Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Понедельник, 20.11.2017, 12:50






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [147]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [26]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [67]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [51]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [105]
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [79]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ. СТРАННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ [85]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ [38]
БИОЛОГИЯ В 11 КЛАССЕ [134]
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ [110]
ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ В ТУПИК УЧЕНЫХ [197]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА [8]
ВИРУСЫ [85]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК БИОЛОГИИ [19]
РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ [15]
КРОССВОРДЫ [62]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [42]
ЯРКИЕ ВИКТОРИНЫ ПРО ЖИВОТНЫХ [48]
БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ [105]
В 6 КЛАССЕ [46]
В 9 КЛАССЕ [60]
В 7 КЛАССЕ [60]
БИОЛОГИЯ В 10 КЛАССЕ [81]
ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ [27]
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [11]
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА [12]
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ [12]
КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС [72]
Главная » Файлы » КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС

Урок биологии "Многообразие и взаимоотношения животных"
23.02.2017, 14:03

Задачи: показать многообразие животного мира, сходство животных с организмами других царств и их особенности, взаимосвязь между видами животных в природе.

Оборудование: коллекции крупных членистоногих, раковин моллюсков; рисунки с изображениями лягушки в воде и на берегу водоема, крота как обитателя почвенной среды, взаимоотношений между видами животных.

Методы и методические приемы обучения: рассказ учителя с элементами беседы, с использованием изобразительных наглядных пособий, наблюдения за живыми объектами.


Ход урока

На первом уроке по разделу «Животные» учитель выясняет, каких животных знают учащиеся и что им известно о них. В процессе такой беседы обычно выясняется, что многие школьники относят к животным только позвоночных, а некоторые – только зверей. Мелких, обычно хорошо знакомых животных, вроде комара, пчелы, мухи, дождевого червя, они не причисляют к животным: мухи для них – насекомые, дождевые черви – черви. Поэтому, обобщая ответы учащихся, учитель демонстрирует обитателей уголка живой природы, чучела, коллекции крупных членистоногих и указывает, что к животным относят не только различных зверей и птиц, но и насекомых, пауков, раков, червей и других животных. Далее учитель отмечает, что царство животных самое крупное по числу видов по сравнению с другими царствами организмов.

После учитель предлагает учащимся вспомнить, в каких средах обитания распространены растения, бактерии, грибы и лишайники, и указывает, что во всех этих средах живут самые разнообразные животные (и при этом демонстрирует таблицы с изображением представителей, ведущих наземно-воздушный, водный и почвенный образ жизни). При этом учащиеся знакомятся и с некоторыми животными, средой обитания которых служат животные и человек. Учитель также отмечает, что некоторые животные живут не в одной, а в двух средах жизни, и показывает иллюстрации, где изображены лягушки в воде и на берегу водоема, полевые мыши или суслики, находящиеся вблизи норок. Обратив внимание на то, что у животных развились различные приспособления к средам обитания и их конкретным участкам – местообитаниям, учитель предлагает учащимся привести примеры животных, имеющих окраску, делающую их незаметными среди зеленых растений или на фоне коры деревьев и кустарников, снежного покрова, песка. В продолжение этой беседы учитель демонстрирует изображения крота, летучей мыши, кита, отмечает, что приспособленность животных к средам жизни и конкретным местам обитания наблюдается не только в окраске, но и в строении, и образе жизни, предлагает учащимся перечислить, что свидетельствует о том, что крот ведет подземный образ жизни, летучая мышь способна к длительному полету, а кит – житель морей и океанов. В конце беседы обобщаются ответы учащихся.

Затем учащиеся выявляют сходства животных с другими организмами и называют их отличительные признаки. Отметив, что животные, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, умирают, учитель предлагает учащимся вспомнить, чем питаются уже изученные ими растения, бактерии, грибы, и подводит их к выводу о питании животных готовыми органическими веществами, входящими в состав пищи, развитию у них различных способов ее захвата, удержания, измельчения и переваривания.

Другие признаки отличия животных от организмов уже изученных царств выявляются в процессе беседы с использованием изображений представителей ракообразных, насекомых, рыб и млекопитающих (кит, тюлень, лисица или другой зверь). Учитель задает вопрос, чем тело животного отличается от тела любого из организмов других царств? Комментируя ответы школьников, учитель отмечает, что для животных характерны различные покровы тела, органы активного передвижения, органы чувств, которые находятся на передней части тела и т. д. Затем рассказывает о присущей животным лучевой или двусторонней симметрии тела. Также указывается, что только животным свойственны пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная и другие системы органов.

Перейдя к ознакомлению с взаимосвязями между видами животных, учитель сообщает о том, что любая среда обитания и отдельные местообитания населены животными разных видов и между ними сложились различные взаимоотношения. При этом он демонстрирует муравьев, поедающих выделения тлей, птиц, выклевывающих из кожи носорога насекомых-паразитов, и предлагает учащимся ответить на вопрос: почему можно сказать, что отношения муравьев и тлей, носорогов и воловьих птиц взаимно полезны? Обобщая полученные ответы, учитель объясняет, что подобные взаимовыгодные отношения между видами животных называют мутуализмом (от лат. мутус – взаимный).

Далее учащимся предлагается рассмотреть рисунки рыбы-прилипало и акулы, божьей коровки и тлей, жука-плавунца и малька рыб, волка и зайца, аскариды и свиньи и ответить на вопросы: какое из демонстрируемых животных извлекает для себя пользу от организма-сожителя и не причиняет ему вреда? Какие животные уничтожают своих жертв, а какие – сильно истощают их и отравляют своими выделениями? В процессе беседы учитель уточняет и дополняет ответы учащихся, поясняет, что у каждого организма-сожителя развились различные приспособления другу к другу (для волков, например, характерны приспособления для ловли, удержания и поедания добычи, а у жертв – к защите от них), называет все рассмотренные виды взаимоотношений.

Отметив, что существуют и другие взаимоотношения между животными, учитель рассказывает, что волк и лисицы, например, охотятся на зайцев, куропаток и другую дичь, в дуплах деревьев гнездятся различные птицы-дуплогнездники и что отношения между животными, использующими одну и ту же пищу или занимающими одни и те же места обитания, называют конкуренцией.

В заключение урока учитель подчеркивает, что различные взаимоотношения между видами животных складывались в процессе их исторического развития как приспособления к выживанию в природе, и дает задание на дом: закрепить изученный материал по учебнику и ответить на вопросы в конце параграфа; в тетради раскрыть содержание понятий: «животные», «двусторонняя симметрия тела», «лучевая симметрия тела», «мутуализм», «нахлебничество», «квартирантство», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм»; составить таблицу «Формы взаимоотношений животных» (формы взаимоотношений, названия взаимосвязанных животных, значение взаимосвязей для животных каждого вида).

Категория: КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: разработки уроков биолог, Как обучать биологии Животные 8 кла, биология в школ, методическое пособие для учителей б, зоология 8 класс
Просмотров: 46 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика