За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Сегодня  необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия  у учащихся на уроках. Чтобы отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке необходимо конструирование технологических карт.

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть:

- этапы урока,

- его цели,

- содержание учебного материала,

-методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,

- деятельность учителя и

- деятельность обучающихся. 

В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).   

ТК разрабатывается учителем самостоятельно, исходя из его  уровня творческих возможностей и квалификации; уровня обученности и обучаемости учащихся, уровня сформированности общих учебных умений,  навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и  современными средствами обучения.         

     

Технологическая карта позволит учителю:

- проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;

- гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся;

- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;

- осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности;

- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

- увидеть учебный материал целостно и системно;

- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы (ТК как форма перспективного планирования);

- на практике реализовать межпредметные связи;

- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.                   

 

Итак, методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока:

Методологические позиции технологической карты урока:

- имеет статус документа;

- в ней записан весь процесс;

- указаны операции, их составные части;

- названы материалы;

- перечислено оборудование;

- указаны инструменты;

- обозначены технологические режимы;

- рассчитано время;

- определён квалификационный статус исполнителей.

 

При составлении технологической карты я структурирую урок по следующим параметрам:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

 

На мой взгляд, очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столько внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете и какой результат рассчитываете получить.

   

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

- необходимость описания всего процесса деятельности;

- указание операций, их составных частей.

 

Технологическая карта урока предусматривает  следующие возможности:

- тщательное планирование каждого этапа деятельности;

- максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

- координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

- введение  самооценки  учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание - один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

 

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места  урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение  результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм  работы на уроке:

 - индивидуальная;

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

 

 

 

 

 


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru