Цель: изучить вклад Т. Шванна в развитие биологической науки.

Задачи:

познакомить учащихся с научной деятельностью Теодора Шванна и рядом других ученых;

расширить знания учащихся о клеточной теории;

способствовать расширению кругозора школьников в области естествознания;

осуществлять в ходе проведения игры связь с информационными технологиями (выход в Интернет, использование программы Power Point);

осуществлять межпредметные связи с историей.

Оборудование:

компьютеры для выхода игроков в Интернет;

компьютер для ведущего;

мультимедийный проектор для демонстрации презентации;

оценочные листы для жюри по каждой паре игроков.

Правила игры.

За 2 недели до проведения игры учащимся дается задание самостоятельно познакомиться с научной деятельностью Т. Шванна.

В игре 5 туров, в каждом из которых участвует 5 пар участников (каждая пара может состоять из 9 – тиклассника (основного игрока) и 11 – классника (выступающего в роли взрослого) или из старшеклассника (основного игрока) и учителя). Тот игрок, который в конце каждого тура наберет минимальное количество баллов, покидает игру, а на его место в следующий тур придет участник "со скамьи запасных”. Таким образом, кто будет участвовать в 5 финальном туре известно только накануне него.

Первый тур - интеллектуальный.

Озвученный вопрос будет иметь шесть вариантов готовых ответов. Команде взрослых и детей даются 15 секунд на то, чтобы выбрать правильный ответ (сначала отгадывают взрослые, затем дети). За каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу. Если команда взрослых отвечает неправильно, один из ее участников дисквалифицируется до конца тура.

1.Назовите дату рождения Т. Шванна и дату его смерти:

А.12 декабря 1810 г
Б.7 декабря 1810 г

В.7 декабря 1811 г.
Г.14 января 1812 г. 
Д. (11) 14 января 1882 г.
 
Е.7 декабря 1882 г.

2. Гражданином какой страны был Т. Шванн:

А.Германия 
Б.Норвегия 
В.Дания
Г. Швеция 
Д.Нидерланды 
Е.Англия

3.Какой из этих трудов не принадлежит Теодору Шванну:

А.Действие кислорода на развитие птиц из яйца.
Б.Процесс гниения.
В.Брожение с участием дрожжевых грибов.
Г.Открыл пепсин (пищеварительный фермент) в 1836 году.
Д. Изучал клеточное строение хряща и хорды под микроскопом на личинках земноводных.
Е. Выяснил значение света для процесса фотосинтеза.

4.На основе работ какого ученого Т. Шванн сформулировал клеточную теорию:

А.Мюллер 
Б.Шлейден 

В.Левенгук
Г. Нильсон 
Д.Мендель 
Е.Морган

5. Кто из знаменитых людей утверждал, что создание клеточной теории Шванном было одним из трёх величайших открытий в естествознании XIX века, наряду с законом превращения энергии и эволюционной теорией:

А.Мюллер 
Б.Шлейден 
В.Левенгук
Г.Нильсон 
Д.Мендель 
Е. Ф. Энгельс

6. В каком городе родился Т. Шванн:

А. Нёйс 
Б.Кельн 
В.Бонн
Г.Люксембург 
Д.Берлин 
Е.Дюссельдорф

7. В какой из областей не работал Шванн:

А.гистология 
Б.физиология 
В.анатомия.
Г.медицина 
Д.морфология 
Е.генетика

8.Какой фермент нашел Теодор Шванн в желудочном соке и установил выполняемую им функцию:

А. пепсин 
Б.трипсин 
В.амилаза
Г. липаза 
Д. желатиназа 
Е. стеапсин

9.Кто из нижеперечисленных ученых был учителем Теодора Шванна:

А. Мюллер 
Б. Шлейден 
В.Левенгук
Г. Нильсон 
Д. Мендель 
Е.Морган

10. Какая из предпосылок клеточной теории сформулирована не Шванном:

как растениям, так и животным, свойственно единство строения;

в основе структуры всех организмов находится клетка;

образование все новых и новых клеток - принцип органического роста и развития растений и животных;

клетка является элементарной биологической единицей;

организм в целом есть сумма образовавших его клеток;

клетки возникают только путем деления.

Второй тур микроскопический.

Игроку задается вопрос по картинке. Взрослые в этом туре не участвуют, за верный ответ присуждается 1 балл. 

Развитие клеточной теории невозможно было бы без микроскопа. Развитие оптики позволило сконструировать в XVII в. микроскоп — прибор, оказавший поистине революционное действие на развитие биологии. Микроскопия открыла для исследователей мир простейших и бактерий. Изучение доселе недоступных деталей строения животных, растений и грибов показало, что в основе всего живого лежит универсальное крошечное образование — клетка.

Кто же приложил руку к его изобретению и усовершенствованию?

1. Первое крупное усовершенствование сложного микроскопа связано с именем английского физика. Улучшения затронули как оптику, так и особенности механической конструкции. Принципиально новой явилась и придуманная ученым система искусственного освещения объекта. Кто этот английский физик?

 


 

Роберт Гук (1635-1703)

2. Во всех сложных микроскопах XVII — XVIII вв. при увеличениях выше 120 — 150 раз (сферическая и хроматическая аберрации) сильно искажали изображение. Поэтому микроскописты того времени отдавали предпочтение простому однолинзовому микроскопу. Именно в такой простой микроскоп этот ученый впервые увидел клетку.

 



Простой микроскоп А. Левенгука.

3. Лишь с 1715 года у микроскопа появляется эта часть в привычном для нас виде. Сравните изображения микроскопов того времени и назовите эту составляющую сложного прибора. (это зеркало)

 


 



Циркульный микроскоп
В.Ф. Глейхема.

4.Параллельно с совершенствованием микроскопа развивалась методика приготовления этих препаратов. Долгое время она оставалась весьма примитивной, до начала XIX в. микроскописты в основном рассматривали высушенные объекты, исследуются свежие препараты, не подвергнутые какой-либо обработке. Методов изготовления "постоянных препаратов", чем характеризуется современная микроскопия, еще не существовало, из-за этого исследователь лишался возможности длительного изучения препарата и сравнения новых препаратов со старыми. О каких препаратах идет речь? (микропрепараты)

5.С 80-х гг. XIX в. в практике микроскопических исследований непременным атрибутом становится микротом. Применение микротома дало возможность изготавливать тонкие срезы и получать непрерывные серии срезов, что привело к успехам в изучении тонкого строения клетки. Кто изобрел этот прибор? (Пуркинье)

 


Микротом начала XX века.

Третий тур на знание клеточной теории и структур клетки.

В бой вступает пара игроков, выигрывает та пара, которая сможет за положенное время набрать большее количество баллов. (игрокам предлагается ответить на 5 вопросов в течение 1 минуты)

Какая наука изучает клетку? (цитология)

Какое вещество дает клетке больше всего энергетических запасов? (АТФ)

Что относится к неклеточной форме жизни? (Вирусы)

Все клетки сходны по …………………………………………………………..(строению, химическому составу и жизненным функциям)

Параллельно с описательными работами в биологии в тот период времени формировалась и клеточная теория. Уже в 1809 г. немецкий натурфилософ Л.Окен выдвинул гипотезу клеточного строения и развития организмов. Эти идеи в России развивал профессор Медико-хирургической академии Петербурга В 1837 г. он писал: "Всё органическое царство представлено телами клеточного строения" и был первым, кто связал проблему возникновения жизни с происхождением клетки. Назовите имя этого профессора. (П.Ф. Горянинов)

Кого считают основоположниками клеточной теории? (Т. Шванн и М. Шлейден)

Эти компоненты характерны только для растительных клеток (вакуоли и пластиды)

Из клеток состоят все живые существа от………………… …………………………….. до………………………………………………………………………(от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов)

Что является элементарной единицей живого на Земле? (Клетка)

В 1859 г в клеточную теорию было внесено существенное изменение, касающееся образования новых клеток. В противоположность взглядам Шлейдена и Шванна, этот ученый утверждал, что клетки возникают только путем размножения (деления). Именно ему принадлежит знаменитая формулировка "omnis cellula е cellula" ("всякая клетка от клетки"). Кто внес в клеточную теорию такие важные изменения? ( немецкий ученыйР.Вирхов )

Благодаря наличию этих органоидов в растительной клетке, возможно существование практически всех живых организмов на нашей планете независимо от размеров и места обитания. ( хлоропласты)

Этот органоид клетки является самым крупным, отвечает за наследственную информацию в клетке. (ядро)

Функции этой структуры в клетке универсальны для всех организмов: барьерная, транспортная и рецепторная. О чем идет речь? (плазматическая мембрана)

В каком году вышел в свет научный труд Т. Шванна "Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений”, где он впервые сформулировал основные положения об образовании клеток и клеточном строении всех организмов. (1839)

Что представляет собой нити ДНК? (хроматин)

В каких единицах измеряются средние размеры клетки? (Микрометры)

Каков диплоидный набор в клетках человека? (46)

Реснички, жгутики, ложноножки - что это? (органоиды движения)

Кто и когда обнаружил в клетке ядро? (Вначале 19 века Р. Броун)

В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани; из тканей………………… (состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервным и гуморальным системам регуляции. )

Клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живые организмы имеют ………………….(единое происхождение).

В каком году Роберт Гук ввел термин "клетка”? (в 1665 году)

Какие хромосомы не являются парными? (половые)

Нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовив линзы с 150-300-кратным увеличением, впервые наблюдал и зарисовал (публикации с 1673) ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах. ( Левенгук Антони Ван)

Продолжите следующее положение клеточной теории:

Все клетки образуются из …….(клетки)

Четвертый тур – поиск в Интернете.

Паре игроков предлагается вопрос, ответ на который можно найти во Всемирной паутине. Побеждает тот, кто за положенное время ( 5 – 7 мин) находит правильный ответ.

Вопрос: Перечислите университеты, в которых работал Шванн и его деятельность в них.

Ответ: В 1834 – 1839 годах работал у Иоганна Мюллера ассистентом в анатомическом музее Берлинского университета

С 1839 года – профессор анатомии Лувенского университета (Бельгия)

В 1848 – 1878(1880) годах – профессор общей и сравнительной анатомии Льежского университета (Бельгия)

Пятый финальный тур

Всем участникам задается вопрос, ответ на который они обдумывают в течение 1 минуты и записывают свой ответ. Данный финальный вопрос оценивается максимально 5 баллов, в зависимости от точности ответа. Потом ответы проверяются, выигрывает игрок, набравший больше всего баллов.

Вопрос: Что такое шванновская оболочка?

Ответ: Как гистолог Шванн известен работами по тонкому строению кровеносных сосудов, гладких мышц и нервов. Учёный обнаружил и описал в 1838 году особую оболочку, окружающую периферическое нервное волокно, получившей название шванновская оболочка.

Тот игрок, который стал победителем, получает титул "Сокровище нации”.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru