Нельзя недооценивать значимость интеллектуального поиска, проявляющегося при решении нестандартных задач и комментировании оригинальных примеров.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

– при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
– при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
– при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.

Так, например, при изучении способов размножения растений можно предложить следующую задачу.

Условие. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить.

Задание. Объяснить ситуацию.

Ответ.

1. Плод у растения образуется только после опыления.
2. Плоды у клевера начали образовываться только после посещения цветков шмелями (клевер – насекомоопыляемое растение).
3. Насекомые, перелетая с цветка на цветок, переносят на своем теле пыльцу и опыляют цветки.

При изучении состава крови можно использовать такой проблемный вопрос.

Условие. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде.

Вопрос. Каким образом это удалось сделать?

Ответ. После сгорания в пепле остаются неорганические соединения, входившие в состав сгоревшего предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа. Поэтому, если в пепле обнаружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь.

 

 


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru