Цель:

познакомить учеников с многообразием и жизнедеятельностью птиц;

показать огромное значение птиц в природе и жизни человека;

раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;

расширение кругозора, знаний воспитанников;

проявление творческих способностей, наличие реальных дел;

развитие навыков работы с компьютерной техникой, творческого подхода в изучении учениками учебного материала с использованием ИКТ. 

Оформление: выставка рисунков и сочинений, компьютерная презентация, проектор, два компьютера, раздаточный материал, презентация с заданиями для мероприятия, презентации воспитанников (домашнее задание), среда компьютерного тестирования (тест «Птицы»).

Ход мероприятия

Учитель информатики: Сегодня у нас необычное мероприятие – интегрированное, в котором вместе с вами ребята принимают участие учителя биологии, информатики и психолог нашей школы.

На Земле существует свыше восьми тысяч шестисот видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает сто миллиардов.

Птицы населяют все уголки нашей планеты.

Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми

Сегодня мы с вами будем соревноваться, показывая свои знания о птицах. Итак, наша встреча посвящена «Дню птиц».

Воспитанник:

Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.

Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.

Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!

Учитель биологии: Одна из первых конвенций по охране птиц заключена в Париже в марте 1902 года. Она называлась «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве» и была ратифицирована 12 декабря 1905 года.

Воспитанник:

Знаешь ты, и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в. лесу поют,
Мошек, червяков клюют.

Плохо, если нет друзей
У лесов, садов, полей.
Если б перестали птицы
Есть букашек на обед, – 

Черви, мыши, гусеницы
Нанесли б огромный вред.
Птицы все – мои друзья.
Их оберегаю я.

Честное даю я слово,
Что нигде и никогда
Им не сделаю плохого
И не трону их гнезда!
(М. Левашов)

Учитель биологии: Возможно, что это событие послужило поводом для объявления Международного дня птиц. Поскольку Россия в данной конвенции не принимала участия, считается, что у нас – российская история Дня птиц, уходящая своими конями в 18 век. В России уже тогда существовала традиция – развешивать скворечники весной и выпускать на волю птиц на Благовещение (7 апреля) вероятно праздник независимо возник сразу в нескольких странах.

Ученик:

Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают.
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Ведь певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.

И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях 
Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши
Нам они оберегают.
Не пугайте ж резвых птичек! 
Пусть они вокруг летают!
(С. Степанов)

Учитель биологии: В нашей области создано и работает Курское отделение Союза охраны птиц России. В фауне птиц Курской области насчитывается 265 видов. В большинстве своем птицы полезны для человека: одни уничтожают вредителей – насекомых и грызунов, другие дают мясо, яйца, пух, третьи украшают и оживляют леса, парки, сады.

Воспитанник:

Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов, – 
Я знаю все, о чем поет
Щегол и реполов.

Поет на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд.

Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни.
Яичек теплых не бери, – 
Зачем тебе они?

Через неделю или две
Зайди послушать в сад, – 
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.

Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдется много червяков,
Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят, – 
Они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.

От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.

Поет щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!
(3. Александрова)

Учитель биологии: К сожалению, многие птицы исчезают, становятся редкими. В Красную книгу Курской области занесены 62 вида орнитофауны области. Наибольшей опасности исчезновения подвергаются такие красивые и полезные птицы как Аист черный, Лебедь-кликун, Беркут, Тетерев, Дрофа, Стрепет, Цапля, Филин, Кулик-сорока и многие из семейства Дятловых и другие.

Воспитанник: читает стихотворение «Красная книга»

Учитель биологии: Птицы – наше природное богатство, поэтому их надо изучать, наблюдать, оберегать, помогать им жить и размножаться.

Учитель информатики: А теперь позвольте мне представить наши команды.

Команда 6 «а» класса «СОКОЛЫ»

Команда 6 «б» класса «ОРЛЫ»

Итак, мы начинаем наше соревнование.

Приветствие команд.

Оценивается 5 баллов.

Каждая команда представляет свою эмблему, название команды, девиз.

Команда «СОКОЛЫ».

Команда «ОРЛЫ».

Разминка.

Психолог: Человек так уже устроен, что ему всегда хочется себя в чем-то проверить. Попробуйте и вы взглянуть на себя со стороны, а для этого необходимо вспомнить многих представителей класса «Птицы». Не переживайте, тест относительно прост. Многих представителей вы встречаете ежедневно, с другими – знакомы из разных источников (книг, телепередач, Интернета…) или познакомитесь сегодня. И ещё. В тесте встречаются ответы-хитринки, надо только их отыскать. Зачем они? Чтобы вы улыбнулись. Начинайте, желаем вам удачи!

Тест «Птицы»

Конкурс 1. Отгадай загадку.

За каждый правильный ответ – 1 балл, на экране появляется изображение отгаданной птицы.

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо птицы)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

В воде купался, а сух остался. (Гусь).

В пестром наряде ходит как на параде, часов не имеет, а время разумеет. (Петух).

Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач).

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока. Называется … (Сорока).

Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома, длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. он летает на охоту за лягушками, к болоту. (Аист)

Рук нет, а строить умеет. (Птица)

Маленькое, тепленькое, а места много. (Гнездо)

Белое, круглое, долго лежало, вдруг затрещало, и неживое живым стало. (Яйцо и птенец)

Конкурс 2. Задание на компьютере «Загадка про птицу».

Составить текстовый документ по шаблону. Оценивается 5 баллов.

Исполняется песня «Чайка».

Конкурс 3. Кроссворд «Шесть птиц на букву С».

За каждое слово – 1 балл. Выигрывает команда первая заполнившая кроссворд. После заполнения командами кроссворда, на экране появляются ответы с изображение птиц.

(сова, стриж, сорока, синица, соловей, снегирь)

Конкурс 4. «Легендарные птицы».

За каждое слово – 1 балл.

В народе о птицах слагали легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь. После выполнения задания на экране показываются изображения данных птиц.

Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (сова)

Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прикован к кресту За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислили к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения могут пролежать долгие годы без изменения. (Клест).

В одном из самых распространенных преданиях об этой птице говорится, что одна женщина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? (Кукушка)

Подготовленные ученики из числа зрителей рассказывают об этих птицах.

Воспитанник: СОВА

Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть вбок и даже назад – голова совы поворачивается на 180 градусов. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Задние края крыльев этой птицы снабжены мягкой бахромой из перьев, которые уничтожают завихрения воздуха. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!

Воспитанник: Клест

Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго – иногда по 15-20 лет. И еще одна удивительная особенность есть у клестов: птенцы их могут появляться в любое время – года – даже в декабре и январе, т. е. тогда, когда можно добыть больше корма для выкармливания. А кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.

Воспитанник: Кукушка

В то время, когда почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкладывает свои яйца в чужие гнезда и не знает ни горя, ни забот. Птицы не замечают, что в их гнезде появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды – главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, и всю семью им не прокормить. Это явление в биологии называется гнездовым паразитизмом. И все-таки кукушка полезна, полезна благодаря своему аппетиту, Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Однако прожорливость – не единственное ее достоинство. Среди гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы, – волосатых и ядовитых. Кукушка поедает с удовольствием.

Конкурс 5. «Птичьи разговоры».

Напротив каждого названия птицы написать как она «разговаривает». За каждый правильный ответ – 1 балл.

(курица – кудахчет, филин – ухает, ворота – каркает, петух – кукарекает, воробей – чирикает, утка – крякает, гусь – гогочет, кукушка – кукует.)

Конкурс 6. «Птицы в русском фольклоре».   

За каждую пословицу или поговорку команда получает 1 балл, каждая команда по очереди называют пословицы и поговорки. Побеждает та команда, которая назовет их больше остальных. Во время конкурса на экране демонстрируются слайды с птицами, обитающими в Средней полосе России.

Примерные пословицы и поговорки.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

На обглоданную кость сорока не падка.

И петух свои часы знает.

На словах – орел, на деле – мокрая курица.

Народу служить, не ворон ловить.

Каждая курица свой насест знает.

Каждая птица своим носом кормится.

Яйца курицу не учат.

Мала ворона, да рот широк.

Мало-помалу птичка гнездо свивает.

Мокрая курица, а тоже петушится.

И орел выше солнца не летает.

И кулик чужую сторону знает.

И кулик в своем болоте велик.

Ворона летала, да ястребу в когти попала.

За морем и синица – птица.

Журавль высоко летает, а от воды не отбывает.

Видна сорока по полету, а молодец по походке.

Видом орел, а умом тетерев.

Все знает: сорочьи яйца ел;

Громче всех сойка кричит, да редко права бывает.

Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьев.

Конкурс 7. Домашнее задание «Создание движущихся изображений «Лебеди»».

Оценивается 5 баллов.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Викторина для зрителей

Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дуплах)

Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (Птицы выносят их в клюве)

Из чего делают гнезда наши ласточки? (Из грязи и слюны)

Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)

Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)

Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)

Почему нельзя трогать яйца в гнездах? (Птицы бросают гнездо)

Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (Одинакова)

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru