Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Пятница, 18.08.2017, 13:48






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [147]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [26]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [67]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [51]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [105]
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [79]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ. СТРАННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ [85]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ [38]
БИОЛОГИЯ В 11 КЛАССЕ [134]
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ [110]
ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ В ТУПИК УЧЕНЫХ [197]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА [8]
ВИРУСЫ [85]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК БИОЛОГИИ [19]
РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ [15]
КРОССВОРДЫ [62]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [42]
ЯРКИЕ ВИКТОРИНЫ ПРО ЖИВОТНЫХ [48]
БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ [105]
В 6 КЛАССЕ [46]
В 9 КЛАССЕ [60]
В 7 КЛАССЕ [60]
БИОЛОГИЯ В 10 КЛАССЕ [81]
ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ [27]
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [11]
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА [12]
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ [12]
КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС [72]
Главная » Файлы » КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС

Урок биологии "Краткая характеристика типа Кольчатых червей. Класс Малощетинковые черви"
23.02.2017, 13:44

Задачи: показать многообразие кольчатых червей; выявить признаки, отличающие их от плоских и круглых червей; познакомить учащихся на конкретных представителях с образом жизни, особенностями строения малощетинковых червей, их значением в природе и жизни человека.

Оборудование: живые дождевые черви в чашечках Петри, таблица «Тип Кольчатые черви»; вспомогательное оборудование: листы писчей бумаги, стеклянные пластинки размером 20×20 см, кусочки репчатого лука, лупы, линейки.

Методы и методические приемы обучения: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся при наличии живого раздаточного материала.


Ход урока

Урок целесообразно начинать с проверки знаний учащихся о плоских и круглых червях. Для этого можно использовать 2–3 варианта теста, включающего задания на выбор правильного ответа из 4 предложенных. (Такой способ проверки знаний дает возможность сэкономить время для изучения нового материала и оценить качество усвоения учащимися ранее изученной темы).

Ниже приведен пример одного из вариантов теста.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

1. К типу круглых червей относят:

а) планарий;

б) нематод;

в) сосальщиков;

г) цепней и лентецов.

2. Печеночный сосальщик удерживается в организме хозяина при помощи:

а) околоротовой и брюшной присосок;

б) четырех присосок, расположенных по бокам головки;

в) четырех присосок и венчика крючочков;

г) двух продольных присасывательных щелей.

3. Тело планарий снаружи имеет кожу, образованную:

а) одним слоем покровных ресничных клеток;

б) одним слоем покровных клеток, имеющих снаружи плотный защитный слой – кутикулу;

в) внутренним и наружным слоями покровных клеток;

г) несколькими слоями покровных клеток.

4. Под кожей у аскарид располагаются мышечные волокна:

а) продольные;

б) кольцевые и продольные;

в) кольцевые, продольные и спинно-брюшные;

г) продольные, спинно-брюшные и диагональные.

5. Пищеварительная система у ленточных червей:

а) отсутствует;

б) имеет рот, глотку и три ветви кишечника;

в) имеет рот, глотку и две ветви кишечника;

г) состоит из рта, глотки и кишечной трубки с анальным отверстием.

6. Первичная полость тела в процессе исторического развития животных впервые появилась у:

а) ресничных червей;

б) сосальщиков;

в) ленточных червей;

г) круглых червей.

7. Органы тела образуются из трех зародышевых листков у:

а) ресничных червей;

б) сосальщиков;

в) круглых червей;

г) всех названных животных.

8. Пищеварительная система у аскарид, как и у других круглых червей, представлена:

а) тремя ветвями кишечника со слепыми отростками и ротовым отверстием;

б) двумя ветвями кишечника со слепыми отростками и ротовым отверстием;

в) трубкой, начинающейся ротовым отверстием и оканчивающейся анальным (заднепроходным) отверстием;

г) трубкой, подразделенной на глотку, пищевод, зоб, желудок и кишечник.

9. Развитие аскарид происходит:

а) со сменой двух хозяев;

б) со сменой трех хозяев;

в) без смены хозяев;

г) со сменой или без смены хозяев в зависимости от условий жизни.

10. К основным хозяевам печеночного сосальщика относятся:

а) корова, овца;

б) малый прудовик;

в) большой прудовик и катушки;

г) собака и волк.

11. Черви класса Сосальщики произошли от древних:

а) ленточных червей;

б) кишечнополостных;

в) ресничных червей;

г) кольчатых червей.

12. Одним из доказательств происхождения сосальщиков от древних свободноживущих плоских червей является наличие у них:

а) двуветвистого кишечника, открывающегося наружу только одним отверстием;

б) слаборазвитых мышечной и нервной систем;

в) личинок, имеющих на некоторых стадиях развития ресничный покров и глазки;

г) личинок, способных давать новое поколение личинок.

Правильные ответы: 1-б; 2-а; 3-а; 4-а; 5-а; 6-г; 7-г; 8-в; 9-в; 10-б; 11-в; 12-в.

После окончания проверки знаний учитель называет тему урока, демонстрирует на таблице представителей изучаемого типа и предлагает учащимся установить, какой из признаков внешнего строения является общим для этих червей. Уточнив ответы учащихся, учитель отмечает, что тело у кольчатых червей разделено на членики не только снаружи, но и внутри, а также предлагает вспомнить, у каких червей имеется полость тела, что она собой представляет, и указывает на ее усовершенствование у кольчатых червей. Далее учитель объясняет, что у кольчатых червей впервые появилась кровеносная, а у многих – и дыхательная системы органов, произошло усложнение мышечной, пищеварительной и других систем по сравнению с такими же системами плоских и круглых червей.

Назвав среды обитания кольчатых червей, число их видов и основные классы, учитель рассказывает о малощетинковых червях, знакомит с их местообитаниями, особенностями строения и образом жизни. Учитель вновь обращается к таблице «Тип Кольчатые черви», демонстрирует изображения дождевых червей и отмечает, что к наиболее распространенным из них относится пашенный дождевой червь. Далее учащимся предлагается назвать условия жизни этих червей, в какой почве и в связи с чем их можно обнаружить в большом количестве, почему их назвали дождевыми. После проведения устного инструктажа школьники выполняют самостоятельную работу по изучению внешнего строения и поведения дождевого червя. Учащиеся-лаборанты раскладывают на парты живые раздаточные материалы и письменные инструкции по выполнению работы (также можно использовать задания в учебниках или практикумах для учащихся).

В конце самостоятельной работы проводится беседа по следующим вопросам: какова величина тела дождевого червя, как он передвигается, почему хорошо ползает по листу плотной бумаги и «буксует» на стекле, смоченном водой, как реагирует на действия раздражителей. После учитель рассказывает о характере передвижения дождевых червей в рыхлой и плотной почве, их поведении при наступлении засухи или холодов.

После изучения дождевых червей учащимся следует рассказать о пресноводных представителях малощетинковых червей. Показав изображение трубочников, учитель выясняет, кто видел этих животных, каковы их величина и внешний вид, почему эти черви известны многим аквариумистам, а затем кратко рассказывает об их образе жизни.

При изучении внутреннего строения дождевого червя учитель называет и показывает на таблице имеющиеся у него органы, обращает внимание на их совершенствование и появление новой системы органов – кровеносной.

При этом важно, чтобы учащиеся усвоили, в связи с чем у кольчатых червей появилась кровеносная система, какие органы ее образуют, какие функции выполняют кровеносные сосуды и циркулирующая по ним кровь, что обеспечивает постоянный ток крови, почему кровеносную систему кольчатых червей называют замкнутой. Рассматривая нервную систему, учитель обращает внимание на ее усложнение и связанное с ней более сложное поведение кольчатых червей.

Органы размножения у дождевых червей имеют довольно сложное строение, весьма своеобразно происходит у них процесс спаривания и формирования коконов, в которые откладываются оплодотворенные яйца. Не вникая в какие-либо подробности, учитель кратко рассказывает о том, что дождевые черви – гермафродиты (понятие уже использовалось при изучении кишечнополостных и плоских червей); семенники и яичники у них находятся в члениках передней части тела и открываются наружу самостоятельными отверстиями; черви временно сближаются попарно передними концами и обмениваются семенной жидкостью со сперматозоидами; созревшие яйцеклетки и семенная жидкость из семяприемников попадают в муфточку из вязкой слизи, выделяемой пояском; муфточка соскальзывает с червя, превращается в кокон, в котором происходит дальнейшее развитие потомства.

В заключение учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое регенерация, и отмечает, как происходит этот процесс у кольчатых червей.

При недостатке времени материал о размножении дождевых червей и их способности к регенерации учащиеся могут самостоятельно изучить дома по учебнику и составить план рассказа.

После подведения итогов урока учитель дает на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «кольчатые черви», «щетинки», «малощетинковые черви», «вторичная полость тела», «кровеносная система», «кровеносные сосуды», «капилляры», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепочка». Некоторым учащимся можно предложить провести наблюдения за поведением дождевого червя.

Категория: КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: разработки уроков биолог, Как обучать биологии Животные 8 кла, биология в школ, методическое пособие для учителей б, зоология 8 класс
Просмотров: 39 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика