Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Среда, 22.11.2017, 06:37






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [147]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [26]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [67]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [51]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [105]
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [79]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ. СТРАННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ [85]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ [38]
БИОЛОГИЯ В 11 КЛАССЕ [134]
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ [110]
ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ В ТУПИК УЧЕНЫХ [197]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА [8]
ВИРУСЫ [85]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК БИОЛОГИИ [19]
РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ [15]
КРОССВОРДЫ [62]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [42]
ЯРКИЕ ВИКТОРИНЫ ПРО ЖИВОТНЫХ [48]
БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ [105]
В 6 КЛАССЕ [46]
В 9 КЛАССЕ [60]
В 7 КЛАССЕ [60]
БИОЛОГИЯ В 10 КЛАССЕ [81]
ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ [27]
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [11]
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА [12]
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ [12]
КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС [72]
Главная » Файлы » КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС

Урок биологии "Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека"
23.02.2017, 13:15

Задачи: познакомить учащихся с многообразием и образом жизни ракообразных, особенностями их строения и жизнедеятельности, значением в природе и жизни человека.

Оборудование: живые объекты (речной рак, дафнии и циклопы) коллекция «Речной рак» (раздаточный материал), таблица «Класс Ракообразные».

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, наблюдения за живыми объектами.


Ход урока

Урок целесообразно начинать с устной индивидуальной проверки знаний учащихся по общей характеристике членистоногих. Учащимся предлагается:

1. Назвать представителей типа членистоногих и рассказать об их средах жизни и местообитаниях.

2. Рассказать об особенностях внешнего строения членистоногих.

3. Назвать и показать на таблице внутренние органы членистоногих и отметить особенности их строения.

4. Рассказать о происхождении членистоногих.

Далее учитель знакомит учащихся с изображенными на классной таблице представителями ракообразных и предлагает сказать, где встречаются в природе эти животные и чем они отличаются от других представителей изучаемого типа. При обсуждении ответов учитель обращает внимание на наличие у ракообразных двух пар усиков, обычно двуветвистых конечностей и органов водного дыхания (жабр). Указывает на разделение раков на высших (речные раки, креветки, крабы) и низших (дафнии, циклопы, бокоплавы), называет общее число видов.

Отметив, что среди высших ракообразных наиболее многообразны десятиногие раки, учитель снова обращается к таблице, предлагает учащимся сказать, где встречаются изображенные на ней представители. Затем уточняет и дополняет полученные ответы, рассказывает о величине тела самых крупных раков (мадагаскарский речной рак, гигантский японский краб, омар).

Внешнее строение десятиногих раков изучается при демонстрации живого речного рака, также можно использовать иллюстрации с его изображением. Взяв рака за головогрудь и приподняв его так, чтобы он был виден всем учащимся, учитель предлагает сказать, какая часть тела у рака неподвижна, а какая подвижна, какие органы у него находятся на головогруди, а какие – на брюшке, чем передняя пара ног отличается от всех остальных. Демонстрация речного рака вызывает у школьников большой интерес. Находясь в руке учителя, он двигает усиками и конечностями, сжимает клешнями поднесенный карандаш, подгибает брюшко под головогрудь, т. е. сам «показывает», что у него неподвижно и подвижно, помогает ответить на поставленные учителем вопросы.

Комментируя ответы учащихся, учитель отмечает, что глаза у рака находятся на подвижных стебельках и развитие такой особенности строения связано с неподвижностью головогруди; сообщает, что ротовые органы образовались из видоизмененных конечностей и пр.

За неимением живого речного рака организуется самостоятельная работа учащихся по изучению его внешнего строения с использованием раздаточного материала – коллекций «Речной рак» и письменных инструкций.

После знакомства со строением речного рака учитель рассказывает, как передвигаются раки, ведущие донный образ жизни, и раки, обитающие в толще воды, чем они питаются и как захватывают добычу, где происходит у них измельчение и переваривание пищи, предлагает вспомнить, как осуществляются у этих раков процессы дыхания, кровообращения и выделения, какое строение имеет нервная система.

Обобщив ответы учащихся об образе жизни и процессах жизнедеятельности десятиногих раков, учитель рассказывает, что раки – раздельнополые животные. И у многих видов оплодотворенные яйца и вышедших из них рачат самки вынашивают на брюшных ножках. А у некоторых раков, например креветок, развитие происходит со стадией личинки. При этом он демонстрирует изображения рачат речного рака или личинки креветки или краба.

Далее учитель отмечает, что, наряду с десятиногими раками, к высшим ракам относятся равноногие, разноногие и другие раки, называет и показывает на таблице их представителей (мокрица, водяной ослик, бокоплав) и рассказывает о низших раках.

После учащиеся получают раздаточный материал – стеклянные баночки с дафниями и циклопами. Учитель предлагает им рассмотреть живых представителей низших раков и сказать, какой величины их тело, все ли они одинаковы, чем различаются по внешнему виду и передвижению, кто из учащихся видел таких животных в природе и знает их названия. Для этой работы также можно воспользоваться изображениями дафнии и циклопа на таблице или рисунками в учебнике.

После учитель рассказывает об их местообитаниях, питании, быстром увеличении численности при обилии пищи, изменении жизни при осеннем похолодании.

Во время беседы о значении ракообразных учащиеся отвечают на вопросы: каково значение дафний, циклопов и других низших раков в жизни совместно обитающих с ними других пресноводных животных, почему в морях вслед за планктоном, основу которого составляют мелкие ракообразные, перемещаются многие рыбы и даже усатые киты, почему с помощью дафний можно довольно быстро избавиться от цветения воды в аквариумах, почему дафнии известны каждому аквариумисту и рыбоводу.

После обобщения и дополнения ответов учащихся учитель отмечает, что многие десятиногие раки представляют большую ценность как продукты питания и рассказывает о самом важном промысловом объекте нашей страны – о камчатском крабе (величине его тела, местах обитания, образе жизни). После учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради составить таблицу «Класс Ракообразные» (признаки типа, признаки класса, представители, значение в природе); раскрыть содержание понятий: «ракообразные», «высшие раки», «низшие раки», «клешни», «панцирь», «прямое развитие».

Категория: КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: разработки уроков биолог, Как обучать биологии Животные 8 кла, биология в школ, методическое пособие для учителей б, зоология 8 класс
Просмотров: 53 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика