Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование:

Мультимедиа презентации.

Таблицы ”Фотосинтез”, "Внутреннее строение листа”.

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить учащихся со способами питания растений

Дать представление о фотосинтезе, обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях протекания процесса фотосинтеза.

Обеспечить усвоение учащимися понятий: автотрофные и гетеротрофные организмы.

Подвести учащихся к пониманию взаимосвязи корневого и воздушного питания.

Показать значение зеленых растений в жизни планеты.

Развивающие:

Уметь обосновывать роль света в процессе фотосинтеза, делать выводы о космической роли зеленых растений.

Совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения выделять главное.

Развивать коммуникативные способности учащихся.

Формировать умение наблюдать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитательные:

Развитие познавательного интереса учащихся.

Воспитание у учащихся бережного отношения к зеленым растениям.

Формирование умений высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Структура урока:

Этапы

Методы и приемы

1

Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие урока.

2

Актуализация знаний.

Постановка цели урока. Повторение ранее изученного материала.

3

Изучение новой темы.

Рассказ, беседа, демонстрация.

4

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная самостоятельная работа с рабочей тетрадью, обобщение изученного материала.

5

Итог урока.

Фронтальный опрос, выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Повторение ранее изученного материала:

органы цветкового растения;

корневое питание, роль корня в поглощении воды и растворенных минеральных солей;

зеленый лист как специализированный орган воздушного питания, особенности строение листа;

виды пластид, роль хлоропластов. (Видеофрагмент – хлоропласты в клетке).

III. Изучение нового материала – рассказ учителя с элементами беседы.

А) Фотосинтез как процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды, его этапы.
Б) Виртуальная лаборатория: Опыт №1, доказывающий, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород. Опыт №2, доказывающий образование органических веществ (крахмала) в зеленых листьях растения на свету.
В) Условия, необходимые для протекания фотосинтеза (самостоятельная работа с учебником).
Г) Способы питания растений: почвенное и воздушное, их взаимосвязь.

IV. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа, выполнение заданий в рабочей тетради.

V. Взаимосвязь воздушного и почвенного питания растений.

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей,
И, вот как о себе зефирам толковали:
"Не правда ли , что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право. 
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха 
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаётесь с нами”.
"Примолвить можно бы спасибо тут и нам”. 
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
"Кто смеет говорить столь наго и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?”
Листы, по дереву шумя, залепетали. 
"Мы те”, им снизу отвечали:
"Которые здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте? 
Мы корни дерева, на коем вы цветёте,
Красуйтесь в добрый час! 
Да только помните ту разницу меж нас: 
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас”. (И. А. Крылов "Листья и корни”)

Вопрос: Кто же играет главенствующую роль в жизни растения. Листья или корни?

VI. После ответов формулируются выводы и записываются в тетрадь:

корень – орган почвенного питания

лист – орган воздушного питания;

в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза - образования из углекислого газа и воды органических веществ;

при фотосинтезе выделяется кислород;

органические вещества расходуются на рост и развитие органов;

особенность питания растений – поглощение минеральных веществ, создание органических веществ, а затем их расходование.

VII. Домашнее задание:

§28, записи в тетради.

творческое задание: придумайте и опишите опыты, доказывающие, что растения дышат.

VIII. Релаксация (видеофрагмент).

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru