Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Пятница, 22.09.2017, 21:56






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [147]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [26]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [67]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [51]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [105]
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [79]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ. СТРАННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ [85]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ [38]
БИОЛОГИЯ В 11 КЛАССЕ [134]
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ [110]
ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ В ТУПИК УЧЕНЫХ [197]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА [8]
ВИРУСЫ [85]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК БИОЛОГИИ [19]
РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ [15]
КРОССВОРДЫ [62]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [42]
ЯРКИЕ ВИКТОРИНЫ ПРО ЖИВОТНЫХ [48]
БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ [105]
В 6 КЛАССЕ [46]
В 9 КЛАССЕ [60]
В 7 КЛАССЕ [60]
БИОЛОГИЯ В 10 КЛАССЕ [81]
ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ [27]
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [11]
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА [12]
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ [12]
КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС [72]
Главная » Файлы » КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС

Урок биологии "Размножение и развитие земноводных. Происхождение и значение"
23.02.2017, 12:48

Задачи: познакомить учащихся с особенностями размножения и индивидуального развития земноводных; показать, в чем проявляется забота о потомстве; рассказать о сравнительно-анатомических и палеонтологических доказательствах происхождения земноводных от рыб.

Оборудование: влажный препарат «Развитие лягушки»; фрагмент таблицы «Размножение и развитие лягушки»; рисунки для фланелеграфа или магнитной доски с изображением начальных стадий развития зародыша лягушки или таблица-свиток; схемы: «Строение головастика» и «Выход позвоночных на сушу»

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, наблюдения при работе с раздаточным материалом.


Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами, а затем проводит устную фронтальную проверку знаний.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Чем питаются земноводные и как они захватывают и проглатывают добычу?

2. Какие изменения происходят с пищей в ротовой полости лягушки?

3. Каковы особенности печени и поджелудочной железы у земноводных и каковы их функции?

4. Куда открываются у земноводных прямая кишка, органы выделения и размножения?

5. При помощи каких органов происходит дыхание земноводных?

6. Благодаря чему атмосферный воздух поступает в легкие земноводных?

7. У каких земноводных и почему кожное дыхание преобладает над легочным дыханием?

8. Чем различаются легкие земноводных, живущих большую часть времени в водоемах, и земноводных, связанных с водой только в период размножения?

9. Чем кровеносная система земноводных отличается от кровеносной системы рыб?

10. В связи с чем у земноводных сформировался второй (малый) круг кровообращения?

11. В какой части сердца земноводного происходит смешение артериальной и венозной крови?

12. Что представляют собой органы выделения земноводных?

13. В связи с чем земноводные имеют непостоянную и невысокую температуру тела?

14. Чем головной мозг земноводных отличается от головного мозга рыб и как можно объяснить такие отличия?

После проверки знаний учитель подводит ее итоги и переходит к изучению нового материала.

Процесс размножения и развития земноводных интересен прежде всего как одно из ярких доказательств их происхождения от рыб. Большинству учащихся многое известно о размножении и развитии лягушки, поэтому после постановки познавательной задачи учащимся предлагается рассказать все, что они знают по данному вопросу, и только после этого учитель объясняет, как происходит выметывание икры и ее оплодотворение, развитие личинок (головастиков) от их появления вплоть до выхода на сушу.

Далее учащиеся отвечают на вопросы: когда и где размножаются лягушки, жабы, тритоны? При обсуждении ответов на этот вопрос учитель обращает внимание на половой диморфизм (самцы лягушек значительно мельче самок, имеют резонаторы – наружные у зеленых лягушек и внутренние у травяных; развитие у гребенчатого тритона гребня во время размножения). Отмечает условия для размножения: большое количество постоянных и временных водоемов, потепление воды; знакомит с особенностями откладки икры, приспособленностью икры к улавливанию солнечного тепла и защите развивающихся зародышей от избыточного действия ультрафиолетовых лучей. Рассказывает о начальных стадиях развития зародыша: дробление внутреннего содержимого оплодотворенной яйцеклетки и образование многоклеточного зародыша, формирование у него тканей и органов. При рассмотрении начальных стадий развития используются заранее подготовленные рисунки: на фланелеграфе или магнитной доске изображается соответствующая схема.

Перейдя к изучению постэмбрионального развития земноводных, учитель демонстрирует на таблице головастиков лягушки и предлагает ответить учащимся на вопросы: чем головастики по внешнему виду схожи с рыбой? Какие изменения происходят с ними в процессе развития? Почему со временем они все чаще и чаще поднимаются к поверхности воды?

Обобщив полученные ответы, учитель отмечает, что для головастиков, вышедших из икринки, характерны наружные жабры и присоски, органы боковой линии. Поскольку рот отсутствует, питание происходит за счет остатков питательных веществ икринки, а с возрастом образуется рот с роговыми челюстями и уже преобладает питание водорослями, гниющими органическими остатками и бактериями, наружные жабры заменяются внутренними, появляются парные конечности, происходит постепенное рассасывание хвоста, исчезает плавательная перепонка, изменяется форма головы. Затем внимание учащихся переключается на схему строения головастика с внутренними жабрами, и учитель отмечает наличие у него хорды, двухкамерного сердца и одного круга кровообращения. При подведении итогов изученного материала учащиеся подводятся к выводу о сходстве земноводных на ранних стадиях развития с рыбами как свидетельстве того, что их далекие предки вели водный образ жизни. Далее учащимся предлагается ответить на вопрос: почему у лягушек, жаб и большинства других земноводных, самки которых откладывают много икры, до взрослого состояния выживает только небольшая часть потомства? После уточнения полученных ответов учитель (при наличии времени) рассказывает о заботе о потомстве, проявляемой земноводными, живущими в местах с неблагоприятными условиями для их размножения и развития (южноамериканские квакша-кузнец и древесная лягушка филломедуза, жаба-пипа и жаба-повитуха). Напомнив о большом сходстве земноводных с рыбами, особенно на ранних стадиях развития, учитель задает вопрос: может ли быть такое сходство случайным? Ответив на него отрицательно, он сообщает о находках окаменевших остатков древних земноводных и древних кистеперых рыб, в строении которых наблюдалось большее сходство, чем в строении современных земноводных и рыб, в частности, они имели сплошной панцирь на голове, брюшные костные чешуи, сходные кости в скелете конечностей. Учащимся напоминается, что существование древних кистеперых рыб подтверждается находками «живой ископаемой» рыбы латимерии, и обращается внимание на то, что земноводные могли произойти от вымерших кистеперых рыб, у которых, в отличие от латимерий, скелет плавников по плану строения совпадал со скелетом конечностей древних земноводных, и что древние примитивные земноводные ихтиостеги были внешне похожи на тритонов и сохраняли многие признаки рыб. Происхождение земноводных – очень важный вопрос в разделе «Животные». Здесь впервые вполне конкретно выясняется происхождение одной группы животных от другой. Поэтому учитель сообщает учащимся, когда на Земле появились древние земноводные, как и в связи с чем происходил процесс преобразования древних кистеперых рыб в древних земноводных. Правильное освещение этих вопросов имеет важное значение в понимании учащимися исторического развития животного мира. Значение земноводных в природе и жизни человека учитель выясняет в процессе беседы, предлагая учащимся вспомнить, чем питаются земноводные, для каких животных они сами служат источником пищи, каковы, по их мнению, причины сокращения их численности и что необходимо предпринимать для их сохранения на Земле. После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа; ответить на вопросы и выполнить задания.

Категория: КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: разработки уроков биолог, Как обучать биологии Животные 8 кла, биология в школ, методическое пособие для учителей б, зоология 8 класс
Просмотров: 34 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика