В помощь молодому учителю биологии

 

Как можно познать себя?

Только путем действия, но никогда – путем созерцания.

                                                                                              И.В.Гете

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность - залог успешного обучения. Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд конкретных дидактических задач:

Закрепить знания школьников по определенной части темы.

Повысить интерес к изучаемому предмету.

Создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме.

Научить работать в коллективе.

Варианты развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Проблемные ситуации.

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.

 

Так, например, при изучении способов размножения растений можно предложить следующую задачу.

 

Условие. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить.

Задание. Объяснить ситуацию.

 


 

Ответ.

1.Плод у растения образуется только после опыления.

2.Плоды у клевера начали образовываться только после посещения цветков шмелями (клевер – насекомоопыляемое растение).

3.Насекомые, перелетая с цветка на цветок, переносят на своем теле пыльцу и опыляют цветки.

 

При изучении состава крови можно использовать такой проблемный вопрос.

 

Условие. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде.

Вопрос. Каким образом это удалось сделать?

 

Ответ. После сгорания в пепле остаются неорганические соединения, входившие в состав сгоревшего предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа. Поэтому, если в пепле обнаружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь.

 

К разновидностям проблемных ситуаций можно отнести и объяснение общеизвестных фактов с разных позиций.

 

Примеры

1.Великий русский ученый М.В.Ломоносов утверждал, что «умеренное потребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение? Ответ обосновать.

2.Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать это утверждение с научной точки зрения.

3. «Артериальная кровь бьет по сосудам ключом, а венозная сочится». Обосновать это утверждение с научной точки зрения.

 

При изучении курса зоологии можно использовать следующие задания.

1.Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы склевывают лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объяснить ситуацию.

2.Говорят, что если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят?

Можно использовать и проблемные ситуации игрового характера.

 

«Гусеница»

Слова, обозначающие какие-либо предметы или явления, написаны слитно с перекрыванием.

Задание: найти и выписать в тетрадь названия птиц:

соколибрибисойканарейказаркайральбатросоедроздрофазанандудодубоносорокакаду.

Ответ: сокол, колибри, ибис, сойка, канарейка, казарка, кайра, альбатрос, осоед, дрозд, дрофа, фазан, нанду, удод, дубонос, сорока, какаду.

 

 


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru