Цель: систематизировать и углубить знания обучающихся об азоте и его соединениях, познакомить с положительными и отрицательными свойствами, применением соединений азота, определить место азота и  его соединений в жизни человека.

Задачи:

изучить основные соединения азота и определить их место в жизни  человека;  

патриотическое воспитание (продолжить воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине, людям, родной  природе);

развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при изучении строения и свойств соединений азота.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Мы с Вами уже знакомы с азотом и его соединениями. Мы изучали:

N ––> N2 ––> NO2 ––> NH3 ––> HNO3 ––> нитраты 
атом ––> простое ––> оксиды  ––> щелочи ––> кислоты ––> соединения  азота ––> вещество

– Сегодня мы будем говорить о соединениях элемента азота с 2-х сторон: 
Азот – элемент жизни / Азот – элемент войны. 
Цель урока – вспомнить наиболее значимые соединения азота и определить их место в жизни человека. И в этом Вы мне поможете.

II. Изучение нового материала

1. Азот – история названия: Официальное открытие азота принадлежит Д. Резерфорду, 1772 г. 
Первое название связано со свойствами азота, когда его впервые получили, попробовали испытать на животных – мышах (мышь помещали под стеклянный колпак и туда подавали азот, через некоторое время мышь погибла, следовательно газ был ядовитым). По результатам опыта, газу было дано название – штик штоф, что означало удушающий. 
Далее, после ряда опытов, было выяснено, что азот обладает и другими свойствами, он может оказывать не только вред, но и пользу. Появилось другое название – Азоэ. 
Затем соединения азота стали использовать в качестве удобрений. Азоту дали еще одно название – Нитрогениум (рождающий селитру). *
*  Название азота –  флогистированный воздух, мифический воздух, атмосферный мофетт, испорченный воздух и т.д. 
Авторы химической номенклатуры предложили (1787г.) производить слово «азот» от греческой отрицательной приставки а и слово зо – жизнь. Таким образом, название «азот» по их мнению, отражало его нежизненность или безжизненность. 
1790г. Ж.Шапталь предложил заменить слово «азот» словом «нитроген». Он считал, что название, означающее «безжизненный», могло бы с большим основанием быть дано другим простым телам, обладающим, например, сильными ядовитыми свойствами. 
Международное название элемента – NITROGENIUM и символ азота – N.

2. А теперь доску разделим на две части: с одной стороны будем писать положительные значения азота, а с другой отрицательные.

III. Закрепление

Кроссворд

Химическое соединение, используемое как элемент жизни и войны.

Причина использования нитросоединений.

Ученый открывший азот.

Основная продукция заводов в годы ВОВ.

Соединение азота – «террорист».

Страна – изобретатель первого взрывчатого вещества.

Основной поставщик оружия на фронт.

Продукт нитрования толуола – взрывчатое вещество.

Т

Р

П

О

О

К

Т

Н

И

Т

Р

О

Г

Л

И

Ц

Е

Р

И

Н

О

Е

Т

Л

Х

К

А

П

С

Й

Р

В

О

Й

Н

А

О

Г

Г

Р

Е

З

Е

Р

Ф

О

Р

Д

Н

Е

С

С

–  Сегодня  тема нашего урока была: «Азот – элемент жизни и войны». Какой мы с Вами можем сделать вывод? Азот может приносить пользу или вред в зависимости от того как его использовать.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru