Учебно-познавательные задачи:

Продолжая знакомство с многообразием животного мира, в частности с разнообразием рептилий, сформировать у учащихся понятие о "вторичном" приспособлении к среде (на примере крокодилов), что объясняет исторический характер возникновения и развития приспособленности.

Расширить представление о систематике данного класса.

Более широко рассмотреть вопросы экологии.

Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, приобщая учащихся к чтению.

Методы: рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой.

Оборудование:

выставка книг,

таблицы с изображением крокодилов,

мультивидеопроектор,

Ход урока

Введение в тему. Учитель (на фоне демонстрации слайдов с изображением крокодилов): Обратите внимание на запись на доске "Мой знакомый крокодил". Каждый из вас смело может заявить, что хорошо знает этих животных? Наверное, нет. С целью знакомства с этой интересной группой рептилий мы проводим урок.

Проверка знаний. 2 учащихся на доске выполняют письменные задания:

Привести примеры ароморфоза пресмыкающихся.

Написать примеры идиоадаптации рептилий.

2 учащихся работают за компьютерами: один составляет план характеристики животного, другой схему классификации рептилий.

Ожидаемый ответ 4-го учащегося:

Тип Хордовые

Класс Пресмыкающиеся

Отряды

 


 

Пока ребята готовятся у доски и за компьютерами, классу предлагаются "НОВОСТИ" из жизни пресмыкающихся в виде кратких газетных сообщений, которые поочередно делают мальчик и девочка. (Желательно, чтобы информация из газет, журналов, прочих источников была взята самими учащимися). Для примера несколько сообщений:

В 1823 году в окрестностях одной из филиппинских деревень был убит крокодил-людоед, наводивший ужас на ее жителей в течение долгих лет. Поражают размеры этого монстра: вес около 2 тонн, длина - более 8 метров!

Геккон, живущий на Малых Антильских островах, и карликовый хамелеон с Мадагаскара считаются самыми крошечными. Их длина редко превышает 1,8см, причем большая часть приходится на хвост.

Рекорд долгожительства, установленный ящерицей-медяницей, равен 54 годам. Она прожила в террариуме Копенгагена (Дания) с 1892 по 1946 год.

Всем известно, что черепаха - одно из самых медлительных животных. Средняя скорость их передвижения по суше - всего 300 метров в час. (Заметки взяты из "Книги рекордов Гиннесса")

Затем проверяются работы у доски в целях обобщения изученного материала по теме "Класс Пресмыкающиеся". С понятиями ароморфоз и идиоадаптация семиклассники ознакомлены ранее. Конкретные примеры позволяют составить характеристику класса более высокоорганизованных хордовых (по сравнению с рыбами и земноводными), как типично наземных позвоночных, из которых особого внимания заслуживают крокодилы, имеющие все черты настоящего пресмыкающегося, но приспособленные к жизни в воде, т.е. являющиеся вторичноводными.

Изучение нового материала.

Учащимся предлагается открыть учебник "Зоология" на стр.177,  бегло ознакомиться с текстом, сопоставить его с пунктами плана характеристики животного, составленного учащимся . План учащегося спроектирован на экран . Примерный ожидаемый ответ:

Систематическое положение.

Образ жизни и среда обитания.

Особенности внешнего строения (покров, отделы тела, органы чувств; относительный характер приспособленности, связан. со средой обитания).

Особенности внутреннего строения (системы внутренних органов, обмен веществ).

Строение нервной системы и поведение, связанное с добычей пищи, защитой, размножением, заботой о потомстве.

Развитие и происхождение.

Значение в природе и хозяйстве человека.

Экология животного.

Меры охраны.

В ходе работы учащиеся убеждаются о необходимости получить дополнительные сведения помимо школьных учебников, а задача учителя - увлечь ребят, предлагая им различные виды работ с текстами из газетных статей, научно-популярной литературы, художественных произведений, интернета.

Рассказ учителя об обожествлении некоторых животных в донаучный период существования человечества, когда оно находилось под гнетом стихийных сил природы. Например, в древнем Египте священным считался нильский крокодил, которого безудержная человеческая фантазия превратила в "управителя" водами реки.

Продолжением рассказа учителя может служить выдержка из книги Н.Баратова "Загадка абомейского кувшина", глава "Мой знакомый крокодил". Пересказ близко к тексту делает один из учащихся, остальные ищут ответ на вопросы, спроектированные на экране: какие признаки о строении крокодила указывают на его связь с водой? Как крокодил выслеживает добычу и ловит ее?

Обращается внимание на фразу ":испокон веков живущие бок о бок с этими громадными земноводными, считают их своими друзьями". Учащиеся выясняют, в каком смысле можно согласиться с этим термином относительно крокодила.

Знакомство с крокодилами, обитающими в Африке, позволяет сделать роман А.Шклярского "Приключения Томека на черном континенте".

Учитель читает текст, учащиеся заполняют сведения об особенностях внешнего строения и поведения животного, как типичного хищника. Знакомство с каждой группой крокодилов сопровождает короткая видеозапись.

Учитель: Книга позволяет нам быстро переместиться с одного материка на другой. Какие крокодилы обитают в Южной Америке? Ответ на этот вопрос дает приключенческий роман Э.Сальгари "Человек огня" [4],в котором можно прочитать о встрече человека с кайманом.

Затем учащимся предлагается статья В.Пескова "Слезы по крокодилу" из "Комсомольской правды" 11.03.1994г.), сообщение по которой делают 3-е учащихся, рассказывпая об обитателе индийских водоемов - гавиале.

Образ жизни и питание гавиала.

Размножение.

Бедственное положение гавиалов - один из символов умирания природы по вине человека.

При этом уточняется понятие "реликтовое животное".

Учитель: А что бы мог поведать о себе, о своей жизни сам крокодил, если б вдруг заговорил? Поскольку мы "находимся" в Индии, послушайте рассказ индийского писателя Нарайана "Крокодил и его слезы".

Рассказ из книги с некоторым сокращением читает наизусть один учащийся.

Рассказ учителя об особенностях внутреннего строения и обмена веществ, его изменениях во время длительного пребывания крокодила под водой. Учащиеся делают вывод о более высокой организации крокодилов по сравнению с другими рептилиями, выражающейся в строении зубного аппарата, сердца, легких и головного мозга.

На суше крокодилы не только умеют ползать, но и бегать, для чего ставят ноги под тело, как млекопитающие и их вымершие родственники - динозавры.

И снова "НОВОСТИ"; теперь из жизни только крокодилов - опять короткие газетные сообщения, некоторые из них об аллигаторах. При упоминании этой разновидности (вернее, названия семейства отряда крокодилов) у учащихся возникает вопрос: чем аллигаторы отличаются от других крокодилов? Где они обитают?

Наряду с любопытными сведениями из жизни этих рептилий многие заметки содержат материал о причинах снижения численности этих древнейших животных, о возможности разводить крокодилов в питомниках. Некоторые рассказывают об обитателях Австралии. В качестве примера несколько заметок.

"Упрямый нарушитель. На одной из автострад в штате Техас (США) вблизи городка Фрипорт образовалась многокилометровая пробка. Движение перекрыл:крокодил. Трехметровая рептилия весом не менее трехсот килограммов разлеглась посреди дороги и никого к себе не подпускала. Вызвали пожарных. Они прибыли на нескольких машинах, включили мощные насосы, пытаясь струей воды прогнать нарушителя с шоссе. Когда вода в баках иссякла, разъяренный аллигатор по-прежнему сидел на том же месте и щелкал зубами. Послали за ветеринаром, чтобы усыпить упрямца: Водителей выручил ковбой с соседнего ранчо. Он накинул на рептилию аркан. Веревку привязали к тягачу и оттащили крокодила в сторону. Затем его поместили в фургон и отвезли к ближайшей реке".

"Крокодил в подземельях Парижа. В сточных канавах парижских подземелий случаются самые неожиданные сюрпризы. Но впервые рабочим, обслуживающим подземелья, пришлось столкнуться нос к носу: с крокодилом. Молодой крокодильчик оказался сильным и изворотливым. Понадобились усилия целой дюжины пожарных, чтобы изловить и укротить животное. Теперь он препровожден в водный бассейн Парижского ботанического сада. Как попал крокодил в парижское подземелье? Французы нередко привозят из дальних поездок экзотических животных, а когда они становятся в тягость, от них избавляются всеми способами".

"Долгожитель. Старейший советский крокодил (трехметровый, нильский) скончался в Екатеринбургском зоопарке в возрасте 110 - 115 лет. Как показало вскрытие, причиной смерти стала старость". "Белый крокодил. В устье реки Бхаталканика, что находится в восточном индийском штате Орисса, недавно были помечены три особи белого морского крокодила, который принадлежит к почти исчезнувшему виду пресмыкающихся.Раньше их водилось очень много, но хищническая охота на этих животных привела к полному уничтожению вида. Правда, несколько лет назад на берегу Бхаталканики случайно обнаружили яйцо, из которого вскоре вылупился белый крокодил, но он оказался единственным во всем Орисском заповеднике. Находка трех редких пресмыкающихся в природных водах вселяет надежду в сердца любителей природы, что белых крокодилов можно будет выводить в неволе".

"Крокодилы из инкубатора. Янцзыские обитают в среднем и нижнем течении величайшей реки Китая. Число их угрожающе сокращается, и государство вынуждено было взять исчезающего хищника под охрану первой категории. За последнее десятилетие в крокодильем питомнике провинции Аньхой была проведена целая серия удачных экспериментов по искусственному разведению редкого пресмыкающегося. Теперь в Китае насчитывается 5500 с лишним особей янцзыского крокодила, разведенных искусственным путем".

Закрепление, систематизация и обобщение знаний в форме беседы.

По каким признакам крокодилов относят к пресмыкающимся?

Почему крокодилы не заселяют территории с холодным климатом? (Насчитывающий 21 вид этих животных за исключением одного, обитающего в субтропиках, являются жителями тропиков).

Почему крокодилов и черепах, живущих в воде, надо считать наземными животными, приспособившимися к водной среде?

Задание на доске (и в тетради): дополнить схему

КЛАСС Пресмыкающиеся

ОТРЯД Крокодилы

СЕМЕЙСТВА

 

 

Обобщение учителя о том, что получить достаточно глубокие и полные сведения, позволяющие, к примеру, дать подробную характеристику биологического вида или целой систематической группы, или найти ответ на определенный вопрос по биологии можно не только из учебника или справочного пособия по специальному предмету, а пользуясь дополнительной информацией (радио, телевидения, газет, журналов, интернета) и, главным образом, книгами, от сказок Чуковского и до художественных произведений; важно только - полюбить чтение.

Задание на дом: Параграф 16, повторить происхождение земноводных из  12, продолжить заполнение таблицы в тетради по биологии

Отряды пресмыкающихся

Отряды

Представители

Признаки животных отряда

 

 

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru