Цели:

Создать условия для развития познавательной активности учащихся, их коммуникативной и информативной компетентности.

Создать условия для углубления знаний о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе; раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия друг с другом генов, на проявление различных признаков.

Развивать интерес к науке, профессиональную ориентацию.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.

Методы: проблемный, поисковый, репродуктивный.

Оборудование: ИКТ, учебник, карточки.

ХОД УРОКА

I. Проблема урока. Нестандартная ситуация

1) В одном из районов нашей области выехала группа ученых, чтобы разобраться на месте, а мы с вами постараемся объяснить причину случившегося. А что же произошло? На звероводческой ферме массовая гибель лисиц платиновой окраски меха.

2) Работа с терминами.

Для выяснения нам необходимо вспомнить понятия аллель, гомозигота, гетерозигота, фенотип, генотип, рецессив, доминанта.

3) Результаты домашнего задания – дигибридное скрещивание представляет собой два независимых моногибридных скрещивания, формулируем закон независимого наследования.

4) Показать схему связи понятия: ген, хромосома, признак.

1 хром  ––> 1 ген ––> 1 признак

5) К нам обратились с просьбой как определить генотип особи, если фенотип одинаковый?
Работа в группах. Используют источник компьютер (электронный учебник) и учебник стр. 150-159

6) Разбираем результаты работы.

Для определения  генотипа особи необходимо использовать анализирующее скрещивание, т.е., скрещивание с рецессивной особью.

 


 

Вывод: если при анализирующем скрещивании расщепления нет, то генотип особи гомозиготный по доминантному признаку. Если расщепление 1:1, то генотип особи гетерозиготен.

II. Решение проблемы

Случай на звероводческой ферме.

Задача.

При скрещивании платиновых лисиц между собой в F 1 получилось отношение 2:1 платиновых и серебристо-черных. Проведенное анализирующее скрещивание с рецессивной гомозиготной серебристо-черной лисицей дало расщепление 1:1 платиновых и серебристо-черных.
Какой генотип у платиновой лисица? (Учащиеся в группах решают проблему)

8) В это время звонок мобильного телефона. Это неожиданно! Учитель разговаривая по телефону, сообщает, что проблема решается, ученые, присутствующие на звероферме, не должны беспокоиться. Скоро все разрешится.

Решение задачи

А – ген платиновой окраски
а – ген серебристо-черной окраски

 


 

Генотип платиновой лисицы  Аа

Учитель: При гетерозиготности платиновых лисиц расщепление 3:1 , а на практике что? 2 : 1. Почему?
Оказывается, как только ген платиновости переходит в гомозиготное состояние, обладатель, т.е., особь погибает ещё в утробе материнского организма.
К какому вводу контролирует жизнеспособность.

Ответ: Ген окраски контролирует жизнеспособность.

1 хром ––> 1 ген ––> ∞ признаков

Учитель: Множественное действие гена встречается часто.

9) Просмотр кинофильма «Законы наследования», фрагмент (окраска меха)

∞ хромосом ––> ∞ ген ––> 1 признак

Учитель:  

а) окраска кожи человека
ААВВ – генотип негра
аавв – генотип белого
АаВв – генотип мулата

б) рост человека контролирует 10 пар генов. Низкий доминирует над высоким, чем больше доминантных генов, тем человек ниже ростом.

III. Подведение итогов

– Мы с вами сегодня на примерах убедись, что генотип представляет собой сложную систему взаимодействующих генов.
Ученые-генетики решают сложные практические задачи. Одну из них сегодня разрешили проблему гибели лисиц.
Ещё одну пытаемся решить.

Домашнее задание: стр. 149-157

Задача.

В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют первую и вторую группу крови, родители другого – вторую и четвертую. Исследование показало, что дети имеют первую и вторую группу крови. Определите, кто чей сын?

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru