В качестве примера организации ролевой игры при изучении биологии можно предложить методическую разработку урока по теме «Кровь – носительница жизни».

Задачи урока:

1.Обобщить и систематизировать знания о составе и функциях основных элементов крови;

2.Проверить усвоение основных понятий и терминов по теме,

3.Выявить уровень сформированности умения оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения;

4.Учить решать познавательные биологические задачи.

Оборудование: интерактивная доска, анимация форменные элементы крови, таблица «Схема переливания крови», резиновые трубки для жгута, бинт.

Подготовительный этап.

1. Учащиеся делятся на две группы.

2. Кабинетные парты составляются в два ряда, чтобы выступающие видели друг друга.

3. Все ученики сидят в белых халатах, к которым прикреплены бейджики с указанием профессии: врач-кардиолог, криминалист, врач-гематолог, врач-хирург, врач-диетолог, ботаник, зоолог, преподаватель Новосибирской медицинской академии, зав. кафедрой гематологии Петербургской медицинской академии.

4. Присутствующим гостям раздается брошюра с планом проведения симпозиума.

 

Ход урока

I. Со вступительным словом к учащимся обращается ведущий симпозиума:

Сегодня мы проводим симпозиум в форме ролевой игры, тема которого «Кровь – носительница жизни». Эпиграфом к симпозиуму прозвучат слова китайского мудреца:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь».

И мы сегодня будем говорить, показывать и действовать сами.

II. (Ведущий симпозиума предоставляет слово для доклада одному из участников – «Ректору Московского медицинского университета»).

Ректор Московского медицинского университета делает доклад по теме «Форменные элементы крови». При рассказе опирается на таблицу «Форменные элементы крови». (В ходе выступления демонстрируется таблица «Форменные элементы крови», видеосюжеты о работе русских ученых в области иммунитета.)

1. Состав крови. При центрифугировании кровь разделяется на два слоя: верхний слой – слегка желтоватая жидкость, называемая плазмой, нижний слой – осадок красного цвета, образованный эритроцитами. На границе между плазмой и эритроцитами имеется тонкая, светлая пленка, состоящая из лейкоцитов и тромбоцитов. Простое соотношение между плазмой и форменными элементами крови называют гематокритом. В периферической (циркулирующей) крови плазма составляет 55 – 60% объема крови, а форменные элементы 40 – 45%; в демонированной крови обратное соотношение.

 

Форменные элементы крови

 

Наименование

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Строение

безъядерная клетка покрыта мембраной, содержит гемоглобин

Бесцветная клетка, содержит ядро

Кровяные пластинки, без ядра

Количество

в 1 мм3

до 5 млн.

4 – 9 тыс.

180 – 320 тыс.

Продолжительность жизни

120 дней

От 1 дня до нескольких дней

5 – 8 дней

Функции

Переносит О2 и СО2

Защитная

(фагоцитоз, иммунитет)

Свертывание крови, восстановление сосудов

 

 

2. Эритроциты. Особенности строения и выполняемые функции.

3. Лейкоциты. Существует две основные группы лейкоцитов: гранулоциты (зернистые лейкоциты) и агранулоциты (незернистые лейкоциты).

Гранулоциты подразделяются на нейрофилы (их 70%) – активные флагоциты, которые поглощают и переваривают болезнетворные бактерии; эозинофилы (1,5%), количество которых увеличивается при аллергических состояниях; базофилы (0,5%) – вырабатывают гепарин и гистамин. Все гранулоциты содержат разделенные на лопасти ядро и зернистую цитоплазму, обладают способностью к амебоидному движению. Агранулоциты содержат ядро овальной формы и незернистую цитоплазму; подразделяются на моноциты (4%), которые активно фагоцитируют бактерии и другие крупные частицы, и лимфоциты (24%) – имеют округлую форму и выполняют защитную функцию (образуют антитела) отторжения при образовании опухолевых клеток, а также трансплантации органов и тканей.

4. Тромбоциты – форменные элементы, без ядра; имеют неправильную форму; играют важную роль в свертывании крови.

(Демонстрируется видеосюжет об образовании и функциях тромбоцитов из цикла «Видеоэнциклопедия для народного образования», студия «Кварт», Россия, «Анатомия и физиология человека»).

III. Ведущий симпозиума представляет слово врачу гематологу.

1. Из истории открытия групп крови. Причины неудач и тяжелых осложнений при переливании крови были выяснены в 1901 г. австрийским ученым Ландштейнером и в 1903 году чехом Янским. Карл Ландштейнер установил наличие в эритроцитах людей агглютиногенов (антигенов, участвующих в реакции агглютинации) и предположил наличие в сыворотке соответствующих агглютининов. Были обнаружены два агглютиногена «А» и «Б» и два агглютинина («α» и «β»).

В крови разных людей они могут быть по одному, вместе, либо отсутствовать. В крови каждого человека находятся разноименные агглютиногены и агглютинины. У людей имеются четыре их комбинации или четыре группы крови. За открытие групп крови австрийский врач К.Ландштейнер получил Нобелевскую премию.

I(О) группа – в эритроцитах агглютиногенов нет, в плазме содержатся агглютинины «α» и «β».

II(А) – в эритроцитах находится агглютиноген «А», в плазме -агглютинин «β».

III(В) – в эритроцитах обнаруживается агглютиноген «В», в плазме -агглютинин «α».

IV(АВ) – в эритроцитах содержатся агглютиногены «А» и «В», в плазме агглютининов нет.

2. Правила переливания крови.

 

Схема переливания крови

 

 

 

Людям I группы можно переливать кровь только этой группы. Кровь I группы можно переливать людям всех групп, поэтому их называют универсальными донорами. Людям с IV группой крови можно переливать кровь всех групп, поэтому их называют универсальными реципиентами.

В настоящее время известно, что помимо четырех групп существует множество разновидностей групп крови. Некоторые из них так редки, что встречаются у одного, двух человек во всем мире.

3. Rh – фактор. К настоящему времени выявлено более 200 различных агглютиногенов, не входящих в систему АВО. Один из них - резус фактор (Rh), который был открыт Ландштейном и Винером в 1940 г. с помощью сыворотки, полученной от кроликов, которым предварительно вводили эритроциты обезьян макак резусов.

Идентичность нового фактора эритроцитов человека с эритроцитами макак резусов позволила дать ему название «резус-фактор» (Rh).

У 85% людей в крови содержится резус-фактор, такие люди называются резус-положительными (Rh+). У 15% людей резус-фактор в эритроцитах отсутствует (резус-отрицательные (Rh-) люди).

4. Значение донорства для медицины. Рекорд по сдаче крови установил американец Аллен Достер, сдавший за 23 года более 466 л крови.

IV. Ведущий симпозиума представляет лаборанта со станции переливания крови и предлагает определить группу крови у студентов.

Лаборант рассказывает и показывает методику определения группы крови, определяет группу крови у учеников, используя одноразовые инструменты.

V. Ведущий симпозиума предлагает каждой делегации решить познавательные задачи. Например, такие:

 

Задача №1

Человек заболел. По характеру и месту боли врач подозревает, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач решил оперировать больного?

(Ответ «студента-медика»: анализ крови показывает у больного повышенное содержание лейкоцитов, что является одним из дополнительных факторов в пользу проведения операции).

 

Задача №2

В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден? Какую помощь нужно оказать пострадавшему?

(Ответ врача «скорой помощи»: по характеру кровотечения можно говорить о повреждении артерии; при этом следует наложить жгут выше раны, сделать стерильную давящую повязку и вызвать «скорую помощь»).

В роли пострадавшего выступает любой ученик. Другой учащийся, например, врач гематолог демонстрирует свои знания по оказанию первой медицинской помощи. Поясняет ответ своими действиями и рассказом, используя инструменты для оказания первой медицинской помощи.

 

Задача №3

Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

(Ответ «криминалиста»: в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта; кровь отличается высоким содержанием железа, входившего в состав гемоглобина, и, если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь).

 

Задача №4

У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете посоветовать :хурма, гематоген, яблоки, гранаты и помидоры).

(Ответ: «врач гематолог» для повышения гемоглобина он советует принимать гематоген, а также яблоки и гранаты. Дополняет ответ ботаник: рекордсменом по количеству железа среди фруктов является хурма, родина которой Китай, в Европу хурма была завезена в XVI в.).

 

Задача №5

У человека цвет крови – красный, у головоногих моллюсков – голубой. Объясните причину столь разнообразной окраски крови.

(Ответ «зоолога»: у головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета - гемоцианин, который содержит много меди; он и придает голубой цвет).

 

Задача №6

Свертывание крови – защитная реакция организма, но есть заболевания при которых кровь свертывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для людей?

(Ответ «студента-медика»: тромбы – причина таких тяжелых заболеваний, как инсульт – тромбоз, закупорка сосудов мозга, инфаркт – тромбоз венечных сосудов сердца).

VI. Ведущий симпозиума предлагает российской и зарубежной делегациям провести соревнования по решению кроссворда.

 

Кроссворд

 


 

По горизонтали

2. Явление склеивания эритроцитов. (Агглютинация).

4. Английский ученый, открывший движение крови по двум замкнутым системам. (Гарвей, 17 век).

6. Русский ученый, автор фагоцитарной теории иммунитета (Мечников).

8. Гормон, усиливающий работу сердца. (Адреналин).

10. Человек, получающий кровь. (Реципиент).

12. Чужеродные вещества, способные вызвать иммунную реакцию. (Антигены).

14. Самая крупная артерия. (Аорта).

По вертикали

1. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также инородных веществ. (Иммунитет).

3. Сосуды, несущие кровь к сердцу. (Вены).

5. Повышенное кровяное давление. (Гипертония).

7. Способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. (Автоматизм).

9. Межклеточное вещество, просочившееся сквозь лимфатические капилляры. (Лимфа).

 

Делегатам предлагается задать друг другу вопросы.

Примерный список вопросов:

Что такое СПИД и меры борьбы с ним?

Кто такой реципиент?

Почему человек на жаре краснеет, а на холоде бледнеет?

Что такое иммунитет?

Перечислите функции крови.

Какую информацию о заболеваниях или отклонениях в здоровье человека может дать анализ крови?

Почему ходьба улучшает кровоснабжение нижних конечностей.

Какие существуют виды иммунитета?

Перечислить функции «Б» и «Т»-лимфоцитов.

Функции лимфатической системы.

Что представляет большой круг кровообращения? Малый?

Опишите строение сердца человека. Какую роль выполняют сердечные клапаны.

Сравните строение артерий и вен. Чем вызваны их различия?

Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются; если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?

На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?

Артерии расположены глубже, чем вены. Какое биологическое значение имеет для организма подобное расположение кровеносных сосудов?

В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». О каких кораблях идет речь и что имеется в виду?

VII. Ведущий симпозиума предлагает познакомиться с интересными фактами, собранными «студентами-медиками».

Эта рубрика помогает обогатить знания учащихся новой интересной информацией. Каждая из команд заранее готовилась к этой рубрике.

Например, некоторые из них:

Знаете ли вы, что в настоящее время 28 тыс. американских врачей принимают по таблетке аспирина (в течение 5-ти лет). Они надеются подтвердить или опровергнуть сообщения о том, что аспирин предохраняет сердце от инфаркта.

Известно ли вам, что цепочкой эритроцитов можно трижды!!! опоясать земной шар?

Знаете ли вы, что суммарная площадь поверхности всех эритроцитов человека составляет 3400 м2?

Знаете ли вы, что у сербского жителя Рамо Османи в груди бьется два сердца. Этот человек отличается большей выносливостью, но есть недостаток, устав, сердце нуждается в более длительном отдыхе.

Известно ли вам что в истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза?

Знаете ли вы, что кровеносные капилляры имеют толщину в 10 раз меньшую, чем волос?

Знаете ли вы, что у человека общая длина капилляров свыше 100 тыс. км.?

Знаете ли вы, что каждую секунду в организме человека разрушается от двух до 10 млн. эритроцитов?

Знаете ли вы, что РН крови составляет 7,36 – 7,42 (слабощелочная)?

Знаете ли вы, что гемолиз наблюдается при укусе ядовитых змей, скорпионов, множественных укусах пчел, при малярии, при переливании несовместимой в групповом отношении крови?

Знаете ли вы, что потеря 1/3 количества крови может привести организм к гибели?

Известно ли вам что для осуществления всех фаз процесса свертывания крови необходимы ионы кальция?

Знаете ли вы, что витамин «К» улучшает свертывание крови? Он содержится в листьях салата, капусты, в томатах.

 

Подведение итогов

Подводятся итоги проведенного симпозиума, и в качестве профилактики анемии всем раздается гематоген.

Использование игровых технологий на уроке ограничено временем занятия, что является ограничивающим фактором, не дающим возможности более активного использования игры в обучении. Поэтому наиболее активно игровые технологии я использую во внеурочное время, когда возможность провести ролевую игру никак не ограничена временными рамками, а также тематикой урока. Особенно важно это для вопросов, требующих размышления и не имеющих однозначного ответа. В этом случае возможен выход за предварительные временные рамки, поскольку обсуждение трудно прогнозировать. В этом случае возможности внеурочной работы и игровых технологий совпадают в своей эффективности.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru