Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное – не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять её в реальной жизни.

Современные уроки биологии строятся с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Но по – прежнему актуальной для учебного процесса остается проблема активизации деятельности ученика на уроке. Чтобы каждый обучающийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения.

Я хочу поделиться опытом формирования у детей экологической культуры посредством экологического театра, который способствует решению важных воспитательных задач - выработки у детей экологического сознания, мышления и поведения, а значит экологической культуры!

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, экскурсии, игровые обучающие ситуации, в своей работе я использую театрализованные постановки.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Учитель – это одна из самых почётных и благородных профессий. Труд учителя требует большого количества знаний,  сил, опыта, терпения. От учителя зависит то, с какими знаниями ученики войдут в современный мир после окончания школы. Учитель помогает  ученику развить свой творческий потенциал,  раскрыть свои способности, стать самостоятельной личностью и достойным гражданином своей страны.

В настоящее время современная школа меняется. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Перед учителем встает вопрос: как учить, какие методы и технологии выбрать? Учитель уже не является для них единственным источником информации, всезнающим оракулом. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

В настоящее время к общеобразовательной школе предъявляются большие требования по повышению качества обучения и усиления его воспитательного воздействия, а так же развития самостоятельности и проявления инициативы в процессе обучения. Выполнению данных требований способствует познавательный интерес учащихся к предмету, основными стимулами которого являются содержание и организация учебного и воспитательного процесса.                               

ФГОС обращает внимание педагогов на важность занятий учащихся по интересам. Большое значение имеют разнообразные методы и формы работы, активизирующие познавательный интерес учащихся к предмету. Внеклассные занятия по биологии, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.            

Все педагоги нашей школы стремятся помочь учащимся учиться. Мы стараемся процесс обучения сделать продуктивным и интересным.

Но формированию учебных навыков у наших детей препятствуют определенные психологические особенности.

Они не умеют внимательно читать и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по заданию, ориентироваться на систему условий задач, преодолевая отвлекающие влияния побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии заданий на слух.

Наши дети имеют бедный запас общих знаний, для них характерна задержка развития в целом, отставание в развитии памяти, внимания, мышления, они быстро утомляются.

Самыми главными вопросами любого учителя во все времена были и остаются вопросы : Чему учить? Как учить? При этом каждое поколение учительства старается найти свою золотую формулы самого эффективного обучения. Но главным экспертом работы педагога всегда является общество. Именно оно оценивает качество работы учителя. Общество и устанавливает те основные критерии, которые должны стать ориентиром в работе каждого педагога.

На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:

Формирование мировоззрения

Организационные и содержательные проблемы внутришкольного мониторинга учебных достижений школьников в области естественнонаучного образования неразрывно связаны:

с проблемой перехода к новым способам обучения учащихся – технологиям развивающего и личностно-ориентированного обучения;

с повышением профессиональной подготовки учителей – предметников;

с активным усвоением передовых педагогических знаний родителями, в том числе и в таком вопросе, как оценочный компонент обучения;

с переустройством всей педагогической системы;

с внедрение в учебный процесс информационных технологий.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

В системе школьного обучения, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает. Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин должна быть составной частью учебно-познавательной работы учащихся.

Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриотическое воспитание - это воспитание чувства гордости за своё отечество, умение бережно хранить и передавать из поколение в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным.

О патриотизме написано и сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Наше Отечество изменилось. Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя её надо изучать. Другое Отечество и другой истории у нас не будет. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран.

Существенным фактором в обучении биологии представляется интеллектуальное развитие школьников средствами нашего учебного предмета. Проблема формирования интеллектуальных умений особенно актуальна на фоне заметной потери интереса к чтению, самостоятельному познанию. Телевидение, компьютерные игры и чаты в Интернете стали доминирующими источниками информации для детей. Школьники 5-6-х классов, как правило, теряют интерес к чтению, и отнюдь не всегда восстанавливают его к старшим классам. Репродуктивный характер учебной литературы, отсутствие в ней проблемных материалов, активизирующих познавательную деятельность школьников, также не способствуют развитию интеллектуальных умений. Поэтому одна из основных задач учителя биологии и заключается в развитии интеллектуальных умений у всех учащихся.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные направления развития образования. Одно из них – метапредметный подход, как средство достижения метапредметного результата.

Для достижения метапредметных результатов необходимо формировать универсальные учебные действия у школьников. УУД являются основным объектом оценки метапредметных результатов.

Казалось бы, что программный предметный материал уже содержит все необходимое для формирования подобных умений, что все должно произойти само собой. Но на практике этого не происходит. И результаты диагностики подтверждают, что не все так прекрасно, как этого хотелось.

Для успешной сдачи единого государственного экзамена необходимо знать определенный объем материала по предмету, соответствующий государственному стандарту, уметь применять полученные знания на практике, а также работать с тестовым заданием.

Как же правильно работать с тестом, чтобы не угадывать ответ, а выбирать его логически рассуждая, даже в том случае, когда не уверен в своих знаниях?

 

Дидактический материал 

Тип Членистоногие

Класс Насекомые

В Фундаментальном ядре содержания основного образования важное место отводится формированию универсальных учебных действий (УУД). В перечне этих действий значительную часть занимают познавательные учебные действия. К ним относятся общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Сущность опыта: процесс обучения и воспитания строится на дифференциации обучения с применением новых технологий и в том числе модульной организации учебного процесса.

Условия формирования опыта: внедрение в практику новых технологий и в том числе модульной организации учебного процесса, позволяет модернизировать традиционные методы обучения.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно - гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры.

Одно из современных требований к роли учителя в средней школе  - это качественная подготовка учеников к единому государственному экзамену. При этом возникает проблема недостатка учебного времени. Согласно базисному учебному плану 2004 года, на основе которого составляется учебный план образовательного учреждения, происходит сокращение  количества часов на изучение биологии в старших классах с 70 до 35 на параллелях 10-ого и 11-ого классов, а объем изучаемого материала не уменьшается. Решением данной проблемы для меня является работа с заинтересованными учениками на элективных курсах.

В настоящее время под влиянием многочисленных факторов политического, экономического, социально-психологического, экологического характера здоровье населения России, особенно детей и подростков, ухудшилось.

В такой ситуации система физического воспитания и формирования здорового образа жизни должны стать надежной защитой, способной помочь детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Это, в свою очередь, актуализирует необходимость формирования у детей и молодежи ценностных ориентаций и мышления относительно сознательного укрепления своего здоровья и физического совершенствования.

На протяжении нескольких поколений школьников и учителей принцип наглядности на уроках биологии обеспечивало такое известное всем устройство, как микроскоп. Однако сегодня образовательные учреждения получили возможность использовать новые средства обучения, основанные на последних достижениях науки и техники. Появление такого технического средства как цифровой микроскоп не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего учителю помогает грамотно организовать современный урок по биологии.

Происходящие в российском обществе глубокие социально-экономические перемены, стремительное изменение условий жизни требует от специалистов принятия быстрых и нестандартных решений. Недостаток профессионалов с творческим подходом к решению поставленных задач является одной из главных проблем современности. Общество нуждается в специалистах, которые могут самостоятельно и критически мыслить, способных видеть проблему и творчески её решить.

Каждый учитель, совершенствуя и развивая свой стиль работы, стремится познакомиться с различными технологиями педагогической деятельности. В нашем лицее мы в последние годы изучали в качестве общей методической темы возможности использования на уроках и во внеурочной деятельности метод проектов. Познакомившись с теоретическими основами этой образовательной технологии, мы попробовали изучить несколько тем, опираясь на ее элементы, и предлагаем вашему вниманию разработку темы "Опорно-двигательная система” для 8-го класса.

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о простейших животных.

2. Выяснить роль простейших в природе и жизни человека.

3. Совершенствовать умения учащихся оценивать свой труд.

Задачи:

1. Изучить процессы жизнедеятельности у одноклеточных организмов.

2. Закрепить понятие о систематике животных.

3. Развивать умение делать выводы и обобщения.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru