Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Пятница, 22.09.2017, 21:56






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [147]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [26]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [67]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [51]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [105]
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [79]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ. СТРАННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ [85]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ [38]
БИОЛОГИЯ В 11 КЛАССЕ [134]
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ [110]
ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ В ТУПИК УЧЕНЫХ [197]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА [8]
ВИРУСЫ [85]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК БИОЛОГИИ [19]
РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ [15]
КРОССВОРДЫ [62]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [42]
ЯРКИЕ ВИКТОРИНЫ ПРО ЖИВОТНЫХ [48]
БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ [105]
В 6 КЛАССЕ [46]
В 9 КЛАССЕ [60]
В 7 КЛАССЕ [60]
БИОЛОГИЯ В 10 КЛАССЕ [81]
ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ [27]
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [11]
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА [12]
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ [12]
КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС [72]
Главная » Файлы » КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС

Урок биологии "Общая характеристика хрящевых и костных рыб. Местообитание и внешнее строение рыб"
23.02.2017, 12:58

Задачи: дать общую характеристику классов рыб; познакомить учащихся с их многообразием, местообитанием, общими признаками внешнего строения.

Оборудование: рыбы: караси, ротаны или барбусы, меченосцы, золотые рыбки по одной в банках с водой (раздаточный материал); таблицы с изображениями представителей хрящевых и костных рыб; самодельная модель, демонстрирующая роль грудных плавников.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, самостоятельная работа: наблюдения за внешним строением и поведением рыбы (при наличии раздаточного материала).


Ход урока

Проверку знаний учащихся по материалу предыдущего урока можно не проводить, так как при изучении позвоночных, начиная с рыб, эти вопросы будут углубляться и расширяться. Познакомив учащихся с темой урока и задачами изучения нового материала, учитель демонстрирует изображения рыб и просит сказать, где они обитают, по каким признакам их можно узнать среди других животных. Уточнив и дополнив ответы, учитель отмечает особенности внешнего строения рыб, которые связаны с приспособлениями к жизни в воде. Рассказывает о разделении всех рыб на два класса – хрящевых и костных, указывает на их основные различия. Затем учащиеся самостоятельно, по заранее подготовленным заданиям-инструкциям, рассматривают форму и окраску тела рыбы, чешуи, плавников, органов чувств, наблюдают за передвижением рыбы, выявляют реакции рыб на различные сигналы, изучают, как происходит движение плавников.

Задания-инструкции имеются в ранее изданных методических руководствах по изучению зоологии, например, в пособии «Школьный практикум по биологии. Животные» (Никишов А. И., «Владос», 2001).

Перед началом работы проводится устный инструктаж по выполнению предстоящей самостоятельной работы, а после – обобщающая беседа, в ходе которой уточняются наблюдения учащихся и делаются необходимые дополнения, например о механизме передвижения рыбы, органах боковой линии, зрения и слуха. Для лучшего осознания учащимися роли грудных плавников как рулей глубины демонстрируется самодельная динамическая модель рыбы. В зависимости от положения на ней «грудных плавников» и встречного потока воздуха (одному из учеников предлагается подуть на модель) «рыба» будет наклоняться головой вниз или вверх.

В процессе беседы по результатам проведенной самостоятельной работы учитель обращает внимание на общие признаки внешнего строения рыб (разделение тела на голову, туловище и хвост, плавность перехода отделов тела, наличие парных и непарных плавников, костной чешуи у большинства, слизистой кожи, боковой линии и др.) и отличительные особенности, развившиеся в связи с их приспособлением к разным местообитаниям водной среды, а также на расположение и рост чешуи, значение чешуйчатого покрова тела. После учитель рассказывает об органах чувств у рыб, их расположении и особенностях строения. Учитель отмечает, что глаза рыб имеют неподвижные веки и обеспечивают различение предметов на близком расстоянии, ноздри ведут в органы обоняния – мешочки с чувствительными клетками, органы слуха, находящиеся в костях черепа, а в коже имеются осязательные и вкусовые клетки; рассказывает о строении и функциях боковой линии.

После беседы о внешнем строении рыб учитель рассказывает о внеурочных заданиях, выполнение которых позволяет убедиться в существовании групповой (ненаследственной) изменчивости, изучаемой в общей биологии. Можно, например, обсудить вопрос: изменится ли окраска рыбы, если она окажется в местах с более темным или более светлым грунтом дна водоема. После получения разноречивых ответов 4–5 ученикам дается задание, в процессе выполнения которого они и получают ответ на поставленный вопрос. Для проведения опыта учащимся рекомендуется взять 2–4-х одинаковых по окраске бычков ротанов или сомиков, а затем одну-две рыбки поместить в трехлитровую банку с аквариумной водой, обернуть ее до половины черной бумагой и поставить на такой же лист бумаги; других рыбок поместить в трехлитровую банку, но обернутую бумагой белого цвета, и поставить ее на белую бумагу. Можно предложить опыт, выясняющий влияние температуры воды на окраску тела рыбы.

После обобщающей беседы о внешнем строении и образе жизни рыбы учащимся целесообразно предложить несколько вопросов для размышления, например, что произойдет с рыбой, если у нее окажутся поврежденными грудные или брюшные плавники? Почему рыбы даже в мутной воде рек не ударяются о подводные камни или коряги? В каких областях техники использована форма тела рыбы и почему?

После учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы.

Категория: КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: разработки уроков биолог, Как обучать биологии Животные 8 кла, биология в школ, методическое пособие для учителей б, зоология 8 класс
Просмотров: 32 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика