Вопрос «Спят ли птицы на лету?» кажется нелепым: ведь птице нужно работать крыльями и одновременно смотреть, куда летишь. Какой тут сон! Это всё равно что спросить у спортсмена, может ли он заснуть на бегу. Само собой разумеется, чтобы поспать, птицам надо куда-нибудь сесть, и мы часто видим голубей, воробьёв, ворон, уток спящими на деревьях, проводах или просто на земле.
Но среди пернатых есть такие, которые совершают очень долгие перелёты и вообще чувствуют себя в воздухе лучше, чем на земле. Это, например, стрижи. Перелётные виды стрижей мигрируют на тысячи и тысячи километров. На земле их можно увидеть только тогда, когда они высиживают яйца. Стрижиные лапки так коротки, что ходить по земле они не могут.

Что мы знаем о кактусах? Что у них есть колючки, что у них толстый стебель и что растут они в пустынях. И колючки, и толщина, и место обитания связаны между собой. Очевидно, растению, которое живёт в сухом и жарком климате, нужно научиться компенсировать недостаток воды, и одно из решений — просто запасать её внутри, для чего и необходим толстый, сочный стебель.

Но в жару много воды теряется, и весь запас влаги может просто высохнуть. Вообще транспирация (так называется испарение воды растением) — необычайно важный процесс. Листья, испаряющие влагу, играют роль насоса: они создают всасывающую силу, которая заставляет воду с растворёнными веществами подниматься по корням и сосудам.

Очень люблю читать об экзотических рыбах. Есть, например, рыба-пила, рыба-меч. А сколько их таких?
Помимо научных, латинских, наименований у рыб есть и обычные, широко распространенные названия. Например, меч-рыба, сабля-рыба, рыба-солнце, рыба-зеркало, рыба-бабочка и др. Каждое из этих названий закрепилось за той или иной рыбой не случайно. Оно соответствует наиболее характерным чертам ее внешности или особенностям биологии. Двойные названия чаще всего даны потому, что рыба чем-то (формой тела, головы, плавников, окраской, поведением и т. п.) напоминает другое животное.

Каждый из нас начинает урок с целеполагания. Какую цель ставим мы на уроке? Конечно, первое, что мы хотим, – это усвоение знаний, выработка умений в пределах учебной темы. Но для меня одновременно главное, чтобы ученикам было интересно. Именно это – залог прочных знаний обучающихся и нашего общего успеха. Без интереса никакие знания не будут прочными.

Как сделать урок интересным? У многих обучающихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.

Вопросы происхождения Жизни на Земле интересуют многих людей, этой проблеме посвящено много материалов, статей, документальных фильмов, научных исследований. Но поверить в то, что на этой планете появилась Жизнь - как геологический фактор, и Земля возникла из газо-пылевого облака. трудно. Многие учащиеся относятся к этому скептически, неохотно изучают темы связанные с возникновением Земли и происхождения на ней жизни. Чтобы выдвигать свои гипотезы, о том, как было всё на самом деле, необходимо иметь большую научную базу, уметь анализировать, делать выводы, находить причинно - следственные связи.

Нет, это не баобаб и не секвойя, а тополь осинообразный Populus tremuloides, — дерево, широко распространённое в Северной Америке. Этот тополь составил целую большую рощу площадью около 43 га, находящуюся в заповеднике Фишлейк в штате Юта (США), причём все многочисленные стволы рощи (их насчитывают порядка 47 тысяч) объединены общей корневой системой. Состоящее из множества стволов дерево называют одним из чудес Америки, и в его честь даже выпущена почтовая марка.

Урок является основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. 

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.

Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

Особенность этой формы обучения заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объединяются в постоянные учебные группы (классы). Учебный материал предмета распределяется по курсам (классам) с учетом возраста и подготовленности учащихся (биология для 6-11 классов), а каждый курс биологии делится на отдельные порции учебного материала - уроки, темы которых расположены в определенной логической последовательности.

Значение контроля знаний и умений. Систематический контроль знаний и умений учащихся - важная составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематизации знаний. Назначение контроля - проверить, определить, как усвоен пройденный материал отдельным учеником и всем классом, выяснить качество знаний, умений и навыков. Такая проверка является составной частью, важным компонентом процесса обучения.

Каким должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Сколько толков, шума и споров вокруг всего этого…

Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммунникационные.

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности  неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. 

Возможно, поэтому наша школа без раздумий, как только заговорили о введении новых стандартов в Округе, включилась в изучение материалов по федеральному государственному стандарту второго поколения (Фундаментальное ядро содержания общего образования; 

Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное – не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять её в реальной жизни.

Современные уроки биологии строятся с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Но по – прежнему актуальной для учебного процесса остается проблема активизации деятельности ученика на уроке. Чтобы каждый обучающийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения.

Я хочу поделиться опытом формирования у детей экологической культуры посредством экологического театра, который способствует решению важных воспитательных задач - выработки у детей экологического сознания, мышления и поведения, а значит экологической культуры!

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, экскурсии, игровые обучающие ситуации, в своей работе я использую театрализованные постановки.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Учитель – это одна из самых почётных и благородных профессий. Труд учителя требует большого количества знаний,  сил, опыта, терпения. От учителя зависит то, с какими знаниями ученики войдут в современный мир после окончания школы. Учитель помогает  ученику развить свой творческий потенциал,  раскрыть свои способности, стать самостоятельной личностью и достойным гражданином своей страны.

В настоящее время современная школа меняется. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Перед учителем встает вопрос: как учить, какие методы и технологии выбрать? Учитель уже не является для них единственным источником информации, всезнающим оракулом. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

В настоящее время к общеобразовательной школе предъявляются большие требования по повышению качества обучения и усиления его воспитательного воздействия, а так же развития самостоятельности и проявления инициативы в процессе обучения. Выполнению данных требований способствует познавательный интерес учащихся к предмету, основными стимулами которого являются содержание и организация учебного и воспитательного процесса.                               

ФГОС обращает внимание педагогов на важность занятий учащихся по интересам. Большое значение имеют разнообразные методы и формы работы, активизирующие познавательный интерес учащихся к предмету. Внеклассные занятия по биологии, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.            

Все педагоги нашей школы стремятся помочь учащимся учиться. Мы стараемся процесс обучения сделать продуктивным и интересным.

Но формированию учебных навыков у наших детей препятствуют определенные психологические особенности.

Они не умеют внимательно читать и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по заданию, ориентироваться на систему условий задач, преодолевая отвлекающие влияния побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии заданий на слух.

Наши дети имеют бедный запас общих знаний, для них характерна задержка развития в целом, отставание в развитии памяти, внимания, мышления, они быстро утомляются.

Самыми главными вопросами любого учителя во все времена были и остаются вопросы : Чему учить? Как учить? При этом каждое поколение учительства старается найти свою золотую формулы самого эффективного обучения. Но главным экспертом работы педагога всегда является общество. Именно оно оценивает качество работы учителя. Общество и устанавливает те основные критерии, которые должны стать ориентиром в работе каждого педагога.

На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:

Формирование мировоззрения

Организационные и содержательные проблемы внутришкольного мониторинга учебных достижений школьников в области естественнонаучного образования неразрывно связаны:

с проблемой перехода к новым способам обучения учащихся – технологиям развивающего и личностно-ориентированного обучения;

с повышением профессиональной подготовки учителей – предметников;

с активным усвоением передовых педагогических знаний родителями, в том числе и в таком вопросе, как оценочный компонент обучения;

с переустройством всей педагогической системы;

с внедрение в учебный процесс информационных технологий.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

В системе школьного обучения, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает. Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин должна быть составной частью учебно-познавательной работы учащихся.

Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриотическое воспитание - это воспитание чувства гордости за своё отечество, умение бережно хранить и передавать из поколение в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным.

О патриотизме написано и сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Наше Отечество изменилось. Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя её надо изучать. Другое Отечество и другой истории у нас не будет. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран.

Существенным фактором в обучении биологии представляется интеллектуальное развитие школьников средствами нашего учебного предмета. Проблема формирования интеллектуальных умений особенно актуальна на фоне заметной потери интереса к чтению, самостоятельному познанию. Телевидение, компьютерные игры и чаты в Интернете стали доминирующими источниками информации для детей. Школьники 5-6-х классов, как правило, теряют интерес к чтению, и отнюдь не всегда восстанавливают его к старшим классам. Репродуктивный характер учебной литературы, отсутствие в ней проблемных материалов, активизирующих познавательную деятельность школьников, также не способствуют развитию интеллектуальных умений. Поэтому одна из основных задач учителя биологии и заключается в развитии интеллектуальных умений у всех учащихся.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные направления развития образования. Одно из них – метапредметный подход, как средство достижения метапредметного результата.

Для достижения метапредметных результатов необходимо формировать универсальные учебные действия у школьников. УУД являются основным объектом оценки метапредметных результатов.

Казалось бы, что программный предметный материал уже содержит все необходимое для формирования подобных умений, что все должно произойти само собой. Но на практике этого не происходит. И результаты диагностики подтверждают, что не все так прекрасно, как этого хотелось.

Для успешной сдачи единого государственного экзамена необходимо знать определенный объем материала по предмету, соответствующий государственному стандарту, уметь применять полученные знания на практике, а также работать с тестовым заданием.

Как же правильно работать с тестом, чтобы не угадывать ответ, а выбирать его логически рассуждая, даже в том случае, когда не уверен в своих знаниях?

 

Дидактический материал 

Тип Членистоногие

Класс Насекомые

В Фундаментальном ядре содержания основного образования важное место отводится формированию универсальных учебных действий (УУД). В перечне этих действий значительную часть занимают познавательные учебные действия. К ним относятся общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Сущность опыта: процесс обучения и воспитания строится на дифференциации обучения с применением новых технологий и в том числе модульной организации учебного процесса.

Условия формирования опыта: внедрение в практику новых технологий и в том числе модульной организации учебного процесса, позволяет модернизировать традиционные методы обучения.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно - гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры.

Одно из современных требований к роли учителя в средней школе  - это качественная подготовка учеников к единому государственному экзамену. При этом возникает проблема недостатка учебного времени. Согласно базисному учебному плану 2004 года, на основе которого составляется учебный план образовательного учреждения, происходит сокращение  количества часов на изучение биологии в старших классах с 70 до 35 на параллелях 10-ого и 11-ого классов, а объем изучаемого материала не уменьшается. Решением данной проблемы для меня является работа с заинтересованными учениками на элективных курсах.

В настоящее время под влиянием многочисленных факторов политического, экономического, социально-психологического, экологического характера здоровье населения России, особенно детей и подростков, ухудшилось.

В такой ситуации система физического воспитания и формирования здорового образа жизни должны стать надежной защитой, способной помочь детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Это, в свою очередь, актуализирует необходимость формирования у детей и молодежи ценностных ориентаций и мышления относительно сознательного укрепления своего здоровья и физического совершенствования.

На протяжении нескольких поколений школьников и учителей принцип наглядности на уроках биологии обеспечивало такое известное всем устройство, как микроскоп. Однако сегодня образовательные учреждения получили возможность использовать новые средства обучения, основанные на последних достижениях науки и техники. Появление такого технического средства как цифровой микроскоп не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего учителю помогает грамотно организовать современный урок по биологии.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru