Среди множества организмов, на которых генетики «перепроверяли» законы Менделя, был и мирабилис, или, как его часто называ­ют в народе, ночная красавица, — ничем не примечательное растение, хорошо известное лишь цветоводам-любителям. В природе встречаются растения ночной красавицы с двумя разными вариантами окраски цветов — красными и белыми.

А что будет, если скрес­тить между собой растения с красными и бе­лыми цветками. Можно предположить, что за красную и белую ок­раску отвечают раз­ные формы (или, как говорят генетики, ал­лели) одного и того же гена. Тогда одна форма должна подав­лять другую — ведь доминантный ген все­гда подавляет рецес­сивный. Получается, что при скрещивании ночных красавиц с красными и белыми цветками должны полу­чаться гибриды с красными цветками (обыч­но у растений ген наличия какой-нибудь ок­раски доминирует над геном ее отсутствия). Именно так и считали генетики, решившие проверить законы Менделя на ночной краса­вице. Но результат этой проверки оказался совсем иным — все гибридные растения обла­дали розовой окраской цветков! Откуда же мог взяться новый признак?

Розовая окраска — это что-то среднее меж­ду красной и белой. Неужели происходит «смешивание» признаков, процесс, невозможность которого вроде бы доказал Мен­дель? Выяснить это можно было лишь одним способом — скрестить между собой гибридные растения с розовыми цветками. А вот в потом­стве от такого скрещивания проявились сразу все три признака — из посеянных семян вы­росли ночные красавицы и с красными, и с бе­лыми, и с розовыми цветками. Красных и бе­лых было примерно поровну, а вот розовых в два раза больше, чем тех и других.

Но как объяснить такие результаты? Если опять про­явились родительские признаки, значит, ни­какого «размывания» признаков не было — законы Менделя очередной раз подтверди­лись. Все дело в том, что в этом случае нет до­минантных и рецессивных генов — никто ДРУГ друга не подавляет. Если растение обла­дает двумя одинаковыми копиями одного и того же гена (два гена красной окраски или два гена белой), оно будет окрашено «как по­лагается» — в красный или белый цвет. А ро­зовые лепестки свидетельствуют о том, что в данном растении «встретились» две разные формы одного гена. Ни один из них не может подавить другой — и цветки приобретают «промежуточную» окраску. Такое явление ученые называют неполным доминировани­ем. Вскоре выяснилось, что неполное домини­рование очень широко распространено среди животных и растений.

Итак, если в одной клетке встречаются сразу две формы одного и того же гена, они могут вести себя по-разному. Один ген может полностью подавлять другой — в этом случае ученые говорят о явлении доминирования. Именно доминирование признаков открыл Мендель в своих экспериментах с горохом. Но доминирование может быть неполным — в этом случае при скрещивании проявляются «промежуточные» признаки, например, розо­вая окраска цветов у ночной красавицы и дру­гих растений.

И, наконец, возможен третий путь взаимодействия разных форм одного ге­на. Называется он кодоминирование. В этом случае никаких промежуточных признаков не возникает, а проявляются сразу оба роди­тельских признака. Самый известный случаи кодоминирования — это наследование групп крови у человека Мы с вами подробно об этом поговорим в главе, посвященной генетике че­ловека.

До сих пор мы разбирали примеры насле­дования, в которых проявлялся один 13 двух признаков: желтая или зеленая окраска се­мян у гороха, красные или белые цветки у ночной красавицы и т п. Во всех этих случа­ях ген, отвечающий за рассматриваемый признак, существует в двух разных формах, или аллелях. Но у живых организмов очень часто встречаются гены, представленные тремя, четырьмя или даже большим количе­ством аллелей.

Попробуйте летом внимательно рассмот­реть самое обычнее луговое растение — кле­вер. Вы обнаружите, что очень часто встреча­ются растения клевера с белым рисунком на листьях — это могут быть просто белые пят­на или полоски раз­личной формы- Кроме того, встречаются и чисто-зеленые клевер­ные листья, вообще лишенные белого ри­сунка. Ученые под­считали, что всего су­ществует несколько десятков различных вариантов окраски клеверных листьев. Каза­лось бы, в таком разно­образии рисунков очень трудно разобраться, по крайней мере просто законами Менделя объяснить его очень трудно.

А самое удиви­тельное, что за все это разнообразие отвечает один-единственный ген. Но этот ген не про­стой — у него есть сразу семь различных форм, или аллелей, каждый из которых отве­чает за «свой» тип белого рисунка. Но генов всего семь, а возможных вариантов окраски гораздо больше. Откуда же берутся «лишние» признаки? Все дело в том, что каждое расте­ние обладает не одной, а двумя копиями од­ного и того же гена; причем это может быть как один и тот же аллель (такой организм на­зывается гомозиготным), так и разные алле­ли (в этом случае растение будет гетерозигот­ным). А вот число таких попарных сочетаний разных аллелей гораздо больше семи, причем каждому новому сочетанию будет соответство­вать своя Форма рисунка на листьях клевера.