Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Пятница, 18.08.2017, 13:43






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [147]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [26]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [67]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [51]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [105]
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [79]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ. СТРАННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ [85]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ [38]
БИОЛОГИЯ В 11 КЛАССЕ [134]
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ [110]
ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ В ТУПИК УЧЕНЫХ [197]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА [8]
ВИРУСЫ [85]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК БИОЛОГИИ [19]
РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ [15]
КРОССВОРДЫ [62]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [42]
ЯРКИЕ ВИКТОРИНЫ ПРО ЖИВОТНЫХ [48]
БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ [105]
В 6 КЛАССЕ [46]
В 9 КЛАССЕ [60]
В 7 КЛАССЕ [60]
БИОЛОГИЯ В 10 КЛАССЕ [81]
ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ [27]
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [11]
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА [12]
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ [12]
КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС [72]
Главная » Файлы » КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС

Урок биологии "Происхождение и важнейшие отряды птиц"
23.02.2017, 12:30

Задачи: познакомить учащихся с доказательствами происхождения птиц от древних пресмыкающихся и важнейшими отрядами современных птиц.

Оборудование: таблица «Происхождение птиц», гипсовая копия отпечатка первоптицы, рисунки с изображениями представителей важнейших отрядов птиц.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.


Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит уплотненную проверку знаний: устную индивидуальную о сезонных явлениях в жизни птиц и письменную индивидуальную по дидактическим карточкам.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Что происходит в жизни птиц весной – в период гнездования и выведения потомства?

2. Какие изменения происходят в жизни птиц в послегнездовой период?

3. На какие группы делят птиц по особенностям их сезонных перемещений и что характерно для каждой из них?

4. Какими способами изучают сезонные перемещения птиц и как могли возникнуть перелеты птиц?

Дидактические карточки:

Карточка 4. На рисунке изображена схема строения дыхательной системы птицы.

Напишите, что обозначено на рисунке. Какое значение в жизни птицы имеют воздушные мешки? Почему при длительном и быстром полете у птиц не бывает одышки?

Карточка 5. На рисунке представлена схема строения сердца птицы с отходящими сосудами.

Напишите, что обозначено на рисунке. Чем отличается по строению сердце птицы от сердца пресмыкающегося? Какое это имеет значение?

Карточка 6. На рисунке изображена схема строения яйца птицы.

Напишите, что обозначено на рисунке. Каким образом часть желтка с зародышевым диском в яйце птицы всегда обращена к верху?

Также на этом уроке можно использовать и ранее описанные карточки.

После подведения итогов проверки знаний учитель задает вопрос: что служит доказательством происхождения животных того или иного типа или класса? Какие позвоночные животные могли быть предками птиц? Уточнив полученные ответы, он предлагает учащимся доказать, что современные птицы имеют наибольшее сходство с современными пресмыкающимися, и, выслушивая их доводы, выделяет признаки сходства сравниваемых животных: наличие у них сухой кожи, чешуйчатого покрова, перьев, состоящих, как и чешуи, из рогового вещества, клоаки, откладывание оплодотворенных яиц, богатых питательными веществами и покрытых защитными оболочками, одинаковых зачатков конечностей и других органов на ранних стадиях зародышевого развития, развитых пальцев у птенцов гоацинов. Все эти признаки сходства демонстрируются на таблицах.

Обратив внимание на то, что имеются и палеонтологические доказательства, учитель демонстрирует изображение отпечатка и восстановленного облика первоптицы и предлагает учащимся назвать признаки птицы в ее строении, доказать, что первоптицы имели большее сходство с пресмыкающимися, чем современные птицы. Комментируя ответы учащихся, учитель добавляет, что особенности строения скелета первоптицы свидетельствуют о том, что они плохо летали и вели древесный образ жизни.

Далее учитель поясняет, что первоптицы жили на Земле примерно 180 млн лет назад и что в последнее время найдены останки более древней первоптицы – протоависа, жившей 225 млн лет назад и имевшей больше признаков сходства с современными птицами, чем археоптерикс: более развитый киль, челюсти, более похожие на клюв, многие кости были полыми. Таким образом, протоавис – возможный предок современных птиц, а археоптерикс представляет собой особую боковую ветвь в развитии древних пресмыкающихся.

После рассказа о предполагаемых предках птиц – мелких динозаврах и их изменениях в процессе эволюции, появлении первых древних птиц в лесах и их дальнейшем расселении по другим местообитаниям, учитель рассказывает о многообразии современных птиц, их важнейших отрядах (в настоящее время выделено около 40 отрядов).

Сначала изучается отряд воробьинообразных как самый крупный по числу видов. Учащимся предлагается назвать демонстрируемых птиц и сказать, где можно увидеть их в природе. Выслушав ответы, учитель объясняет, что для большинства воробьинообразных характерны такие признаки, как обитание в лесах, четырехпалость (три пальца направлены вперед, а один назад), образование пар в период гнездования, искусность постройки гнезд, вылупление из яиц птенцов голых и беспомощных.

Далее рассматривается отряд ржанкообразных (второй по числу видов после воробьинообразных). Поскольку на территории нашей страны из птиц этого отряда обитают кулики, им и уделяется основное внимание. Учитель демонстрирует рисунки с изображениями вальдшнепа, чибиса, зуйка, перевозчика и просит учащихся сказать, какие из этих птиц им известны и по каким признакам любого кулика можно отличить от других птиц. Уточнив ответы школьников, он объясняет, где этих птиц можно встретить в природе и каковы особенности их внешнего строения, добавляет, какую величину имеют эти птицы и рассказывает об особенностях их питания.

Представители следующего отряда – гусеобразных – учащимся хорошо знакомы. Поэтому учитель предлагает им сравнить между собой изображенных на рисунках гусей, уток, лебедей и ответить на вопросы: почему эти птицы выходят из воды сухими? Каковы особенности строения и расположения их ног? Каковы особенности строения их клюва и с чем это связано? Что помогает гусеобразным спасаться от врагов на открытых участках водоемов и добывать пищу с глубины?

В беседе о курообразных учитель обращает внимание учащихся на особенности строения ног, способствующие разгребанию почвы или лесной подстилки при добывании корма; клюва, приспособленного к питанию лесными ягодами и листьями растений, и крыльев, обеспечивающих стремительный взлет и непродолжительный полет.

Далее подобным образом учитель знакомит учащихся с аистообразными, соколообразными, дятлообразными и другими отрядами и подводит итоги урока.

На этом уроке также можно организовать самостоятельную работу учащихся с учебником: предложить им, используя текст параграфа, составить в тетрадях таблицу «Важнейшие отряды птиц», отметить в ней названия отрядов, представителей и их характерных признаков. Для закрепления полученных знаний учитель называет признаки того или иного отряда, а учащиеся – названия отрядов и их представителей или наоборот.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа; ответить на вопросы; в тетради составить и заполнить таблицу «Важнейшие отряды птиц» (если ее не заполняли на уроке).

Категория: КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: разработки уроков биолог, Как обучать биологии Животные 8 кла, биология в школ, методическое пособие для учителей б, зоология 8 класс
Просмотров: 35 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика