Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Среда, 22.11.2017, 06:28






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [147]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [26]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [67]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [51]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [105]
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [79]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ. СТРАННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ [85]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ [38]
БИОЛОГИЯ В 11 КЛАССЕ [134]
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ [110]
ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ В ТУПИК УЧЕНЫХ [197]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА [8]
ВИРУСЫ [85]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК БИОЛОГИИ [19]
РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ [15]
КРОССВОРДЫ [62]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [42]
ЯРКИЕ ВИКТОРИНЫ ПРО ЖИВОТНЫХ [48]
БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ [105]
В 6 КЛАССЕ [46]
В 9 КЛАССЕ [60]
В 7 КЛАССЕ [60]
БИОЛОГИЯ В 10 КЛАССЕ [81]
ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ [27]
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [11]
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА [12]
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ [12]
КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС [72]
Главная » Файлы » КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС

Урок биологии "Экологические группы птиц"
23.02.2017, 12:29

Задачи: показать, как птицы, относящиеся к разным отрядам, приспособились к обитанию в одних и тех же условиях.

Оборудование: таблицы «Птицы леса», «Птицы степей и пустынь», «Птицы открытых воздушных пространств», «Птицы болот, побережий и открытых участков пресных водоемов», «Дневные хищники».

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.


Ход урока

В начале урока учитель знакомит с его познавательными задачами и проводит устную фронтальную проверку знаний о происхождении и важнейших отрядах птиц.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Какие позвоночные животные могли быть предками птиц?

2. Какие признаки свидетельствуют о сходстве современных птиц и пресмыкающихся?

3. У каких современных птиц птенцы имеют развитые пальцы?

4. Какие ископаемые находки подтверждают родственные связи птиц и пресмыкающихся?

5. Что свидетельствуют о том, что археоптерикс имел больше признаков сходства с премыкающимися, чем современные птицы?

6. Какие признаки птицы характерны для археоптерикса?

7. Какое значение имеют останки протоависа для изучения происхождения птиц?

8. Какие отряды выделяют в классе птиц?

9. Какой из отрядов птиц самый крупный по числу видов и какие виды птиц этого отряда вам известны?

10. Что характерно для воробьинообразных птиц?

11. К какому отряду относят вальдшнепа, чибиса, зуйка и других куликов?

12. Каковы отличительные признаки куликов и каков образ жизни этих птиц?

13. По каким признакам можно узнать в природе птиц отряда гусеобразных?

14. К какому отряду относят рябчиков, тетеревов, глухарей и каковы признаки птиц этого отряда?

15. Каковы отличительные особенности птиц отряда аистообразных и какие птицы этого отряда вам известны?

16. Какие птицы отряда соколообразных вам известны и по каким признакам их можно узнать в природе?

17. Какие другие отряды птиц вам известны и что характерно для птиц этих отрядов?

Перед изучением новой темы учитель поясняет, что означает понятие «экологическая группа». Рассказывает, что птицы разных отрядов в природе живут в конкретных местообитаниях, например в лесах, на болотах, в степях; в сходных условиях жизни у них развились сходные приспособительные особенности в строении и поведении; птицы конкретного местообитания представляют собой экологическую группу, и такие группы названы по местообитанию: птицы леса, птицы луга и поля, птицы пустынь и др. Далее учитель рассказывает о птицах наиболее распространенных экологических групп.

Отметив, что жизнь многих птиц связана с лесом, учитель демонстрирует изображения представителей этой экологической группы, предлагает назвать их и ответить на вопрос: каковы условия жизни птиц леса? После уточнения и дополнения полученных ответов учитель отмечает, что в условиях леса выживали птицы, способные к быстрому взлету, точной посадке на ветви деревьев, лавированию между их стволами, добыванию корма с помощью клюва или ног. В связи с этим ставятся вопросы: какие птицы могли быстро взлетать, точно «приземляться», хорошо лавировать, доставать корм из-под коры или из почвы, питаться ягодами, почками и молодыми побегами или короедами и другими насекомыми леса. При обсуждении полученных ответов учитель отмечает, что у птиц леса сильно развиты грудные мышцы, укороченные, но широкие крылья, довольно длинный хвост, крепкие ноги.

Далее рассказывает, что одни из птиц этой экологической группы кормятся в нижнем ярусе леса, а другие – на стволах деревьев, и задает вопросы: какие птицы большую часть жизни проводят в нижнем ярусе леса и какие признаки характерны для них? Какие птицы приспособились к питанию на стволах деревьев? Какие особенности строения развились у дятла в связи с питанием короедами, лубоедами и другими жуками и их личинками? Чем отличаются от дятлов поползни и пищухи и каковы их особенности строения? Какие птицы кормятся среди крон деревьев и каковы их отличия от других птиц леса? Во время беседы учитель уточняет приспособительные особенности строения птиц, жизнь которых связана с тем или иным ярусом леса.

После изучения птиц леса учитель задает вопросы на размышление: почему в лесах нельзя увидеть дятлов, находящихся в положении вниз головой? Каким образом дятел, осмотрев ствол дерева и не обнаружив в нем насекомых, осматривает ствол следующего дерева? Почему синицы и корольки могут принимать на ветках деревьев различные позы?

Перейдя к рассмотрению птиц открытых наземных пространств, учитель предлагает учащимся рассмотреть изображение африканского страуса и ответить на вопросы: какие особенности строения развились у страусов в связи с их жизнью в степях и пустынях? Каково значение таких особенностей? Далее учитель объясняет, что у страусов отсутствуют киль на грудине и контурные перья с плотными опахалами, после демонстрирует изображения дрофы и стрепета, отмечает особенности их строения и образа жизни (к рассматриваемой экологической группе птиц относятся и журавли).

При изучении птиц открытых воздушных пространств учитель демонстрирует изображения ласточек и стрижей, просит учащихся назвать их и сказать, каков образ жизни этих птиц, какие особенности строения способствуют стремительности и легкости их полета и как им удается ловить насекомых на лету.

После уточнения и дополнения ответов учащихся о птицах открытых воздушных пространств учитель отмечает, что многие птицы кормятся на болотах и на отмелях пресных водоемов (цапли, выпи, аисты) или на их прибрежных и открытых участках (утки, чирки, гуси). Демонстрируя затем изображения цапли и выпи, учитель предлагает учащимся сказать, какую позу принимает цапля, выслеживающая добычу на водоеме, какие особенности строения цапли связаны с приспособлением к ловле рыбы и других водных животных. Обсудив эти вопросы, учитель рассказывает, что в оперении цапли имеется ломкий пух, который при крошении покрывает перья и предохраняет их от намокания. Демонстрируя изображения уток, чирков и гусей, учитель напоминает, что особенности их строения уже были рассмотрены на предыдущем уроке, и предлагает одному из учеников рассказать о приспособлениях этих птиц к наземно-водному образу жизни.

Отметив, что хищные птицы, ведущие дневной образ жизни, живут в разных местообитаниях, контролируют большие территории и их относят к особой экологической группе – дневные хищники, учитель обращает внимание учащихся на изображения орла, сокола, ястреба, коршуна и предлагает ответить на вопрос: какие особенности строения развились у этих птиц в связи с приспособлением к питанию в основном птицами и млекопитающими? Уточнив и конкретизировав ответы, учитель отмечает, что в экологическую группу дневных хищников включают и падальщиков, например, стервятников и грифов.

Материал об экологических группах птиц несложен для усвоения, поэтому на этом же уроке можно вместо беседы организовать самостоятельную работу учащихся с учебником, предложив им прочитать соответствующий параграф, а затем по каждой экологической группе внести в таблицу «Экологические группы птиц» название группы, признаки группы и представителей. После окончания работы проводится беседа по ее результатам.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; определить, к каким экологическим группам и по каким признакам строения и образа жизни можно отнести предков домашних кур и индеек.

Категория: КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: разработки уроков биолог, Как обучать биологии Животные 8 кла, биология в школ, методическое пособие для учителей б, зоология 8 класс
Просмотров: 54 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика