Организационные моменты

Участвуют две команды по 4 человека в каждой;

Для подсчета баллов выбираются члены жюри в количестве 2 – 3-х человек;

Оставшиеся учащиеся образуют 2 группы поддержки.

Правила игры

Основной этап

Каждой команде поочередно задаются вопросы по нарастающей сложности аналогично заданиям ЕГЭ: часть А – 5 вопросов (10 баллов за каждый), часть В – 5 вопросов (20 баллов за каждый), часть С – 3 вопроса (30 баллов за каждый).

У каждой команды есть 3 "жизни”, которые сгорают при неправильных ответах, и 2 подсказки: помощь группы поддержки и возможность воспользоваться соответствующей учебной литературой.

Команда имеет право остановиться на набранной сумме баллов, когда у нее останется последняя "жизнь”.

После сгорания третьей "жизни” набранные баллы аннулируются, и команда выбывает из игры.

Супер-игра

После прохождения основного этапа командам предоставляется право сыграть в супер-игру, где они могут удвоить выставленную на кон сумму баллов, не превышающую количество набранных ими очков.

В случае правильного ответа на заданный вопрос выставленные командами баллы удваиваются, в противном случае – сгорают.

Ниже представлены вопросы для обеих команд различной категории сложности А, В и С. Верные ответы вопросов частей выделены подчеркиванием.

ЧАСТЬ А для 1-й команды

1. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

2. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

а) стихийным;
б) дизруптивным;
в) движущим;
г) стабилизирующим.

3. Явление, при котором происходит многократное увеличение хромосом в геноме, называется:

а) полиплоидия;



б) полимерия;



в) поливалентность;



г) полигамия.

4. Растения в отличие от животных:

а) не способны к дыханию;
б) имеют хлоропласты;
в) не нуждаются в минеральных веществах;
г) обладают высокой подвижностью.

Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощением строения тела, что является примером:

а) ароморфоза;
б) идиоадаптации;
в) дегенерации;
г) биологического регресса.

ЧАСТЬ А для 2-й команды

1. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

2. Примером идиоадаптации является:

а) утрата кишечника ленточными червями;
б) возникновение многоклеточности;
в) разнообразие окраски крыльев бабочек;
г) появление конечности у насекомых.

3. Примером ароморфоза является:

а) появление легких у земноводных;



б) возникновение покровительственной окраски у окуня;



в) появление длинного клюва у цапли;



г) редукция органов чувств у паразитических червей.

4. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:

а) симбиозом;
б) хищничеством;
в) паразитизмом;
г) протокооперацией.

5. Критерием появления нового вида является возникновение:

а) значительных морфологических изменений;
б) существенного количества мутационных изменений;
в) географической изоляции;
г) репродуктивной изоляции.

ЧАСТЬ В для 1-й команды

1. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:

а) редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;
б) появление полового размножения;
в) возникновение семян у голосеменных;
г) приобретение покровительственной окраски у щуки;
д) возникновение теплокровности;
е) возникновение длинной шеи у жирафа.

2. Инбридинг – это:

а) скрещивание различных видов;
б) скрещивание близкородственных видов;
в) скрещивание различных чистых линий;
г) увеличение числа хромосом у гибридной особи.

3. Элементарной эволюционной единицей является:

а) особь;
б) популяция;
в) вид;
г) биоценоз.

4. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:

а) микроэволюцией;



б) макроэволюцией,



в) межвидовой борьбой;



г) внутривидовой.

5. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является:

а) борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды;
б) борьба с антропогенными факторами;
в) межвидовая борьба;
г) внутривидовая борьба.

ЧАСТЬ В для 2-й команды

1. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

а) отсутствие легких у рыб;
б) отсутствие зрения у животных, живущих под землей;
в) редукция органов чувств у паразитических червей;
г) отсутствие хвоста у лягушки;
д) превращение корней растения повилики в присоски;
е) утрата кишечника ленточными червями.

2. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:

а) биологического регресса;



б) дегенерации;



в) идиоадаптации;



г) ароморфоза.

3. Порода собак представляет собой:

а) род;
б) вид;
в) природную популяцию;
г) искусственную популяцию.

4. К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:

а) дивергенция;
б) стабилизирующий отбор;
в) идиоадаптация;
г) движущий отбор.

5. Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:

а) индивидуальная изменчивость;



б) естественный отбор;



в) модификационная изменчивость;



г) искусственный отбор;



д) географическое распространение;



е) наследственность.

ЧАСТЬ С для 1-й команды

Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

белки – это биологические полимеры;

мономерами белков являются аминокислоты;

в состав белков входят 30 разных аминокислот;

все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных;

аминокислоты соединяются в молекуле белка пептидными связями.

Второй вопрос.

Если мышь поместить под стеклянный колпак, закрытый герметично, то она вскоре погибнет. Если вместе с мышью под колпак поместить зеленое растение и оставить колпак на свету, то мышь останется жива длительное время. Объясните эти явления.

Ответ: в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород, которым длительное время может дышать мышь.

Третий вопрос.

Установите соответствие между свойством и экологической системой:

Свойства

Экосистемы

1) единственный источник энергии – Солнце.

А) природная экосистема.

2) значительная часть веществ изымается человеком.

Б) агроэкосистема.

3) значительное разнообразие видов

 

4) ведущая роль искусственного отбора.

 

5) дополнительные источники энергии, привносимые человеком.

 

Ответ: А) – 1, 3; В) – 2, 4, 5.

ЧАСТЬ С для 2-й команды

Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм, называются экологическими факторами;

экологические факторы могут быть биотическими и абиотическими;

биотические факторы – это взаимодействие между живыми организмами;

абиотические факторы не оказывают воздействия на живые организмы;

биотические факторы всегда благоприятно воздействуют на живые организмы.

Второй вопрос.

Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца расположены тупым концом к наружной стенке гнезда. Объясните это явление.

Ответ: на тупом конце находится воздушная камера.

Третий вопрос.

Установите соответствие между типом размножения и его характерными чертами:

Характерные черты

Тип размножения

1) потомки идентичны родителям.

А) бесполое

2) одна родительская особь.

Б) половое

3) основной клеточный механизм – митоз.

 

4) основной клеточный механизм – мейоз.

 

5) потомки генетически уникальны.

 

Ответ: А) – 1, 2, 3; В) – 4, 5.

СУПЕР-ИГРА

Выберите эволюционное приобретение млекопитающих:

возникновение реакций матричного синтеза;

теплокровность;

прикрепленность к месту обитания;

плацента.

Подведение итогов и награждение команд

По окончании мероприятия жюри объявляет победителя. Участникам победившей команды по отметке "отлично” в журнал по биологии.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru