Цели:

Выявить причины курения у подростков.

Познакомить с последствиями курения для здоровья.

На основе эксперимента и химических опытов доказать вред курения.

Умение противостоять пагубным привычкам.

Воспитывать нетерпимость к курению через искусство рисунка.

Научить избегать разрушительных вредных привычек.

Задачи:

Изучить состав табачного дыма, влияние ядовитых веществ на организм человека и атмосферу.

Ознакомить учащихся с проблемой «пассивного курения».

Формировать мотивацию здорового образа жизни, активной позиции в отношении охраны своего здоровья.

Развивать творческие способности, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии, биологии, географии, истории, медицины, изобразительного искусства.

Оборудование: Прибор для исследования состава табачного дыма, плакат «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего зоровья», юмористические рисунки, изображение сцены курения, слайды.

Реактивы: растворы веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, универсальная индикаторная бумага.

Ролевая игра: Действующие лица: судья, секретарь, историк, медик, статист, независимая экспертиза, биолог, эколог, химик.

Ход мероприятия 

Вступительное слово учителя о вреде курения: Курение – самый распространный в мире вид наркомании, охватившей все слои населения. Последствия этой пагубной привычки известны всем: злокачественные образования в эпителии бронхов, легких, печени, рождение детей с ослабленным иммунитетом, патологией сердечно-сосудистой системы, диабетом, и др. Учителя нашей школы стремяться внести свой вклад в разрешение этой проблемы, поэтому мы проводим День отказа от курения.

Секретарь: Прошу всех встать! Суд идет!

Заходит судья.

Судья: Заседание суда прошу считать открытым. Прошу всех сесть. Сегодня слушается дело №1 о преступлениях против человечества. Обвиняемый – Сигарета.

Дата рождения – неизвестна.

Место рождения – Америка. 12 октября 1432 года Христофор Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор. Он и его спутники поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа. В это время индейцы справляли священный праздник.

Происхождение – листья табака: свернутый и высушенный лист травы называется «Табако», отсюда и пошло нынешнее название «Табак».

Родственники – Алкалоиды – наркотики – кокаин, кофеин, героин.

Характер – жгучий, ядовитый.

Профессия – яд, наркотик.

Род занятий – вступать в контакты с нервной системой.

Подсудимый обвиняется в злонамеренном ухудшении здоровья людей, возникновении многих заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системы человека. Подсудимый, вам понятно, в чем вас обвиняют?

Сигарета: Понятно.

Судья: Признаете ли вы себя виновным?

Сигарета: Нет, не признаю.

Судья: Согласны ли вы дать показания по предъявленному вам обвинению?

Сигарета: Вот еще! Никаких объяснений я давать, не намерен!

Судья: В таком случае суд приступает к допросу свидетелей. Приглашается историк

Историк: 12 октября 1492 года Христофор Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор. Он и его спутники поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа. Индейцы курили табак исключительно в ритуальных целях. Свернутый и высушенный лист травы назывался «Табако», отсюда и пошло нынешнее название «Табак».

Судмедэксперт: Я могу сказать, что самая распространенная болезнь – это рак легких. Я принесла рентгеновские снимки легких курильщика, (показывает снимки и передает судье). На них вы видите темные пятна – изменение тканей легких.

Перед вами схема «Состав табачного дыма и заболевания курильщиков» 

Судья: Обвиняемый, вы согласны с обвинением?

Сигарета: Нет! Не согласен!

Судья: Приглашаются свидетель обвинения – первый статист. Познакомьте нас с результатами исследования по проблеме табакокурения

Статист: Для выявления масштабов курения в школе, причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, была разработана и проведена анкета. Объект исследования – учащиеся 7-11 классов школы № 3 г. Черняховска.

Анкетирование и обработка анкет.

Анкета:

Имеешь ли ты привычку курить:
ДА
НЕТ

Основной возраст, когда начинают курить.

Почему подростки начинают курить: 
А) из любопытства;
Б) за компанию;
В) стремление показать себя " крутым " и взрослым;
Г) слабая воля;
Д) нечем занять досуг;
Е) влияние рекламы, кино, телевидения;

Волнует ли тебя предупреждающая надпись на пачке сигарет:
ДА
НЕТ

Знаешь ли ты состав сигаретного дыма:
ДА
НЕТ

Знаешь ли ты о свойствах никотина:
ДА
НЕТ

Знаешь ли ты о последствиях курения:
ДА
НЕТ

По результатам анкетирования составляем таблицу и делаем выводы:

35% учащихся имеют привычку курить;

основной возраст, когда начинают курить 13-15 лет;

причиной курения часто бывает влияние кумиров;

39% учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;

55% не знают состав сигаретного дыма;

65% знают о свойствах никотина;

96% знают о последствиях курения.  

Анализ анкет выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 30% учащихся курят. Рабочая группа приходит к выводу, что распространенный факт – 7 капель никотина убивают лошадь – имеет весьма отдалённую опасность, с точки зрения учащихся. Кто видел курящую лошадь, или лошадь, умершую от никотина?

И тогда мы провели открытый эксперимент.

Судья: Приглашается второй статист.

ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО АНАЛИЗ

Эксперимент – действие никотина на семена гороха.

Выполнение опыта:

В три рассадника высаживаем по 5 семян гороха на глубину 0,5 см. Поливку проводим в одно и тоже время одинаковым объёмом воды.

1 рассадник – обыкновенная вода;

2 рассадник – водой, в которой на 10 минут замачивался сигаретный фильтр;

3 рассадник – водой в которой замачивалась вата, пропитанная дымом от сигареты без фильтра.

№ рассадника

время всхожести гороха

1

10 дней

2

не взошел

3

не взошел

ВЫВОДЫ: Под воздействием никотина семена гороха не развиваются. Никотин, содержащийся в воде для полива, убивает зародыши семян.

Судья: Приглашается следующий свидетель – эколог. Познакомьте нас с вашими исследованиями.

Эколог: Исследования показали, что табачный дым очень сильно загрязняет воздух.

Курящие ежегодно выбрасывают в атмосферу:

720 тонн синильной кислоты,

384 тысяч тонн аммиака,

108 тысяч тонн никотина,

600 тысяч тонн дёгтя,

более 550 тысяч тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.

Судья: (сигарете) Вот видишь, что ты делаешь?

Сигарета: (раздраженно) Ну а мне, какое дело?

Судья: Свидетель может быть свободен. Приглашается следующий свидетель – химик.

Химик: Ваша честь! Прошу мне разрешить провести следственный эксперимент, цель которого определить в составе табака вредные вещества, губительно действующие на здоровье человека

Судья: Разрешаю.

– Для эксперимента был приготовлен «курительный аппарат» (сигарету закрепляем в штативе через мундштук, соединяем резиновой трубкой с одной из стеклянных трубок, вставленных в коническую колбу, заполненную ватой. Вторая трубка соединена с резиновой грушой). Груша с колбой имитируют работу легких. При помощи груши нагнетаем дым от сигареты в колбу с ватой.

Поскольку табачный дым не только вдыхается курильщиком, но и загрязняет воздух, опыт проделываем в вытяжном шкафу.

Результаты опыта:

Вата становится желтой.

Пожелтевшую вату опускаем в раствор марганцовки, она обесцвечивается.

Выводы: в табаке содержится множество органических веществ, которые отравляют организм: одиннадцать алкалоидов, схожих по строению с никотином, раздражающие вещества, ядовитые газы, канцерогенные вещества (более 400 наименований).

Химик: Гражданин Судья! Свидетели! все, кто присутствует на открытом заседании суда, давайте проведем один из несложных опытов на определение реакции среды полученных растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет и убедимся в правоте сказанного.

Выполнение опыта.

ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ С СИГАРЕТАМИ.

Исследование и его анализ.

Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.

Получение сигаретного дыма и его растворение. Собираем прибор как на рис. 1. Груша будет имитировать лёгкие человека. Сжимаем грушу, поджигаем сигарету и создаём грушей тягу – осторожно её разжимаем. При этом табачный дым заполняет грушу. В колбу с 20-25 мл дистиллированной воды выпускаем из груши дым. Забор сигаретного дыма повторяем несколько раз. После чего её закрываем пробкой и встряхиваем несколько раз для растворения веществ.

Извлечение веществ из сигаретного фильтра. Отрываем фильтр от сигареты после ‘курения” и помещаем в колбу с 10-20 мл дистиллированной водой и встряхиваем несколько раз. Полученные растворы оставляем для последующих опытов.

Определение реакции среды полученных растворов при помощи универсальной индикаторной бумаги. В полученные растворы опускаем индикаторную бумагу.

Химик: Ваша честь! При помощи универсальной индикаторной бумаги мы исследовали среду полученных растворов и доказали ее кислотный характер. Ядовитые вещества табачного дыма (аммиак, кислоты) раздражают слюнные железы, вместе со слюной ядовитые вещества попадают в желудок, действуют на слизистую оболочку желудка. Это не проходит бесследно. У меня все. Можно сесть? 

Судья: Садитесь.

Судья: Все свидетели по данному делу опрошены. Суд переходит к слушанию сторон.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПОДСУДИМОЙ.

Сигарета: Уважаемый судья! Немало горьких упреков и обвинений высказано в мой адрес. С некоторыми я не могу согласиться. Курение действительно вредное увлечение, но ведь все это происходит по вине человека. Не сигарета курит, а ее курят. И судить надо человека, о нем надо и говорить. Прошу суд меня оправдать.

Секретарь: Суд удаляется на совещание. Встать. Суд идет.

Судья: Рассмотрев дело по обвинению сигареты в отравлении человеческого организма, засорении планеты, загрязнении атмосферы, подсудимая виновной себя не признала. Просит ее оправдать. Заслушав свидетелей, проанализировав их показания, суд признает сигарету виновной в злонамеренном ухудшении здоровья человека возникновении многих заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем человек и постановляет:

Запрещение рекламы табачных изделий.

Предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма.

Запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним.

Разъяснительная работа о вреде курения.

Сокращение площадей выращивания табака.

Запрещение курения в общественных местах.

Суд предлагает памятку для учащихся «Профилактика курения» (прошу раздать всем присутствующим).

Проводим конкурс плакатов. В течение 10 минут школьники рисуют плакаты на альбомных листах. Потом берут рисунки в руки и поднимают их вверх. Щелчок фотоаппарата – и готов плакат: «Дети школы № ... против курения»

Рефлексия. Для того, чтобы определить как прошла работа на уроке, ваше эмоцианальное состояние, учитель просит учащихся определить какой из этих шариков отражает их отношение к мероприятию.

Подведение итогов:

Надеюсь, сегодня вы поняли, что курение вредно для здоровья. Мы желаем вам и вашим родителям здоровья. Надеемся, что вы избежите этой пагубной привычки и повлияете на родных и знакомых, которым справиться с ней пока не удалось.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru