проводящий пучок?

5 Какова роль ксилемы - сосудов?

6. Какова роль флоэмы - ситовидных трубок?

7. Что придает жилкам прочность?

III. Закрепление изученного материала:

Вариант 1

Выбери правильное суждение:

1. Лист покрыт прозрачной кожицей- эпидермой.

2. Основная функция устьиц обеспечивать газообмен и испарение воды листьями.

3. У древесных растений устьица располагаются на верхней стороне листа.

4. Фотосинтезирующая ткань листа состоит из столбчатой и губчатой ткани.

5. По сосудам проводящего пучка передвигаются растворённые органические вещества.

6. Главная функция основной ткани листа – процесс фотосинтеза.

Запиши номера правильных суждений.

Вариант 2

Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.

1. Лист состоит из основания, черешка и листовой пластины.

2. Снаружи лист покрыт кожицей

3. Устьице осуществляет транспирацию и газообмен в клетке.

4. Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.

5. Паренхима - это механическая ткань листа.

6. Мякоть листа образована столбчатой и губчатой тканями.

7. В листе осуществляется процесс фотосинтеза

8. Лист сосны имеет кутикулу.

9. Лист - осевой орган растения.

Взаимопроверка.

IV. Подведение итогов урока. Рейтинг учащихся класса.

V. Домашнее задание:

1. п 30

2. оформить практические работы в тетрадь

3. стихи о листьях

4. кроссворд

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru