Традиционных методов устного и письменного контроля обуче­ния при всех их плюсах явно недостаточно. Особый интерес вызвал метод тестовой проверки знаний обучающихся. Слово «тест» (англ. test — проба, проверка, испытание) литературе обычно употребляется в следующем смысле: «тест — это кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого».

Тестом назы­вается стандартное задание, по результатам выполнения кото­рого судят о знаниях, умениях и навыках или личностных характеристиках исследуемого лица. В последние годы метод тестовой проверки знаний находит все большее применение. Это связано с внедрением единого государственного экзамена.

Постепенно сложилась система контрольно-коррекционного тестирования как механизма проверки знаний обучающих­ся и как средство изучения нового материала, позволяющее осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Под технологией тематического тестирования понимается совокупность способов обучения биологии, отличающуюся тем, что с целью сокращения времени на выявление учащимися основных содержательных элементов темы, а также повышения их мотивации сопутствующими процессу тестирования элементами игры, соревновательности и объективности оценки уровня усвоения материала, разрабатываются способы представления обязательного минимума содержания каждой темы вариантами тестовых заданий, что в итоге обеспечивает более успешную реализацию федерального компонента Государственного стандарта общего образования по биологии.

 

Психолого-педагогическое обоснование сложившейся технологии

1. Тестирование один из способов повышения интереса к предмету, работая с тестом, можно полу­чить много новой информации, не содержащейся в учебниках, но знание, которой необходимо. Это достигается при условии творческого подхода учителя и учеников к составлению тестовых заданий. Творчество, поиск, исследования, сотрудничество учителя и обучающихся рождает хороший результат. Важно, чтобы тестовые задания были яркими, запоминающимися. Тогда они вызывают дополнительный интерес у ребят.

2. Использование разноуровневых тестов позволяет каждому обучающемуся «поднять свою планку». Это создает ситуацию успеха, повышая уровень мотивации. Задача учите­ля заключается в том, чтобы правильно и терпеливо управ­лять этим процессом, улучшая этим психологический климат во взаимоотношениях с обучающимися.

3. Тестовая проверка знаний выступает как метод стимулирования ответственности в учении. Практика пока­зывает, что с увеличением нагрузки, обучающиеся, допустив­шие ошибки, стремятся их исправить не из-за боязни иметь низкие оценки по предмету, а из-за того, что они понимают опасность накопления пробелов в знаниях.

4. Применение тестирования для измерения уровня знаний, умений, личностной ориентации подчеркивает основ­ную функцию теста диагностическую.

5. Тест это не только инструмент контроля; зада­ния такого типа весьма способствуют усвоению новой информации, формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний.

6. Использование тестов позволяет в короткий промежуток времени урока проверить знания многих обучающихся, создавая этим самым резерв времени учителя для решения других задач, способствует повышению уровня накопляемости оценок, освобождает учителя от изнурительной работы по проверке письменных заданий.

7. Не подлежит сомнению, что использование тестов активизирует мыслительную деятельность обучающихся, повышает их интерес к предмету.

8. Использование тестов способствует систематичес­кому повторению ранее изученного материала в том случае если на уроке используются тесты не только по изучаемой теме, но и по изученным ранее.

9. Тесты являются эффективным заданием для само­контроля. Они помогают обучающемуся разобраться в том, что они знают, а что не знают. При неправильном ответе обнаруживается потребность уточнить, осмыслить правиль­ный ответ.

10. Применение тестов наряду с другими формами контроля дает учителю информацию о степени усвоения обучаю­щимися учебного материала. Использование данных о результатах контроля дает возможность строить обучение, ориен­тируясь на эти результаты, что позволяет повысить его эффективность.

Поскольку выполнение заданий осуществляется индивидуально, это дает возможность составлять различные по сложности задания, изменять время на выпол­нение каждого из них, т.е. использовать элементы диф­ференцированного подхода к обучению, что особенно важно в настоящее время.

11. Одним из наиболее важных преимуществ тесто­вых заданий является высокая степень объективности выс­тавляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов. В обычных условиях на оценку ответа обучающе­гося действует целый ряд объективных и субъективных факторов: личное отношение учителя к обучающемуся, к клас­су в целом, дисциплины, настроения педагога и т.д. Иногда обучающемуся только кажется, что его ответ оце­нен неправильно, но не редко школьники подмечают верно отсутствие четких критериев при выставлении оценок.

12. Тесты на сегодняшний день единственный вид контроля который может осуществляться с помощью средств машинной техники. Навыки, приобретённые, нашими выпуск­никами в школе помогают им при поступлении в вузы и сни­мают многие проблемы в процессе их учебы в институтах.

13. Тестирование положено в основу единого государственного экзамена. Разработка тематических тестов и использование их в учебном процессе будет способствовать обретению учащимися навыков работы с ними и большей уверенности при проверке знаний в формате ЕГЭ.

14. Недостатком тестирования является то, что это «немая» форма проверки знаний. И тут на помощь приходят «говорящие» тесты. Суть этой работы такова: ученик, отвечая по тесту, объясняет вариант своего ответа. Для некоторых обучающихся важно иметь постоянно перед глазами вопросы, так как часто эти воп­росы забываются и отвечающий умолкает, не зная, о чем говорить. Кроме того тесты позволяет задействовать сильных учеников для работы со слабыми. Тесты составляются так, что они являются алгоритмом ответа для обучающихся. Тест является составной частью методики. Однозначным является факт, что применение тестов способствует реализация триединой дидакти­ческой цели (ТДЦ) урока обучать, развивать, воспитывать.

Обучение биологии, как и любому предмету, предполагает прежде всего развитие внимания обучающихся. Предлагаемые учителем тестовые задания способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант правильного ответа. Очень важно развитие внимания, прежде всего через хорошо продуманную и организованную самостоятельную работу.

 

Тестирование ставит обучающихся перед необхо­димостью:

самостоятельно анализировать учебный материал, находить в нем главное (главные факты, теоретические положения, определения) и абстра­гироваться от второстепенного;

анализировать, выделять, сравнивать и обобщать существенные признаки и связи;

вырабатывать умения дискутировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Тестирование способствует развитию памяти обучаю­щихся, это связано с многократными повторениями и примене­нием на уроках различных, по возможности новых связей и отношений.

Тесты являются эффективным средством самоконтроля за степенью усвоения учебного матери­ала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, наме­чать способы устранения допущенных ошибок и пробелов.

Тестирование помогает осуществлять личностный; индивидуальный подход в обуче­нии, что он помогает раскрыть возможности ребенка, создать условия для того, чтобы он мог проявить себя.

Тестирование нельзя абсолютизировать, рассматривать его как универсальный метод проверки знаний обучающихся. Он эффективен в том случае, если оптимально сочетается с другими методами.

 

Методика применения тестовых заданий предполагает соблюдение учителем ряда условий

1. Задания обучающимся должны предлагаться визуально, ибо восприятие большого количества слов на слух не всегда продуктивно, хотя иногда и необходимо.

2. Обучающиеся должны не только назвать, но и обос­новать, почему ими избран данный вариант ответа.

Работая над составлением тестовых заданий учитель должен придерживаться следующих общеизвестных педагогических прин­ципов:

— связь обучения и воспитания с окружающей жизнью;

— научная ценность материала;

— доступность;

— учет индивидуальных особенностей обучающихся;

— систематичность;

— последовательность.

При составлении тестовых заданий необходимо обращать внимание на то, чтобы вопросы соответствовали обяза­тельному минимуму содержания среднего (полного) общего обра­зования, содержанию программ по биологии.

Тестовое задание, предложенное ученику должно содержать в себе дополнительную информацию по данному вопросу, которая бы обучала, развивала, воспитывала ученика. Такие тесты вызывают всегда повышенный интерес.

В большинстве случаев выполне­ние тестовых заданий требует от обучающихся чисто интеллек­туальных умений, а ответы характеризуют уровень знаний и степень сформированности умений.

При составлении тестовых заданий необходимо исходить из того, что уровень подготовки, уровень интеллектуального развития у каждого ребенка разный, а это значит, что степень сложности заданий должна быть различной. В основе образовательные стандарты.

Разноуровневые тестовые задания являются одним из инструментов дифференцированного обучения школьников. Следуя принципу доступности, предлагается ребятам такие задания, которые в данный момент они могут выполнять. Задание повышен­ной сложности до выполнения, которого ребенок еще не готов обречено на невыполнение, что психологически травмирует его. Успешное же выполнение задания создает ситуацию успеха, рождает чувство удовлетворенности и является побудительным мотивом учиться лучше.

Важным фактором является то, что применение разноуровневых тестов позволяет осуществлять коррекцию знаний обучающихся. По мере усвоения материала на уровне простых заданий можно и нужно повышать степень их сложности, не забывая о принципе доступности, и так постепенно, двигаясь от простого к сложному, можно обучающегося подвести к базовому уровню, а в перспективе к продвинутому. В практике такие случаи встречаются, только не следует этот процесс форсировать. В данном случае необходимо терпение учителя. Это первое. Второе, успех возможен лишь в том случае, если тестирование будет сочетаться с другими формами работы, особенно с индивидуальной.

Развитию мышления обучающихся спо­собствует сотворчество их и учителя. Одной из форм этого сотворчества является составление тестовых заданий обучаю­щимися под руководством учителя. Эта работа осуществляется в процессе учебной деятельности и во внеучебное время. Высокий уровень увлеченности этим делом, стремление соста­вить тестовое задание лучше других, оригинальнее застав­ляет ребят работать не только с учебником, но и с другой литературой. Роль учителя не только в оказании методической помощи, но и в создании психологического комфорта.

Сотворчество учителя и обучающихся способствует обучению, воспитанию и развитию детей, позволяет не только раскрывать, но и использовать творческий потенциал каждого ребенка. 

 

Ищите тесты по биологии для разных классов в высыпающемся меню.

 

 


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru