В эту игру могут играть учащиеся 5-9 классов (по 4-5 человек в команде), прошедших отборочный тур.

Основные цели и задачи проводимого мероприятия:

развитие логического мышления, памяти, познавательной активности;

воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем;

воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

Игра стимулирует учащихся к получению новых знаний, расширяет кругозор, повышает интерес к предметам.

 

Оборудование: игровое поле, игральный кубик с фишками, мультимедийный проектор, буклеты с правилами игры.

Действующие лица: ведущий, старуха Шапокляк, баба Яга.

 

Правила игры

Собирается две команды из учащихся 5-9 классов, прошедших отборочный тур. Выбирается капитан команды. Учащиеся определяются с названием команды.

Игровое поле представляет собой имитацию детской настольной игры. На поле овалы (круги или квадраты) с цифрами разных цветов – белые (по желанию), красные (3) – вопрос из области физики, зеленые (3) – вопрос из области биологии, синие (3) – вопрос из области химии, желтые (3) – сюрприз, оранжевые (3) – игра для зрителей (болельщиков команды).

Фишки выставляются на старт. Команда по очереди бросает игральный кубик, игроки начинают движение, каждая команда своей фишкой. Если фишка попала на овал с цветом, команде надо правильно ответить на вопрос (задание). Если ответ неправильный – возвратиться назад.

 

Ход мероприятия

 

Ведущий. Где – то далеко на безграничных просторах океана есть остров, куда до сих пор не ступала нога человека (слайд 1). Там на острове есть все: сказочные герои, растительный и животный мир - от момента зарождения жизни до сегодняшних дней. Вы будите участниками экспедиции на этот остров. Для этого вам не надо лететь за тридевять земель. Мы отправимся с вами в затерянный мир прямо сейчас. Для этого нам надо собрать две команды – участников экспедиции. Но это еще не всё.   К нам с острова прилетели сказочные герои и хотят проверить – достойны ли вы, быть гостями? Для этого они вам будут задавать вопросы. Первый правильно на них ответивший – станет участником экспедиции.

Старуха Шапокляк (вбегает в класс). Здравствуйте! Узнали меня? Да, это я. Только что с самолета. Говорят, вы собрались к нам на остров? Придется вам, чтоб удачу испытать, свою удаль показать!

/Старуха Шапокляк задает вопросы отборочного тура/

Вопросы отборочного тура:

для 5 класса: отгадайте загадки:

 

По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво:

Зонтик жжётся, как крапива.   /Медуза/

 

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.     /Пчела/

 

Для 6 класса: теперь отгадываем шарады:

Мое начало – буква алфавита,

Оно всегда шипит сердито,

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое – весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.   /Ш-мель/

 

Первое – большая хищная птица,

Что над погибшим животным кружится.

Длинная часть у гитары – второе,

Крепко сжимается левой рукою.

На документах секретных есть третье.

Что же за слово? Подумайте дети. /Гриф/

 

Для 7 класса: и снова загадки:

Вздумали два братца

Массой похваляться.

Сначала всяк хвалил свою,

А согласились на ничью.     /Весы/

 

Его надо в руки взять,

Растянуть, а может сжать,

И тогда ответит он,

Кто из нас насколь силён.     /Динамометр/

 

Для 8, 9 класса: Помните ли вы правила техники безопасности? (Да) Сейчас проверим!

У нас на острове без них никак нельзя: /Шапокляк с пустой химической посудой показывает правила/

 

***

 

Если хочется в пробирке

Все скорей перемешать,

То закрой пробирку пальцем

И сильнее потряси.

Если пальцев станет меньше –

Не грусти и не рыдай:

Ну и что, что стало девять?

Девять всё - таки не семь!

                                                                              

 

***

 

Если вдруг ты на спиртовке

Нагревать чего-то хочешь,

Смело действуй, направляй

Свою пробирку на соседа.

Если выброс из пробирки

Вдруг нечаянно случиться,

Пусть сосед идёт лечиться.

Главное, что ты здоров!

                                                                          

***

 

Если хочешь ты понюхать

Незнакомый порошок,

То немедленно всем носом

Зарывайся ты в него.

Полчаса прилежно нюхай,

А потом свои полноса

Доставай и так живи.

Главное – вот так понюхать

Сможешь ты ещё разок!

                                                                          

***

 

Если есть в пробирке жидкость,

Неизвестная тебе,

То ее ты смело пробуй.

Кисло – значит, кислота.

Горько – это, значит, щелочь

Или яд какой другой.

Ну и что, что это проба

Для тебя последней будет?

Зато жил ты, как герой!

Ведущий: Права ли Шапокляк?

Участники экспедиции – команда -…, капитан команды- …, команда -…, капитан команды -…

Ведущий. Шапокляк, достойны ли наши участники того, что бы отправиться в путешествие прямо сейчас?

Шапокляк. Достойны, достойны. Начинайте, а там посмотрим.

(участники начинают игру)

 

Вопросы из области физики (красные)

/вопросы (задания задают) сказочные герои/

 

Ведущий: Ребята, Шапокляк и Баба Яга обсуждают проблему. Кто из них прав?

Почему ручка у утюга сделана из пластмассы?

Баба Яга: Для красоты.  Чтобы не обжечь руки.

Шапокляк: Дерево и пластмасса - плохие проводники тепла, поэтому даже когда металлическая часть утюга сильно нагреется, пластмасса остается холодной.

Баба Яга: Может быть, все это и так, но я считаю главным - экономию металла при изготовлении утюга.  /Ответ: права Шапокляк/

 

Баба Яга сидела на стуле и почти шепотом читала понравившиеся ей стихи поэта Ю. Тувима:

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

Она прочитала стихи  еще раз, задумчиво посмотрела по сторонам и, увидев Шапокляк, спросила: "Причем тут прочность таза? Не кажется ли тебе, что дело совсем в другом?

Ведущий: Ребята, а в чем, по вашему мнению, здесь дело?   

Ответ.

Дело не в прочности таза, а в способности получившегося из него судна плавать. Центр тяжести системы "таз - мудрецы" находится высоко - выше краев таза; следовательно, судно с пассажирами будет неустойчивым. Кроме того, размеры таза незначительны, значит, малы и его объем, и выталкивающая сила, действующая со стороны воды; поэтому таз будет сильно погружен в воду. При этих условиях даже незначительные волны на поверхности воды или неосторожное движение какого-либо мудреца способны перевернуть таз.

 

Баба Яга. Ребята, у нас на острове живет царь. У него есть три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая.  Царь у нас очень умный . Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж,  и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.

 Шапокляк. Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости.  Царь налил в каждый чайник равное  количество воды из ведра.

- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой. 

Баба Яга. Как ни странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?

Ответ.

 Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.

 

Вопросы из области биологии (зеленые)

Анатомические загадки.

(за каждый неправильный ответ ход назад)

Шапокляк. Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.

Баба Яга. Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем!   /загадывают по очереди/

Вмиг связаться с кислородом

Может только он один.

Он «живет» в эритроцитах,

Как зовут?           /Гемоглобин/

 

Этот орган кровь толкает,

Орган главный, каждый знает,

А внутри есть клапан – «дверца»,

Что за орган? Это …       /сердце/

 

К вкусной пище он привык.

Орган вкуса – наш…         /язык/

 

Его из легких удаляем,

Выдыхаем каждый раз,

Организму он не нужен

Это - …         /углекислый газ/

 

Все мы дышим легкими,

Но ей немножко тоже,

Наш терморегулятор…

О чем здесь речь? О …                   /коже/

 

Пища попадает в рот.

Глотка, дальше …   /пищевод/

 

Стоп, микробы! Хода нет!

У меня…     /иммунитет/

 

Организму - он опора,

Но его страшнее нет,

Он в «ужастиках» встречается,

Называется …             /скелет/

 

Пора и нам ребята

Над i поставить точки.

В системе выделения

Важнейший орган …         /почки/.

 

Вопрос – ответ    (за каждый неправильный ответ ход назад).

Есть ли у птиц зубы? /Нет/

Какого роста взрослые жирафы: 3, 6 или 10 метров?     /6 метров/

Ради чего браконьеры охотятся на слонов?   /ради бивней (слоновой кости)/

Жили ли на Земле сухопутные животные крупнее слона?   /Да. Динозавры/

Какие существуют птицы не умеющие летать?   /Страус, нанду, эму, киви, пингвины/

Какие существа создают коралловые рифы?   /Коралловые полипы/

Гигантская акула – хищник. Верно ли это?         /Нет/

Где находится яд у лягушек древолазов?     /В слизи, выделяемой кожей/

Что помогает кошке ходить бесшумно?            /То, что она может втягивать когти в подушечки лап/

Где кактусы запасают воду?     /В стеблях/

 

Почему растения, цветущие в ночное время суток, обычно имеют либо крупные ярко окрашенные венчики цветков (часто белой или желтой окраски), либо обладают сильным ароматом?

Ответ. Многие из цветущих ночью растений являются энтомофильными, то есть опыляются насекомыми. Насекомые лучше замечают крупные цветки с ярко окрашенным венчиком, либо мелкие, но собранные в единое соцветие. Для того, чтобы быть более заметными для насекомых, многие цветущие ночью растения имеют еще и сильный специфический аромат.

 

Вопросы из области химии (синие)

Шуточные загадки про химические элементы

(за каждый неправильный ответ ход назад).

Какой элемент вращается вокруг солнца?   /Уран/

Какой элемент по древнегреческой мифологии «обречен» на вечные муки? /Тантал/

В состав какого металла входит дерево?     /Никель/

Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?   /Платина/

Частью какого элемента любят играть на досуге взрослые и дети? /Золото/

 

Ребусы

В этих буквенных ребусах (см. приложение 1) зашифрованы названия шести химических элементов. Разгадать вам помогут следующие их свойства:

1. Элемент, для которого известны 10 стабильных природных изотопов с массовыми числами от 112 до 124.

                                 /Олово/

2. Радиоактивный химический элемент, самый устойчивый природный изотоп которого имеет период полураспада 54 секунды.

                                    /Астат/

3.   Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве серной кислоты.

                                                       /Ванадий/

4.   Химический элемент IV группы периодической системы.

                                                          /Висмут/

5. Щелочной металл.

           /Натрий/

6. Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной техники, судостроения.

     /Титан/

 

Какие элементы зашифрованы?

(учащиеся 5 – 7 классов могут воспользоваться таблицей Менделеева)

Шапокляк и баба Яга раздает игрокам карточки с изображением символов химических элементов, спроецированных друг на друга. (см. приложение 2)

 

Вопросы зрителям (оранжевые).

«ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКАМИ»

Загадка первая

В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?

Подсказки:

1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.

2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встре­чаемся.

3. Его можно использовать для умень­шения трения.

4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.

5. Это вещество называют «соком жизни» на Земле.

(Ответ: вода.)

Загадка вторая   (слайд – 4,5 )

1. Агрегат моментальной съёмки.

2. Есть у каждого в доме, «и языка нет и правду скажет».

3. Стекло- с одной стороны имеющее серебристую поверхность.

4. Девчонки часто смотрятся в него.

5. Легко увидеть своё отражение.

(Ответ: зеркало)

Третье задание

Трение со временем разрушает движущиеся детали, поэтому чем больше их в механизме, тем он менее долговечен. Но из каждого правила есть исключение. Существует механический прибор, которому трение совсем не вредит,  а  даже наоборот! Поэтому, несмотря на большое количество движущихся частей, он может прослужить очень долго. Это(песочные часы!)

 

Сюрприз (желтые)

В качестве сюрприза можно продемонстрировать опыты по химии:

«Извержение «вулкана»»,

«Превращение белых бумажных цветов (предварительно сбрызнутых раствором щелочи) в малиновые» и др.

Также можно рассказать интересные факты из области физики, биологии, химии.

Например, из области биологии (животные) (показ слайдов 7-15)

Знаете ли вы, что…

Белый медведь, умываясь, может набирать в лапы снег и протирать им глаза и около ушей.

Белая медведица спит на боку, прижимая медвежонка лапой к своей мохнатой груди.

Мышь ложится спать на своих мышат, накрыв их собой, как одеялом, чтобы они не замерзли.

Самка снежного барса, когда спит, прижимает малыша к себе и закрывает его хвостом, чтобы ему было тепло.

Волк вытаскивает из лапы занозу зубами, а если заболевает, лечится голодом и лекарственными травами.

Заяц не потеет, а в жару сбрасывает лишнее тепло через длинные тонкие уши, в которых множество кровеносных сосудов.

У лисиц в основании хвоста есть небольшая проплешина. Отдыхая и свернувшись клубочком, лисицы часто утыкаются туда носом. Там у них расположена железа, источающая запах фиалки. Фиалковая железа есть и у лиса, и у лисицы, и особенно ароматна она зимой. А для чего она нужна лисицам, ученые пока точно не знают.

Калан (морская выдра) пользуется камнем как наковальней. Перевернется на спину, положит камень на грудь и, крепко зажав в лапах ракушку, с силой ударяет ею по камню. Разобьет – и съест содержимое.

Многие птицы преподносят подругам подарки: жених крачки дарит невесте рыбу, чомга и северная олуша – обрывки водорослей, цапля – палки.

Лис приносит лисичке, ожидающей потомство, корм и заботится о ее чистоте: вытаскивает блох из меха.

Верблюд может подолгу обходиться без воды, но зато потом за один раз выпивает сразу несколько ведер.

Индийский носорог, погружаясь в воду, спасается от слепней и оводов, которые откладывают в складках его кожи яйца.

Родственница большой панды – малая панда. Она втягивает когти и умывается, как кошка, взбирается на деревья, как медведь, и передвигается вприпрыжку, как енот.

Индийский слон меньше африканского, и уши у него не такие большие, но зато он менее агрессивен, очень сообразителен и легко приручается.

Бобр перегрызает ствол ивы толщиной 12 см за 5 мин. А если дерево толще, бобры работают вдвоем: пока один грызет, другой отдыхает, а потом они меняются.

Одна из плотин в США, построенная бобрами, достигла в длину 700 м. А хатка, которую бобры каждый год достраивали, поднялась на 13 м.

Отличить моржа от моржихи можно по клыкам. У моржей они длиннее и толще, чем у моржих.

У овцебыков шерсть длиннее, чем уз всех других обитающих на Земле зверей. На спине – до 16 см, а на животе и груди – до 90 см.

Лошадей в Америке не было, пока их не завезли туда испанцы. Эти невиданные туземцами животные помогли европейцам завоевать новые земли.

Из птиц на Земле больше всего домашних кур. На втором месте – воробьи.

В конце игры, команде первой добравшейся до финиша, а также другой команде и зрителям Баба Яга и Шапокляк приглашают посмотреть слайд –шоу «Флора и фауна «Затерянного мира»»  

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru