Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Пятница, 18.08.2017, 13:44






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [147]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [26]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [67]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [51]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [105]
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [79]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ. СТРАННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ [85]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ [38]
БИОЛОГИЯ В 11 КЛАССЕ [134]
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ [110]
ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ В ТУПИК УЧЕНЫХ [197]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА [8]
ВИРУСЫ [85]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК БИОЛОГИИ [19]
РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ [15]
КРОССВОРДЫ [62]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [42]
ЯРКИЕ ВИКТОРИНЫ ПРО ЖИВОТНЫХ [48]
БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ [105]
В 6 КЛАССЕ [46]
В 9 КЛАССЕ [60]
В 7 КЛАССЕ [60]
БИОЛОГИЯ В 10 КЛАССЕ [81]
ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ [27]
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [11]
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА [12]
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ [12]
КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС [72]
Главная » Файлы » КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС

Урок биологии "Размножение и развитие рыб"
23.02.2017, 12:55

Задачи: показать на конкретных примерах особенности размножения и развития рыб; рассказать о проявляемой ими заботе о своем потомстве.

Оборудование: таблица «Внутреннее строение рыбы»; рисунки с изображением колюшки, горчака, морского конька и некоторых других рыб с сильно развитым инстинктом заботы о потомстве.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.


Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит уплотненную проверку знаний учащихся: устную индивидуальную о внутреннем строении рыб и письменную индивидуальную (по дидактическим карточкам) о внешнем строении рыб.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Скелет и мускулатура рыбы.

2. Особенности пищеварительной и дыхательной системы органов. Плавательный пузырь.

3. Кровеносная и выделительная система рыбы.

4. Обмен веществ и нервная система рыбы.

Дидактические карточки:

Карточка 1. На рисунке изображено внешнее строение рыбы.

Напишите, какие отделы и органы тела рыбы обозначены на рисунке цифрами…

Какие функции у рыб выполняют хвостовой и грудные плавники?

Карточка 2. На рисунке изображены: карась, щука, сом.

Напишите, в чем они сходны между собой.

Чем различаются у них строение и расположение плавников?

Перед изучением размножения и развития рыб учитель задает вопросы: каково значение размножения в жизни животных? Какие органы размножения имеют животные? У каких известных вам рыб самки и самцы различаются по внешним признакам и по каким именно? По какому признаку при вскрытии рыбы можно безошибочно определить: самка это или самец? Дополняя ответы учащихся, учитель отмечает, что у некоторых рыб самцы резко отличаются от самок яркой окраской, величиной, строением плавников и по другим признакам. При возможности проводится демонстрация гуппи, макроподов, петушков или других аквариумных рыб, у которых самки и самцы по внешнему виду заметно различаются между собой.

Прежде чем рассказать о нересте рыб, условиях, в которых происходит оплодотворение икры, развитие личинок, а затем и мальков, учитель выясняет, что известно учащимся о размножении рыб. Обобщая полученные ответы, объясняет, что выметывание самками созревшей икры и ее оплодотворение выделяемыми самцами сперматозоидами называют нерестом. При этом он отмечает, что нерест рыб обычно происходит в определенных местах (нерестилищах), где имеются наиболее благоприятные условия для развития зародышей внутри отложенной икры. После учитель рассказывает, что некоторые рыбы (проходные) идут на нерест из морей в верховья рек или из рек – в море (речной угорь), преодолевая различные препятствия. Далее раскрывает содержание понятия «нерестовые миграции».

Рассказывая о начальных стадиях развития рыб, учитель обращает внимание учащихся на образование многоклеточного зародыша, формирование у него различных тканей и органов, появление личинок и превращение их в мальков. С понятием «личинка» учащиеся уже знакомились при изучении беспозвоночных животных. Здесь же отмечается, что личинкой рыбы называют стадию развития, на которой она имеет желточный (зародышевый) мешок с остатками питательных веществ икринки, а после исчезновения такого образования, перехода на самостоятельное питание личинка становится мальком – рыбкой, вполне похожей на взрослых особей.

После учитель задает вопросы: почему самки большинства видов откладывают огромное количество икры, с чем связана такая высокая плодовитость? Уточнив и конкретизировав ответы, учитель поясняет, что часть икры остается неоплодотворенной, в части икринок зародыши погибают из-за неблагоприятных условий, также много икры, а затем личинок и мальков съедают другие рыбы, различные водные беспозвоночные животные. Учащиеся приходят к выводу, что развившаяся приспособленность к образованию и выметыванию большого количества икры спасает рыб от вымирания.

Назвав рыб (горчак обыкновенный, колюшка трехиглая, макропод, морской конек и др.), откладывающих небольшое число икринок, учитель задает вопрос: а как такие рыбы могли сохраниться в природе?

Далее учитель рассказывает, как строят гнезда и охраняют отложенные икринки колюшка и макропод, как вынашивают икринки и спасают мальков от гибели самцы тиляпий и морских коньков, какие приспособления развились у горчака к выращиванию своего потомства и пр. При этом учащиеся на конкретных примерах приходят к выводу об инстинктивном характере такой заботы. (Эти вопросы всегда вызывают у школьников большой интерес.)

Как о приспособлении к сохранению в природе учитель рассказывает о развившемся у некоторых рыб яйцеживорождении, а учащимся предлагает назвать известных им аквариумных живородящих рыб.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы.

Категория: КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: разработки уроков биолог, Как обучать биологии Животные 8 кла, биология в школ, методическое пособие для учителей б, зоология 8 класс
Просмотров: 33 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика