— Бабушка, зачем тебе такие большие уши?

— Это чтоб лучше тебя слышать, дитя мое!

Шарль Перро «Красная шапочка»

Каждому с детства знаком этот диалог из старой сказки. А зачем сказки? А зачем же все-таки нам уши? Точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе любопытная Красная шапочка.

В чем-то Волк был близок к истине, ответив, «чтоб лучше тебя слышать!» Действительно, благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Старые люди с пониженным слухом, прислушиваясь к чему-либо, приставляют сложенную рупором ладонь к уху, как бы увеличивая его.

Но это далеко не единственная функция ушных раковин.

Выйдите летом в лес, и вы услышите, что все вокруг заполнено звуками. В цветах жужжат шмели и пчелы, над болотцами тоненько звенят комары, в луговой траве оглушительно стрекочут кузнечики, из каждого дерева и куста несется птичье пение. Кажется, что весь этот многоголосый хор птиц и насекомых поет просто от радости, что наконец-то наступили жаркие солнечные летние деньки. Однако это не совсем так. Каждая песенка, которая поется в лесу, имеет свой смысл. Чириканье, пересвист, жужжание и квакание — это язык животных. С его помощью они что-то сообщают, «говорят» друг другу, что происходит вокруг.

Без ушей в лесу не прожить. Уши помогают найти друзей, спастись от врагов, поймать добычу. Они нужны и собаке, и лягушке, и кузнечику. Но кузнечик, лягушка и собака живут по-разному, и уши у них разные, и прислушиваются они к разным звукам. О том, как объясняются друг с другом животные, и о том, какие у кого уши и пойдет разговор в этой и следующих главах.

Герой польской кинокомедии «Ва-банк» дразнит своих противников, касаясь мочки уха и говоря: «От сельди ухо!» Мол, ничего вы не получите. Русский аналог этого выражения — «дырка от бублика». Значит, ухо у селедки — это что-то такое, чего никогда не бывает. И действительно, ушей у рыб никто никогда не видел.

Так значит, все рыбы глухие? Рыбы очень чутко реагируют на звуки. Когда удишь рыбу, нельзя разговаривать, даже кашлянуть боязно — а вдруг услышит, испугается и уйдет. Но где же у рыбы уши? В голове рыб расположено внутреннее ухо, оно тоненькими косточками соединено с плавательным пузырем. Через воду и тело рыбы звук доходит до этого пузыря. Он дрожит, как барабанная перепонка, а косточки передают эту дрожь во внутреннее ухо. Так рыба и слышит — плавательным пузырем.

Может быть, выражение «Нем как рыба» тоже не совсем верно? Мы с детства помним стихи С. Я. Маршака «Разевает щука рот, да не слышно, что поет». А почему не слышно?

Бывали ли вы когда-нибудь в пещерах? Это удивительный, ни с чем не сравнимый мир, мир полной и абсолютной тишины, и темноты. Ни малейшего проблеска света не проникает уже за пятьдесят-сто метров от входа в пещеру, можно смело вынимать из кассеты фотопленку, она не засветится. Мне довелось побродить по удивительным карстовым пещерам Абхазии, где «растут» целые леса сталагмитов, а навстречу им сверху свисают занавеси сталактитов. Блуждал я по Аджимушкайским каменоломням в Керчи и каменоломням Одессы, посещал пещерные города Крыма и Индии, опускался в рудники Донбасса и Уэльса, ходил по пещерным некрополям Киево-Печорской Лавры, Псково-Печорского монастыря, Черниговских монастырей. Словом, у меня было достаточно времени, чтобы познакомиться с подземным миром пещер.

Но только дома, в шестидесяти километрах от Петербурга, в Саблинских пещерах, вырытых в песчаниковых берегах реки Тосно, я впервые задумался об обитателях этого подземного мира. Теплый свет свечи однажды высветил на потолке одного из Саблинских подземных тоннелей странные меховые комочки. Присмотревшись к ним поближе, я увидел, что это целая колония летучих мышей, висящих вниз головой, сложив крылья. Так значит, пещеры обитаемы? Еще как обитаемы! Так, в Бракенской пещере на юге США обитает свыше двадцати миллионов летучих мышей. В нашей стране таких крупных колоний летучих мышей не встречается, хотя в некоторых пещерах Кавказа и Средней Азии насчитывается до нескольких десятков тысяч особей. В одни убежища летучие мыши прилетают только на дневку в теплое время года, в других они зимуют.

Играли ли вы в жмурки? А как же, вряд ли найдется кто-нибудь, незнакомый с этой игрой. Водящему завязывают глаза, и он пытается поймать играющих, ориентируясь только на исходящие от них звуки. Способность определять направление звука называется ототопикой.

Насколько же развита у человека эта способность, с точностью до скольких градусов можно идентифицировать источник звука? Вспомним фильм режиссера А. Митты «Гори, гори, моя звезда». Герой фильма (его играет Олег Табаков) попадает в руки белогвардейцев, и те затевают с ним игру в «кукушку»: заставляют куковать, перебегая с места на место, а сами стреляют с завязанными глазами по живой мишени. Пример этот не единичен, можно вспомнить о «джентльменских» дуэлях с завязанными глазами из приключенческих фильмов, о стрельбе «вслепую», без которой, пожалуй, не обходится ни один боевик. Все это говорит о высокой способности человека к ототопике, позволяющей определять направление звука с точностью до одного градуса.

По репортажам «Клуба кинопутешествий», по многочисленным репродукциям, по книгам путешественника Тура Хейердала вам должны быть хорошо знакомы длинноухие идолы острова Пасхи. Согласно легендам, именно эти длинноухие светлокожие люди населяли остров в древности, они же и создали гигантские статуи. В результате вторжения племени «короткоухих», «длинноухие» были полностью истреблены и от их многовековой культуры остались только загадочные идолы с длинными ушами. О таинственном племени «длинноухих» мало что известно историкам. Мне тоже почти нечего добавить к этой истории, кроме того, что, как я уверен, дети у «длинноухих» рождались с ушами вполне нормальной величины. Постараюсь вас в этом убедить.

Несмотря на расовые различия, величина и форма ушной раковины практически у всех представителей человечества как биологического вида мало чем отличается. Со времен античности известны классические пропорции человеческого лица. Согласно им, длина проекции носа у одного и того же человека должна равняться длине ушной раковины. Лицо должно делиться на три равные между собой части — от кончика подбородка до основания носа, от основания носа до бровей и выше бровей. Пропорции эти сохраняются на протяжении всей жизни. Правда, в старости, в связи с выпадением зубов, нижняя часть лица уменьшается в размерах, подбородок начинает выдаваться вперед, губы западают — хорошо известная внешность беззубых стариков и старух, называемая по-научному «старческой прогенией».

Кажется, в предыдущих главах мы перечислили все свойства ушной раковины. Все, которые изучаются в наше время студентами медицинских институтов. Но есть еще одно, загадочное свойство ушной раковины, которое совсем недавно породило даже особое направление медицинской науки, названное «ухоиглотерапией».

Об иглотерапии сейчас наслышаны все. Все меньше и меньше находится скептиков, безапелляционно называющих шарлатанством данный метод лечения, пришедший к нам из глубины веков.

Легенда гласит, что некий поданный китайского императора, страдавший от головных болей, неосторожно ударил себя по ноге мотыгой. И вдруг головные боли прошли. При новом приступе этот человек уже умышленно ударил себя по тому же месту. Мучительную мигрень вновь как рукой сняло… Шли годы, накапливался опыт, новым методом лечения заинтересовались философы и ученые-конфуцианцы. На смену примитивным ударам пришли уколы и прижигания, оказавшиеся гораздо более действенными. Примитивные инструменты, сделанные из бамбука и рыбьих костей, вытеснили иглы из драгоценных металлов. Для прижигания точек использовали тлеющие бумажные трубочки, набитые полынью.

В поэме Овидия «Метаморфозы» рассказывается о музыкальном состязании Аполлона и Пана. Простые, бесхитростные звуки свирели Пана не смогли сравниться с величественной мелодией Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас, царь Фригии не восторгался игрой Аполлона, а хвалил Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор царь Мидас стал обладателем ослиных ушей, которые он старательно прятал под большим тюрбаном, пытаясь скрыть свое уродство. Но как мы знаем, ему это не удалось: болтливый брадобрей, узнавший тайну Мидаса, не в силах хранить молчание, выкопал ямку и прошептал свой секрет. Из ямки вырос тростник, из тростника вырезали дудочку и песня дудочки ославила незадачливого царя на весь свет.

Но оказывается не один Мидас является обладателем огромных ушей. В медицине этот врожденный порок известен под названием макротия — увеличенная ушная раковина.

Действительно, кто же такой копуша? Так принято называть медлительного человека, ленивого тугодума. Какое же это имеет отношение к уху? Как оказалось, самое непосредственное. Заглянем в историю…

Новгородский историко-археологический музей-заповедник. На витринах — найденные при раскопках ножи, топоры, наконечники копий и стрел. А вот и какие-то странные палочки, под ними написано: «копоушечки». В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых походов. Обычно палочки эти, называемые «копоушечками» изготавливались из дерева, но иногда находят отдельные искусно украшенные экземпляры из металла или кости. Ну, а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку обзывать всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.

Позже копоушечки стали называть «уховертками». В числе царских вещей, описанных в 1611 году по случаю их продажи в уплату жалованья находившемся тогда в Москве польским ротам, между прочим были: «…чернильница серебряна, в ней свистелка серебряна с зуботычками да с уховерткою».

Каждому знакома потрясающая по эмоциональному накалу сцена, когда Гамлету является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии.

…Когда я спал в саду

В свое послеобеденное время,

В мой уголок прокрался дядя твой

С проклятым соком белены во фляге

И мне в ушную полость влил настой,

На одном из заводов имел место такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно — спящий кузнец оглох.

В чем причина внезапно наступившей глухоты? Каков ее механизм? Чтобы понять это, нам надо разобраться, каким путем звуковая волна достигает внутреннего уха, какие изменения она при этом претерпевает.

В предыдущей главе мы познакомились с системой среднего уха, барабанной полостью. В одном из дрезденских музеев посетителям предлагают совершить экскурсию по человеческому уху. Муляж гигантских размеров не только воспроизводит строение слухового органа человека, но и показывает процессы, идущие в нем при восприятии звука. Давайте тоже мысленно совершим прогулку по барабанной полости. Так вот, барабанная полость содержит три маленькие косточки, самые маленькие косточки нашего организма. Одна из них напоминает молоток и потому названа молоточком. Действительно, в ней различают рукоятку, головку, шейку.

Надев ласты и маску, вы плывете по ласковым водам Черного моря… Мелькнул косяк серебристой кефали, сверкнула на солнце всеми цветами радуги сказочная рыбка-султанка, бочком-бочком попятился по дну краб, устрашающе подняв клешни. «Врешь, не напугаешь! Сейчас мы тебя схватим» — думаете вы и, набрав воздух, ныряете за уползающим крабом. Вот-вот, еще чуть-чуть, сейчас вы его настигните, но тут в ушах появляется страшная давящая боль, и вы пулей выскакиваете на поверхность. Что же случилось?

Давление в барабанной полости постоянно выравнивается с наружным атмосферным давлением с помощью специального приспособления, названного евстахиевой трубой. Такое название эта труба, соединяющая среднее ухо и носоглотку получила в честь впервые описавшего ее средневекового анатома Евстахия (1510–1574). Если по каким-либо причинам проходимость трубы нарушится, кислород из замкнутой барабанной полости всосется в кровь, давление понизится, и барабанная перепонка окажется вдавленной внутрь под влиянием атмосферного давления. Вот тут-то человек действительно начинает ощущать давление «атмосферного столба в 214 кг», о котором говорил Остап Бендер. Больного беспокоит заложенность уха, ощущение давления на уши, боли в ухе. Такое бывает, например, при насморке.

Древнегреческий историк Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает нам историю Тесея, одного из величайших мифических героев Афин. Среди его многочисленных подвигов, пожалуй, наиболее известный — битва в закоулках Лабиринта со страшным чудовищем Минотавром — полубыком-получеловеком. Могущественный царь Крита Минос наложил на Афины дань: каждые девять лет афиняне должны были присылать ему семь юношей и семь девушек. По приезде на Крит их помещали в Лабиринт — дворец с бесчисленными запутанными переходами, из которого невозможно было найти выход. Обитавший в Лабиринте Минотавр поедал предназначенные ему жертвы. Тесей в схватке с чудовищем победил Минотавра, а выбраться из Лабиринта ему помогла нить, подаренная дочерью царя Миноса Ариадной.

Когда средневековые анатомы впервые стали изучать строение внутреннего уха, то были поражены обилием запутанных извивающихся канальцев, в анатомии которых не так-то просто было разобраться. Вспоминались блуждания Тесея по переходам Критского дворца, и поэтому внутреннее ухо было названо так же, как жилище Минотавра — «лабиринт».

Нижняя стенка перепончатого лабиринта называется основной мембраной. Основной она названа потому, что существует еще одна мембрана, отделяющая перепончатый лабиринт от костного. Две эти мембраны сходятся под углом таким образом, что на разрезе перепончатый лабиринт напоминает треугольник, вставленный в кольцо костного лабиринта. Нижней и верхней стенками треугольника являются уже упомянутые нами мембраны, а боковой — стенка костного лабиринта.

На основной мембране располагаются особые клетки органа слуха, впервые описанные анатомом Корти и в честь него названные кортиевым органом. Среди этих клеток различают волосковые, которые непосредственно отвечают за восприятие слуха, и клетки поддерживающие, выполняющие вспомогательные функции. Над клетками кортиева органа нависает язычок, называемый покровной мембраной. Волоски волосковых клеток упираются в этот язычок и, как было выяснено не так давно с помощью современных микроскопов, не просто упираются, а врастают в покровную мембрану.

Ученые давно пытались разгадать тайну возникновения слуховых ощущений. Путь к этой тайне был непростой, последователей подстерегали ошибки и разочарования, открытия и парадоксы. Иногда новые факты полностью перечеркивали полученные ранее, с тем, чтобы в свое время также оказаться перечеркнутыми. Споры о механизмах звуковосприятия продолжаются и по сей день, поэтому мы вас познакомим только с гипотезами. Само слово гипотеза означает только предположение, она не претендует на то, чтобы быть единственно верным решением, окончательной теорией. Но без гипотез мы никогда не смогли бы создать такой теории. Первым, кто попытался создать теорию слуха был немецкий физик, математик, физиолог и психолог Герман Гельмгольц (1824–1884).

Личность эта была уникальная, одаренная, многосторонняя, в чем-то сродни многогранным титанам эпохи Возрождения. Помимо основных своих профессиональных занятий, физики и математики (где он, кстати говоря, также достиг значительных успехов), Гельмгольц увлекался физиологией. Именно ему мы обязаны открытием законов преломления лучей света в хрусталике глаза, созданием теории аккомодации (изменение кривизны хрусталика при взгляде вдаль или вблизи, разработкой учения о цветном зрении). В память о заслугах Гельмгольца Московский научно-исследовательский институт глазных болезней носит его имя. Занимался Гельмгольц и исследованием речи, ему принадлежит одна из теорий голосообразования.

Что такое звук? На этот вопрос можно дать различные ответы. Физик скажет, что это волна, возникающая в результате колебаний звукообразующего тела в воздушной среде, и даст нам физические параметры звука: период колебаний, длину звуковой волны, амплитуду и частоту колебаний.

По характеру колебательных движений звуки можно разделить на чистые тоны, сложные тоны и шумы. В природе мы практически не встречаемся с чистыми тонами, они подобны дистиллированной воде лабораторий, нас же окружает вода ручейков, речек, озер, прудов. Чистые тона можно произвести с помощью камертона или звукового генератора и использовать их для научных целей. Окружающие нас звуки — сложные. Помимо основного тона имеется масса добавочных тонов или обертонов. Звуки, состоящие из смеси тонов разных частот, в которых невозможно выделить основной тон, называются шумами.

Много пришлось претерпеть хитроумному Одиссею, царю Итаки, во время своих долгих скитаний по морям после Троянской войны. Однажды его со спутниками занесло к острову, где жили сирены — полуженщины-полуптицы. Своим сладкогласным пением они завлекали проплывающих мимо моряков и предавали их лютой смерти. Весь остров был усеян костями растерзанных ими людей. Чтобы благополучно миновать остров, Одиссей залепил своим гребцам уши мягким воском, так, что они не слышали пагубного пения сирен, а себя приказал привязать к мачте. Быстро плыл корабль мимо острова, а с него неслось чарующее пение, но оно не достигало слуха людей. Только тогда вынули воск из ушей спутники Одиссея и отвязали его от мачты, когда скрылся вдали остров сирен. Так впервые в истории применили противошумы — средства, охраняющие орган слуха от пагубного воздействия шума.

Давайте познакомимся еще с одной характеристикой звука — силой звука. Она измеряется в единицах, получивших название Бел — в честь Александра Грехема Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, т. е. децибелы (дБ). Введение такой единицы при акустических измерениях дало возможность интенсивность всех звуков области слухового восприятия выразить в относительных единицах от 0 до 140 дБ. Для сравнения мы приведем таблицу, где показаны уровни интенсивности звуковой активности, выраженной в децибелах.

Старик сказал врачу: «Я заболел!

Слезоточение, насморк одолел».

«От старости твой насморк», — врач сказал.

Старик ему: «Я плохо видеть стал».

«От старости, почтенный человек,

И слабость глаз, и покрасненье век…»

Как часто в шутках, прибаутках, анекдотах мы весело смеемся над таким физическим недостатком как глухота. Да и в художественных произведениях, в театре, кино нередко демонстрируют комичного персонажа, страдающего глухотой. «Глухая тетеря», «глухой чурбан», «для глухого поп два раза обедню не служит», «глух, хоть в ухо ему мочись», «ему медведь на ухо наступил», — вот далеко не полный перечень обидных насмешек, которыми осыпают тугоухих людей.

Кстати, слово «абсурд» — чушь, нелепость, происходит от латинского выражения «ab surdo» — «от глухого», то есть, что можно услышать от глухого человека, кроме чепухи и нелепостей. От латинского «сурдус» (глухой) происходит также выражение «под сурдинку» — украдкой, втихомолку, не привлекая внимания. Сурдинка — это небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук музыкального инструмента.

В конце XVIII века итальянский физик Алессандро Вольта, изучая на себе действие электрического тока на организм, обнаружил, что если разместить электроды на голове так, чтобы ток проходил через внутреннее ухо, то включение и выключение тока вызывает шумы в ушах. «Я ощутил звук или, скорее, шум в обоих ушах, характер которого я не мог более точно определить», — сообщал Вольта в одном из своих писем. Опыты были, видимо, настолько неприятны, что Вольта никогда более не повторял их.

Эти опыты повторили в 30-х годах нашего века ленинградские физиологи и врачи под руководством Г. В. Гершуни, использовав жидкостные электроды (слуховой проход заполняли 1 %-ным раствором поваренной соли). Но лишь в 1957 году была сделана первая попытка непосредственного вживления электрода в слуховой нерв.

Хирурги при вживлении электрода руководствовались следующими соображениями. Если передаваемые по тончайшим проводкам сигналы будут достаточно похожи на те, которые обычно идут в мозг от улитки внутреннего уха, если нерв не поврежден и если работают те участки коры мозга, которые отвечают за слух, — то человек, у которого от рождения или из-за болезни неисправно внутреннее ухо, сможет слышать.

В предыдущих главах мы уже писали о глухих. Так принято называть всех людей с потерей слуха большей или меньшей степени, то есть слабослышащих. От 4 до 6 % населения нашей планеты страдает теми или иными расстройствами слуха. Именно чтобы помочь таким людям в общении и создаются различные слухоулучшающие аппараты. Лишь около 0,1 % всего населения страдает настолько тяжелыми формами глухоты, что слуховые протезы и другие сурдотехнические средства оказываются практически бесполезны. Но и это отнюдь не мало. В бывшем Советском Союзе, например, насчитывалось около 300 тысяч человек, полностью утративших слух. Именно о них и пойдет речь в этой главе.

Мы уже писали о том, какое настороженное, неприязненное отношение встречают глухие и слабослышащие люди. Еще более неприязненно относились к глухонемым. По данным М. В. Богданова-Березовского почетного Лейб-Отиатра Двора Его Императорского Величества, еще в начале XX века в российском захолустье варварски обращались с глухонемыми. Темные суеверные люди нередко считали их повинными в стихийных бедствиях. В деревне пожар — спроси с глухонемого, пала корова — накликал глухонемой. Известны случаи, когда за подобные «поступки» глухонемых приковывали цепью к позорному столбу, нещадно избивали.

В XVII веке среди богословов разгорелись жаркие дебаты на тому, на каком языке говорили между собой Адам и Ева в раю, какой из языков на Земле является древнейшим. Томас Браун (1605–1682) знаменитый в то время английский врач, философ и писатель предложил интересный эксперимент для выявления древнейшего проязыка. Он считал, что если новорожденного ребенка полностью доверить природе и не учить его, то он заговорит именно на том языке, на котором говорил в раю Адам. Результатов этого «научного опыта» нам обнаружились не удалось. Но мы с вами, дорогой читатель, теперь уже знаем, что такие дети выросли бы просто-напросто немыми.

Интересно, что Томас Браун не был первооткрывателем этого эксперимента. Эксперимент этот известен с глубочайшей древности и получил даже специальное название «царского эксперимента». Классическое описание его приводит Геродот в своей «Истории»:

Что греха таить, и сами мы порой смотрим с неприязненным удивлением на группки глухонемых, активно жестикулирующих. Некоторым кажется неприятной слишком переменчивая и выразительная мимика глухонемых, напоминающая гримасы, некоторых раздражает непрерывное быстрое мелькание пальцев и кистей рук. Иногда приходится слышать: «Не машите руками, вы мне мешаете!» Люди, которые так говорят, почти ничего не знают о глухих, им трудно представить, в какой глубокой изоляции оказались эти больные. «Самая большая роскошь на земле — роскошь человеческого общения», — писал Антуан де Сент-Экзюпери. А именно самого элементарного общения и лишены глухонемые. Как мы не ценим порой тихой дружеской беседы, задушевного разговора у костра, шепота при свете ночных звезд. Лишь язык жестов в какой-то степени способен компенсировать глухонемым утраченную прелесть общения. Вероятно, жестовое общение зародилось задолго до возникновения устной речи. Язык жеста был понятен дикарям, говорившим на разных наречиях. Многие жесты распространены повсеместно, понятны в любом уголке земного шара — например, местоимения «я», «он», «ты», наречия «направо, налево, прямо», глаголы «пить», «есть», «слушать». В то же время многие, впервые прибывающие в Болгарию, бывают удивлены, что кивок головы, означающий для всех нас «да», для болгарина значит «нет», а если он хочет сказать «да», то энергично мотает головой слева направо. Аналогичные знаки отрицания и согласия распространены в Турции, Индии и некоторых других странах Востока.

Мы с вами видели, что при полной потери слуха на помощь приходит зрение. И жестомимическая речь, и дактильная азбука, и чтение с губ, и аппараты «видимая речь» и «световая строка» — все построено на принципах зрительного восприятия. Но существуют в жизни случаи (правда, к счастью, очень и очень редкие), когда человек теряет одновременно и слух, и зрение. Последствия такой потери для человека поистине трагические, психика оказывается на грани катастрофы.

Вот что пишет профессор Лондонского университета Тим Шаллис в статье «Пытки в коридорах безмолвия»: «Анализ пытки, применяемой в Ольстере (заключенному надевали на голову темный звуконепроницаемый колпак), показал, что лишение всех связей с окружающей средой влияет на человека не только в плане физическом, но и социальном. Заключенный, вынужденный оставаться в таком положении, начинает испытывать нарастающий страх, переходящий в симптомы психического заболевания. Именно это случалось в Ольстере, когда заключенному на шесть дней надевали на голову темный звуконепроницаемый колпак».

Симулянты существовали издавна. Иногда кажется, что порок этот столь же древний, насколько древними вообще являются ложь, обман, неправда. С детства каждому знакомы хитроумная лиса Алиса и кот Базилио, пытавшиеся обмануть доверчивого Буратино. А их собратья из русских народных сказок? Какой колоритной симулянткой предстает перед нами Лиса, взгромоздившаяся на Волка и тихонько напевающая «Битый небитого везет! Битый небитого везет!» Целая галерея разнообразнейших притворщиков и симулянтов выведена в пьесах Мольера, например в комедии «Мнимый больной». А зародившийся в Европе в конце средних веков новый жанр плутовского романа уж никак не мог обойтись без симулянта в качестве главного героя.

Итак, тип симулянта известен человечеству давно. И в бесконечной череде мнимых слепых, хромых, немых далеко не последнее место занимают мнимые глухие. Таким образом, перед оториноларингологией, с самого начала ее зарождения, встала задача — разоблачить притворщиков. Особенно это было важно при экспертизе — военной, судебной, трудовой. Развитие новых методов экспертизы глухоты происходило одновременно с развитием аудиологии — науки об измерении слуха. Обычно применяют метод субъективной аудиометрии (проверки слуха) — когда сам больной дает нам ответ слышит он или не слышит предъявляемые ему сигналы. Этот метод в разнообразнейших модификациях широко используется в поликлиниках и стационарах.

— Что же такое у вас в ухе? Пробка?

— Уж не знаю, пробка или не пробка, знаю только, что там зверь, большущий зверь, он туда забрался, когда я спал на сеновале…

Ги де Мопассан, «Зверь дяди Бельома»

Что же за зверь забрался в ухо к дядюшке Бельому? Зверь оказался обыкновенной блохой. Мопассан красочно описал состояние человека, которому в слуховой проход попало живое инородное тело, но с кем хоть раз в жизни случалась подобная неприятность, могут возразить, что красок великого писателя оказалось явно недостаточно.

В 60-х годах XIX века известный французский врач-отиатр Проспер Меньер описал интересное клиническое наблюдение. Один судейский (так тогда называли юридических чиновников), плохо слышащий, во время заседания в суде протыкал золотой иголкой барабанную перепонку и что-то шевелил, после чего слух улучшался. Чем же болел данный судейский, почему слух улучшался от столь необычной процедуры?

Заболевание это называется отосклероз. Открываем «справочник по оториноларингологии» и читаем: «Этиология (причина) неизвестна, существует много гипотез и теорий, пытающихся объяснить причину отосклероза. Большинство из них имеет лишь исторический интерес».

Если мы встречаемся с указанием, что существует много теорий, мнений и взглядов на какое-нибудь явление, то почти всегда можно сказать, что его причина в настоящее время неизвестна. А что же известно?

Из трех симптомов, наиболее часто встречающихся при заболеваниях уха — гноетечение, тугоухость и ушные шумы — наиболее тягостным и вместе с тем наименее изученным является вопрос о ушных шумах.

В литературе описаны переживания людей, страдающих сильным шумом в ушах, который лишал их сна, мешал творческой деятельности, иногда доводил до отчаяния и даже попыток самоубийства, что, например, имело место у известного английского отиатра Джозефа Тойнби. С именем Тойнби мы с вами встречались в первом разделе нашей книги, в главе «В глубине морей», где рассказывалось о продувании слуховой трубы по методу Тойнби.

Очень наглядно представлено состояние человека, страдающего от шума в ушах, в одном из офортов серии «Капричос» великого испанского художника Гойи, испытавшего на себе все ужасы этого состояния: зажав уши, резко сгорбившись, человек пытается убежать от кошмарных слуховых ощущений, которые преследуют его в виде изображенных на картине чудовищ и нереальных фигур. Устав от непрерывного, непереносимого ощущения шума в ушах, доведенный до крайней степени отчаяния и помутнения разума, голландский живописец Ван Гог предпринял попытку отрезать себе ухо, стремясь тем самым спастись от столь тягостного недуга.

А что такое головокружение? Очень часто, не задумываясь, мы употребляем это слово при самых различных обстоятельствах. Вот пожилая женщина нагнулась за сумкой, вытерла разом покрасневшее лицо и сказала: «Ох, у меня замелькали мушки перед глазами, голова закружилась…» Девушка после длительной болезни впервые вышла на улицу и вдруг опустилась на скамейку со словами: «Я чуть не упала в обморок, у меня закружилась голова…» Кто-то, выпив бокал шампанского, тоже может сказать, что у него сразу же закружилась голова. А если бокал будет не один, то впору вспоминать старинную песенку «Левая, правая, где сторона? Улица, улица, ты, брат, пьяна!» А вот в другой песне известная певица Клавдия Шульженко тоже жалуется слушателям: «Ох, как кружится голова, как голова кружится…»

2 марта 1930 года была опубликована статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов», критикующая перегибы и подчеркивающая необходимость соблюдения ленинских принципов в коллективизации. Смею вас уверить, гениальнейший ученый всех времен и народов понятия не имел об основах вестибулологии и данная работа также не имеет никакого отношения к разбираемому нами вопросу вестибулярных головокружений.

Что такое «морская болезнь» известно всем. Морской болезнью, описанной еще Гиппократом, страдает большинство людей, впервые попавших в качку на море. Но знаете ли вы, что причина морской болезни также заключается в работе вестибулярного аппарата? Свидетельствует об этом тот факт, что люди, у которых лабиринт от рождения не развит, вообще не страдают от укачивания.

Интересную гипотезу о природе морской болезни (кстати, весьма близкую к современным и намного опередившую его время) высказал французский философ Мишель Монтень (1533–1592) в третьей книге своих «Опытов» в главе VI «О средствах передвижения». Итак, предоставим ему слово.

«Кажется, я прочитал у Плутарха, там, где он разъясняет причину тошноты, возникающей у путешествующих по морю, что она вызывается у них якобы страхом, ибо, опираясь на некоторые доводы, Плутарх доказывает, что страх может производить подобные действия. Что до меня, то, весьма подверженный ей, я хорошо знаю, что это объяснение на меня отнюдь не распространяется, и я знаю это не умозрительно, а по своему личному опыту. Не стану приводить здесь того, о чем мне рассказывали, а именно, что морской болезнью так же часто страдают животные, и особенно свиньи, хотя они, разумеется, не имеют ни малейшего представления об опасности, не стану передавать и рассказ одного из моих знакомых, также очень подверженного этой болезни, о том, как у него раза два или три бесследно проходили позывы ко рвоте, подавленные обуявшим его во время разыгравшейся бури ужасом.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru