Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Четверг, 17.08.2017, 09:00






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
      1.  Три вида однолетних трав Г, Д и Е имеют семена одинаковой пищевой ценности, и на каждом растении вызре­вает одинаковое количество семян одного веса. Период ве­гетации (время от прорастай ия до плодоношения) вида Г - 90 дней. Всходы появляются равномерно в течение 14 дней. У вида Д от прорастания до плодоношения проходит 100 дней. Семена всходят дружно (все за три дня), и им хватает почвенной влаги. У вида Е период вегетации - 90 дней. Се­мена всходят дружно на четвертый день после дождя. Какой из видов легче возделывать?

2. Возьмите 16 фасолин. У четырех замажьте пласти­лином микропиле (ямку - след входа в завязь), у четырех - рубчик, у четырех - всю кожуру, оставив открытыми рубчик и микропиле, а четыре не трогайте. Проращивайте их две не­дели в 4 стаканах на мокрых лоскутах. Расскажите о резуль­татах.

3. Известно, что семена многих растений прорастают только после того, как несколько месяцев полежат на холоде. Относится ли этот факт к тропическим растениям?

4. Чтобы повысить устойчивость растений к холоду, огородники закаливают их семена. Так, например, набухшие семена огурцов перед посевом хранят 6 часов при 20°С, по­том 18 часов при 0-2°С, потом опять 6 часов при 20°С, и так 5-7 раз. Позже огородники закаливают и рассаду, охлаждая ее по ночам. Спланируйте эксперимент для проверки эффек­тивности этого метода.

5. Проведите такой опыт Посейте на одной делян­ке крупные семена яровой пшеницы, на другой - мелкие и сравните, как различаются развивающиеся из них растения и главное - одинаковый ли дают они урожай. Как вы думае­те, что покажет опыт?

6. Семена большинства растений содержат очень мало воды. Вода - необходимое условие для прорастания семян. Каким образом вода проникает внутрь семени и какова при этом ее роль?

7. Огородники рекомендуют сеять семена репы на глу­бину 1-2 см, семена редиса - на глубину 2-4 см, а семена го­роха - на глубину 4-5 см. Какую гипотезу о размерах этих се­мян можно предложить, основываясь на этих данных?

8. В семядолях находится запас питательных органи­ческих веществ. У двудольных растений две семядоли, а у од­нодольных - одна. Означает ли это, что проросток однодоль­ного растения должен развиваться в два раза медленнее, чем проросток двудольного. Почему?

9. Многие семена после посева прорастают плохо. Се­мена моркови, петрушки, сельдерея можно хранить в течение года, но их всхожесть при этом заметно снижается. Семена томатов и капусты не теряют всхожести до 3-5 лет, а семе­на тыквы, кабачков, огурцов - до 5-8 лет; очень долго - от 15 до 30 лет - могут сохраняться семена мокрицы, лебеды, мари и других. Как можно объяснить подобную разницу в сроках сохранения всхожести после хранения?

10. У насекомых воздух, насыщенный кислородом, по­ступает по системе трахей (трубочек) ко всем органам и тка­ням. Как вы думаете, может ли такая система дыхания быть у крупных животных? Геологи используют определенные растения для обнаружения месторождений металлов, а ме­таллурги даже научились получать редкие элементы из рас­тений. Благодаря какому процессу, протекающему в растени­ях, это стало возможным?

11. Голландец Ян Баптист Ван - Гельмонт (1759-1644) решил узнать, благодаря чему растет растение. Для этого он посадил ивовый побег массой 2,25 килограмма в кадку с зем­лей. В течение пяти лет он каждый день поливал растение чистой дождевой водой. Затем Ван - Гельмонт извлек дерев­це из почвы, очистил его корни и взвесил содержимое кадки и растение. Масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а масса ивы возросла почти на 75 килограммов. Как, вы ду­маете, исследователь объяснил результаты опыта? Он решил, что все дело в поглощенной растением воде. Так возникла во­дная теория питания растений. Объясните, чего не учел гол­ландец?

12. Известно, что фотосинтез протекает успешно при условии хорошего освещения и при этом образуется крах­мал. Известно также, что клубни картофеля находятся в зем­ле, т. е. в полной темноте. Однако в них - огромное количе­ство крахмала. Откуда же он там берется? Можно ли увели­чить скорость процесса фотосинтеза, если не удается усилить освещение? Если да, то что для этого необходимо сделать?

13. В аквариуме, где очень много водных растений, но­чью могут погибнуть все рыбы. Этого не произойдет, если в сосуде с таким же количеством рыб находится меньшее ко­личество растений. В аквариуме же без растений может на­блюдаться гибель рыб, как и в первом случае. Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинте­зе и дыхании растений

14. Однажды на уроке в ответе одного из учащихся про­звучала следующая фраза: «Фотосинтез у растений проис­ходит на свету, а дыхание - в темноте. В этом заключается основное отличие названных процессов друг от друга». Со­гласны ли вы с прозвучавшим утверждением? Почему? Дай­те полный и правильный ответ об отличиях между дыханием и фотосинтезом.

15. Прокомментируйте следующее высказывание одно­го из учащихся: «Фотосинтез осуществляется в клетках, име­ющих хлоропласты, а дыхание - в остальных клетках». С чем можно, а с чем нельзя согласиться в этом высказывании и по­чему?

16. Известно, что растенгге поглощает воду из почвы, а затем испаряет ее через устьица листьев. Получается, что растение поглощает большое количество воды, чтобы потом бесполезно ее потерять, испарив во внешнюю среду. Какой же смысл в описанных выше процессах?

17. Два растения испарили разное количество воды за 1 ч. Как можно объяснить эти различия? Приведите наиболь­шее количество предположений

18. Какие преимущества листопадные растения имеют перед вечнозелеными? Какие преимущества вечнозеленые растения имеют перед листопадными? Почему все растения не стали либо вечнозелеными, либо листопадными?

19. Ученые утверждают, что скорость испарения воды листьями зависит от условий, в которых существует расте­ние, а также от имеющихся у него приспособлений к регу­ляции процесса испарения. Согласны ли вы с этим утвержде­нием? Почему? Приведите примеры.

20. Углекислый газ, проходя через известковую воду, вызовет ее помутнение вследствие образования нераство­римых солей кальция. Предложите опыт, доказывающий ды­хание корней, листьев и семян растений, основанный на об­наружении углекислого газа известковой водой. Какой фак­тор необходимо учесть при проведении опыта с листьями? Оборудование для опыта: колба с широким горлышком, про­бирка с прозрачной известковой водой, стакан с водой, проб­ка с двумя отверстиями, газоотводная трубка, воронка.

21. Мимоза стыдливая моментально складывает свои листочки даже от легкого прикосновения. Чрезвычайно чув­ствительное растение перестает реагировать на раздражения, если его поместить в бескислородную среду. Объясните, в чем причина.

22. Чем объяснить необходимость возникновения специальных транспортных систем в организме, гарантирую­щих быстрое перемещение нужных веществ? Какая сила за­ставляет перемещаться вещества в нужном направлении на необходимое расстояние? Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в организме?

23. Почему сосудисто-волокнистые пучки растений иногда называют «внутренними органами» растения? Прове­дите сравнение СВП растений с сосудами животных.

24. При размножении черенками побег не получает от материнского растения питательных веществ. Садоводы тщательно оберегают черенки при укоренении. Какие пра­вила необходимо соблюдать садоводам, чтобы в максималь­но короткие сроки и с небольшими потерями провести уко­ренение?

25. Объясните, почему большинство видов цветковых растений размножаются как семенным, так и вегетативным способом, а не каким-либо одним. Дайте обоснованный ответ.

26. Какой экологический фактор является главным, т. е. больше всего влияет на формирование среды обитания орга­низмов? Можно ли выделить один главный фактор для всех сред жизни или необходимо рассматривать каждый в отдель­ности?

27. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в природе? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ.

28. На месте вырубленного леса часто начинается забо­лачивание почвы. Чем это можно объяснить? Ведь эти участ­ки гораздо сильнее освещаются и обогреваются.

29. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы думаете, почему?

30. Ученик, отвечая на вопрос учителя, сказал: «Харак­терными представителями широколиственного леса являют­ся такие растения, как медуница, брусника, мать-и-мачеха». Согласны ли вы с этим утверждением?

31. Рассмотрите цветковые растения в кабинете биоло­гии. Найдите растения с листьями-иголками и растения, име­ющие листья с широкими листовыми пластинками. Попро­буйте по строению листьев определить родину этих комнат­ных растений или условия их жизни в природе.

32. Среди травянистых растений дубравы особый ин­терес представляют так называемые эфемероиды: хохлатка, гусиный лук, ветреница лютиковая. Они очень быстро растут ранней весной. А в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных растений самые благоприятные, желтеют и засыхают. С чем это связано? Какие условия необ­ходимы для развития растений-эфемероидов?

33. В широколиственных дубовых, кленовых и липовых лесах на почве никогда не образуется сплошной моховый по­кров, как в сосняках и ельниках. Примечательно, что в дубра­ве распространены особые виды мхов - совсем не те, что обра­зуют сплошной зеленый ковер в хвойных лесах. С чем связа­но отсутствие мохового покрова в широколиственных лесах?

34. На пойменных заливных лугах характер расти­тельности отличается от лугов суходольных, развивающихся на внепойменных территориях. На заливных лугах господ­ствуют растения, особенно требовательные к почвенному пи­танию, на суходольных лугах этих растений не встретишь. С чем связаны различия этих двух близких по внешнему виду природных территорий?

35. На суходольном лугу почти все травянистые рас­тения нормально цветут и плодоносят Однако мелких про­ростков и всходов этих растений на лугу очень мало. С чем это связано?

36. Флора пресных водоемов в районах с засушли­вым мало отличается от флоры пресных водоемов в райо­нах с влажным климатом. Многие водные растения —  валлиснерия, элодея - имеют очень широкое распростране­ние: от самых северных районов страны до крайнего юга, и не связаны с природными зонами. Чем это объясняется?

37. Многие люди думают, что если срывать цветки у дикорастущих растений достаточно аккуратно, не повреж­дая при этом само растение, то вреда ему не будет. Однако это неверно. Даже самый аккуратный сбор цветков имеет пагуб­ные последствия. Какие?

38. В лесном массиве произрастало много папоротни­ков, но после вырубки леса через некоторое время исчезли и папоротники. Как это можно объяснить?

39. Некоторые древесные растения нашей средней по­лосы достигают значительных размеров: встречаются дере­вья высотой 30^40 м и выше. А на торфяных болотах виды этик же растений очень низкорослые и практически не ра­стут. Объясните, почему.

40. Лесоводы хорошо знают, что чем старее лес, тем меньше в нем остается деревьев. Например, сосна высевает примерно 25 млн. семян на 1 га, через 20 лет вырастает око­ло 5000 деревьев, а через 150 лет их остается около 500. Как можно объяснить такую закономерность и с чем она связана?

41. Хорошо известно, что в березовой роще часто меж­ду лиственными деревьями можно встретить одиночные мо­лодые ели. Пройдет несколько десятков лет, и их станет боль­ше, в конце концов они полностью вытеснят березу. Почему это происходит?

42. Из корневища какого растения, распространенного по берегам водоемов, можно приготовить муку? Какие веще­ства содержатся в таком корневище?

43. Ученые в ходе исследований обратили внимание на такую закономерность. В воздухе хвойного леса в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном, а в эвкалиптовом лесу их меньше, чем в хвойном. Как можно объяснить разное со­держание бактерий в разных растительных сообществах?

44. Экологи заметили, что растения южных широт стре­мятся расширить свой ареал, продвигаясь на север. Часто для этого они используют железнодорожные откосы и насыпи. Многие виды, такие как коровяк пунцовый, полынь австрий­ская, горошек мохнатый, появились даже на Кольском полустрове. Объясните причины их распространения на север.

45. Если посмотреть на тропический лес сверху, с са­молета, то он предстанет удивительной палитрой цветов - все тона зеленого, оливкового, желтого с вкраплениями красных и белых пятен цветущих крон. Тогда как при взгляде на наши леса сверху они кажутся однотонно зелеными. И только с при­ходом осени лес наряжается в яркие и пестрые цвета. Как можно объяснить столь разную окраску лесов разных широт?

46.  Разрешите спор двух товарищей: один утверждает, что у капусты плод - кочан, а у картофеля - клубень. Другой с ним не согласен. Кто из них прав и почему?

47.  Плоды-костянки сейшельской пальмы - самые круп­ные семена растений, похожие на огромный орех. Созревают в течение 6 лет, достигая длины 50 см и массы 25 кг. Сколько плодов грецких орехов надо положить на весы, чтобы урав­новесить плод сейшельской пальмы, при условии что масса 100 штук грецких орехов составляет 1 кг?

48.   Осенью наряду с молодыми растениями пастушьей сумки в лесу можно встретить цветущие растения, у которых уже образовались плоды. Как можно это объяснить?

49.  В тропических лесах большую роль в распростране­нии сочных плодов играют млекопитающие: обезьяны, ли­сицы, летучие мыши и т.п., хотя все эти животные съедают больше, чем птицы (с полным перевариванием семян). Какие отличия должны быть у плодов растений, распространяемых млекопитающими, по сравнению с плодами, которые распро­страняются птицами?

50.  В посевах пшеницы растет сорная трава. Какой фор­мы должны быть ее плоды, чтобы человек, не желая того, сам сеял ее вместе с пшеницей.

51.  Для сбора меда пчела опыляет огромное число цвет­ков, так как в период цветения 1 соцветие клевера дает только около 8 мг нектара. Сколько соцветий должна опылить пчела, чтобы собрать 1 г меда? 1 кг меда?

52.  Семена ржи, клевера, льна при прорастании выде­ляют значительно больше тепла, чем семена огурца, кабачка, тыквы. Почему?

53.   Самый крупный в мире цветок - у раффлезии Ар­нольда, паразитного растения тропических лесов запада острова Суматра, описанного в 1821 году. В настоящее вре­мя его максимальные размеры оцениваются в 45 см в диаме­тре при массе 7 кг Однако семена этого растения чрезвычай­но мелкие. Объясните подобное несоответствие. Почему се­мена раффлезии такие мелкие?

54.  Предположим, что любители букетов постоянно сры­вают все появляющиеся цветки у растений на лугу. Правиль­ным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не будут размножаться? Является ли постоянное уничтоже­ние цветков безразличным для растений?

55.  Что произойдет, если внутри пыльцевого зерна цвет­кового растения образуются не два, а один спермий? Нару­шится ли при этом процесс семенного размножения? Ответ поясните.

56.  В степи посадили дерево. На 100 км в каждую сторо­ну нет ни одного дерева. Деревья этой породы начинают пло­доносить в возрасте 10 лет, и ветер относит их семена не да­лее чем на 50 метров в сторону. Через какой самый короткий промежуток времени потомки этого дерева могут поселиться в 40 километрах от него?

57.  На вершине горы растут три дерева: у первого - пло­ды сладкие и мясистые, у второго - сухие с крылышками, у третьего - тяжелые, горькие и округлые. Семена какого из деревьев могут оказаться дальше всего от него? Почему?

58.  Один клен растет в густом лесу, а другой - посре­ди обширного луга. Что может помешать семенам каждого из них прорасти и дожить до тридцати лет.

59.  Селекционеры выводят новые сорта растений и по­роды животных. Селекционеры растений получают потом­ство от подобранных ими родительских экземпляров с цен­ными для человека признаками. Для этого они:

a)  удаляют из обоеполых цветков тычинки еще до распу­скания бутонов;

b)  закрывают бутоны еще до распускания колпачками, чтобы насекомые или ветер не занесли на них пыльцу;

c)   мягкой кисточкой переносят пыльцу с выбранных рас­тений на рыльца нужных цветков. После переноса пыльцы цветки закрывают колпачками.

С какими цветками селекционеру работать проще - с од­нополыми или обоеполыми?

60.  Пыльники некоторых ветроопыляемых растений вскрываются в определенное время суток - рано утром, в пол­день или ближе к вечеру. Дает ли это какое-то преимущество?

61.  На некоторых крупных цветках образуются «поса­дочные площадки» для насекомых и даже с «дорожными ука­зателями», заметными издалека! Животное, получая доступ к нектару, по ходу дела совершает опыление. В крайне спе­циализированном цветке растений семейства Орхидные «по­садочная площадка» сконструирована из верхних по морфо­логическому положению лепестков (ближних к верхушке по­бега). Как вы думаете, почему. Ведь насекомому неудобно си­деть «вниз головой».

ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика